Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОТРЕБНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
20 февраля 2016г.

Цели, задачи и содержание психологической помощи в настоящее время преимущественно определяются тем подходом, в рамках которого работает школьный психолог. На сегодняшний день существует большое разнообразие концепций психологической помощи в сфере образования. Разработаны различные модели психологической службы - служба психологического содействия (И.В. Дубровина, Е.И. Рогов, О.В. Хухлаева, И.В. Вачков), служба психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, А.А. Левитская, Р.В. Овчарова), служба психологического здоровья (В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов), служба поддержки образования (В.В. Рубцов) и др. [1, 2, 3, 4]. Какие же психологические трудности школьников выделяют авторы перечисленных моделей?

Наиболее типичные проблемы, которые  решает  школьный  психолог,  работая  в  начальных классах: готовность к школьному обучению, адаптация к школе, развитие произвольности, внимания и памяти, несформированность внутренней позиции школьника, мотивация учения. Одной из наиболее часто встречающихся проблем при переходе детей из начальной школы в среднюю является сложность адаптации четвероклассников к новым учителям, часто сопровождающаяся конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

Для подросткового возраста характерна «школьная дезадаптация», что может проявляться в низкой успеваемости, плохой дисциплине, расстройстве взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, появлении негативных черт в личности и поведении, отрицательных субъективных переживаний и т. п. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия и т. п. В результате в этом возрасте мы встречаемся с самым большим количеством так называемых «трудных» детей. Но даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость эмоционального состояния, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций.

Свои проблемы возникают и в работе с учащимися старших классов, когда перед ними остро встают сложные проблемы жизненного самоопределения. Учащиеся ждут от психолога ответов на вопросы о том, как овладеть определенными учебными умениями и навыками, как преодолеть сложности в общении со сверстниками, во взаимоотношениях с учителями и родителями, как развивать те или иные личностные качества, как составить программу самовоспитания, какую профессию выбрать в будущем и др. [1, 2, 3, 4].

Важно отметить, что динамика развития современного общества, кардинальные изменения в сфере образования не могут не отражаться на содержании психологической помощи и требуют внимательного отношения психологов к реальным потребностям детей и взрослых. Научные исследования психологических проблем школьников, родителей и педагогов как участников образовательного процесса на современном этапе фактически отсутствуют, мы нашли лишь данные локальных мониторингов по отдельным образовательным учреждениям. В этой связи анализ психологических проблем учащихся, выявление их реальных потребностей в психологической помощи является важным условием эффективной профессиональной деятельности школьного психолога.

На данном этапе реализации научно-исследовательского проекта осуществлен психолого-педагогический анализ школьных проблем учащихся 7,9,11 классов. В исследовании приняли участие 300 учеников школ, лицеев и гимназий г.Орла. Основной методикой исследования стал опросник Е.А. Савиной (2014), состоящий из двух частей [5]. В первой части учащиеся должны были ответить на следующие вопросы: «Есть ли в твоей школе психолог?», «Обращался ли ты когда-нибудь к его помощи?». Затем учащиеся отмечали степень удовлетворённости оказанной психологической помощью  по  10-ти бальной шкале.  Вторая часть  опросника содержит 8 утверждений (шкал) о возможных трудностях или проблемах учащихся: 1) проблемы в отношениях с родителями (конфликты, непонимание); 2) проблемы с одноклассниками (конфликты, непонимание, нет друзей); трудности в учёбе (плохо понимаешь учебный материал, с трудом запоминаешь); 4) сильное волнение перед контрольной работой; 5) плохое настроение; 6) суицидальные мысли; 7) проблемы во взаимоотношениях с учителями (учителя несправедливо ставят оценки, не понимают тебя или не уважают твоё мнение); 8) проблемы с выбором профессии. Частота возникновения указанных проблем определялась по 5-ти бальной шкале. Кроме этого по каждой шкале учащиеся отмечали, обратятся ли они или нет за помощью к школьному психологу при наличии или возникновении данных проблем.

Результаты исследования показали, что у учащихся 7 класса наиболее выражены следующие психологические проблемы: волнение перед контрольной работой (64 %) и проблема выбора профессии (39 %).

Учащиеся 9 класса преимущественной обеспокоены такими проблемами, как: волнение перед контрольной работой (61 %); проблема плохого настроения (46 %); проблема выбора профессии (43 %); трудности в учёбе (39 %).

Учащиеся 11 класса чаще сталкиваются со следующими психологическими проблемами: волнение перед контрольной работой (55 %) и плохое настроение (48 %).

Далее мы сравнили результаты, полученные в разных классах школ г. Орла между собой. Нами не были выявлены различия между учащимися 7, 9 и 11 классов по частоте возникновения следующих проблем: проблемы с родителями; проблемы с одноклассниками; суицидальные мысли; проблемы с учителями; проблемы с выбором профессии.

Остановимся на выявленных различиях в частоте возникновения проблем. Оказалось, что девятиклассники чаще испытывают трудности в учёбе, чем учащиеся 7 и 11 классов. Учащиеся 7 и 9 класса чаще испытывают волнение перед контрольной работой, чем учащиеся 11 класса. У девочек волнение перед контрольной работой возникает чаще, чем у мальчиков. Независимо от класса, проблема с настроением выражена сильнее у девочек, чем у мальчиков. Учащиеся 11 класса испытывают эти трудности значимо чаще.

Независимо от частоты возникновения психологических проблем, нами была выявлена низкая потребность подростков в получении психологической помощи. Только 8 % от общего числа испытуемых 7, 9 и 11 классов готовы обратиться к психологу, несмотря на выраженность психологических трудностей. Те немногие учащиеся, которые обращались за помощью к психологу, в целом ею удовлетворены.

Проведенное исследование ставит ряд проблем для дальнейшего осмысления и исследования. В частности, необходим более глубокий анализ причин неготовности учащихся средних и старших классов обращаться за профессиональной  психологической  помощью.  Также  нам  представляется  важным  осуществить  анализ профессиональных компетенций школьного психолога, формируемых в вузах, и уточнить их содержание с точки зрения актуальных потребностей образовательной практики. Полученные результаты позволят дополнить существующие теоретические модели психологической службы и видов деятельности практического психолога образования с учетом реальных потребностей и запросов получателей психологической помощи.

 

Список литературы

1.      Вачков И.В. Еще раз о месте психолога в школе // Школьный психолог. - 2008. - № 22. - С 6-8.

2.      Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 2000.

3.      Дубровина И.В. Практическая психология образования. - Спб: Питер, 2004.

4.      Психологические центры: организация, содержание деятельности, документация / Под ред. С.Б. Малых. - М., 2007.

5.      Савенкова И.А., Савина Е.А., Тюренкова И.С. "Психолого-педагогический анализ школьных проблем учащихся" // "Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии" - сборник научных трудов участников IV Международной научно-практической конференции (22-23 октября 2015 г.). - Орел, 2015. - С. 64-68.