Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕФЛЕКСИВНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 февраля 2016г.

Проблема профессионализма является исконной проблемой любого серьезного шага развития современного общества. Вторая половина двадцатого столетия прошла под знаком перемен и вызвала озабоченность и интуитивные прозрения многих ученых, философов и общественных деятелей. Важнейшим итогом этих перемен является новое представление о профессионале и возможностях становления творческого профессионализма [1-3].

С нашей точки зрения наиболее полно образ профессионала 21 века вырастает из идеи «ноосферы» В.И. Вернадского. Человек ноосферы – человек способный быть частью коллективного разума, но не просто его функцией, а личностью, способной отвечать за общий результат.

Проблема создание условий для появления профессионалов нового типа, очевидно, решается только через изменение системы образования на всех ее уровнях и этапах в соответствии с медленно складывающимся в ответ на вызовы времени актуальным образовательным прототипом.

Не будет преувеличением сказать, что подготавливаемый в течение полувека переход в новую эру произошел – и мы теперь все живем и работаем в принципиально новой ситуации. Можно с ходу набросать ее черты и признаки, вслед за А. Асмоловым, или Э. Тофлером, или М. Маклюэном. Одним из наиболее ярких является феномен сетевого знания.

Феномен сетевого знания порождает вокруг себя разнообразные дискуссии ученых, так как требует перестройки способов и методов научной и другой профессиональной коммуникации для доказательства своей продуктивности и полезности. В то же время все большее количество профессионалов различных областей знания видит огромный потенциал сетевых структур. Так, известный американский футуролог Джон Нейсбит [9] усматривает в них зародыш конструктивного будущего как социального феномена построения горизонтальных связей, имеющих несопоставимо больший КПД, чем у традиционных иерархических многоуровневых структур.

С точки зрения американского социолога, возможность вовлечения большого круга специалистов в процессы порождения и освоения новых профессиональных идей, несомненно, будет способствовать новому шагу развития всего общества. Действительно, облегчение получения информации, продвинутые алгоритмы и новые принципы заочной и дистанционной интеллектуальной кооперации способствуют высвобождению творческих сил людей и минимизации временных затрат, сохранению иных дефицитных ресурсов деятельности.

С другой стороны, идеи, мысли, интуиции людей, встречаясь в едином коммуникативном пространстве медиасреды, начинают взаимодействовать, порождают синергийные процессы и приводят к большим и существенным открытиям.

Одним из апробированных продуктивных подходов к решению данной проблемы с нашей точки зрения оказывается рефлексивно-позиционный поход к  проектированию ситуаций развития творческого профессионализма. (Ковалева Н.Б.1984, 2010). Основные принципы эффективной профессионализации на его основе представлены в следующих тезисах:

· Творческий профессионализм предполагает овладение способами построения различных профессиональных позиций и системой гибких переходов между ними (позиция понимается как ценность, реализуемая в конкретных способах организации деятельности). Один из механизмов – интенсификация продуктивной личностной рефлексии.

· Выход в творческую профессиональную позицию  опирается  на  уникальный личностный опыт, возникающий не столько в контексте решения конкретных профессиональных задач, сколько в целостном контексте личностного опыта.

· Представление о рефлексивно-творческом потенциале специалиста как сочетании способности к осуществлению целостной рефлексии профессионального опыта, профессиональной деятельности и готовности выйти за рамки чисто профессионального мастерства к смыслотворчеству и проектированию собственного жизненного пути в опоре на представление об идеале должного [5, 6, 8, 10].

Эти теоретические положения, некоторые другие не менее важные принципы и механизмы составили научно-практическую основу формирования содержательно-коммуникативного поля исследования и деятельности сообщества «Мастерская педагогического сценирования».

Заявляемый предмет исследовательской коммуникации – создание, обсуждение, реализация в опоре, в том числе, на медиаобразовательные технологии сценарных разработок учебных занятий,  направленных на реализацию личностного и метапредметного компонента ФГОС; освоение технологий рефлексивно– позиционного подхода и экспериментальный поиск средств понимания и ценностно-смыслового самоопределения к интеллектуальным, технологическим, нравственным вызовам (равно как и возможностям) нашей эпохи с точки зрения осуществления собственной педагогической миссии в высоком смысле этого слова [4,5].

Одна из острых проблем нашего времени связана с такими признаками деградации общества, как феномены ценностной диффузии, вмененного понимания, клипового мышления, мотивационного сдвига в сторону «ценностей» массового потребительского сознания.

В условиях тотальной информатизации и ставшей глобальной медиасреды, с их новыми возможностями и рисками, перестройка образовательных программ требует учета таких первостепенных задач медиаобразования, как:

-     формирование способностей (индивидуально присвоенных культурных способов) к ориентации и построению продуктивных норм жизни в метакультурной ситуации развития личности и общества в условиях стремительно возрастающих объемов доступной информации

-    развитие культуры понимания образно-символической основы языка и мышления, позиционности и позиционной коммуникации в условиях коллективного профессионального взаимодействия;

-   построение программ собственного развития;

-   развитие творческого личностного начала, субъектности, творческой и коммуникативной кооперации.

Достаточно успешным прецедентом решения данных задач оказался проект профессионального сетевого сообщества «Мастерская педагогического сценирования». Мастерская была создана для решения задач разработки, трансляции, внедрения и экспертизы передовых технологий, обеспечивающих реализацию стратегических задач развития основного образования. Форма работы – проектирование, апробация и внедрение сценарных решений, построенных на основе медиагерменевтических и сюжетно-деятельностных технологий Н.Б. Ковалевой. Данные технологии позволяют создавать содержательные опоры и другие условия для развития личностных качеств, способностей к самоопределению, других метапредметных способностей учащихся [24, с. 85-114]. Центральным содержанием медиагерменевтики является формирование модели коммуникации в информационно-насыщенной гипертекстовой среде с целью развития способности понимания (медиатекстов) и освоения знаково-образной основы языка и мышления.  Сюжетно-деятельностные технологии предполагают, прежде всего, моделирование ситуации выбора из множества вариантов с открытым финалом. Анализ оснований и ценностной мотивации героя или актора художественного текста, с целью прояснить культурные основания позиционного противоречия и выразить их в форме творческой рефлексии. Технологии успешно апробированы в десятках образовательных программ, направленных на раскрытие личностного потенциала подростков за счет погружения в культурный контекст.

Введение и применение сценарного подхода в образовательном пространстве школы требует от педагога больших творческих вложений и готовности к импровизации на уроках. Соответственно, сам педагог нуждается в системе, обеспечивающей поддержку поисков, исследований и адекватную экспертизу его разработок. Как показала практика, создание сетевого профессионального объединения мастеров педагогического сценирования как социокультурного пространства полиреферентного (проектный опыт каждого участника – доступен всем) профессионального взаимодействия, осуществляемого в сетевом формате (дистантно и очно) на регулярной основе, является эффективной формой развития творческого профессионализма педагогов. Только за этот учебный год сообществом создано и внедрено в практику более 100 инновационных сценарных и проектных разработок, но, самое главное, отработан реальный механизм формирования психолого-педагогических компетенций учителей, необходимых для повышения качества знаний, воспитания и успешной социализации школьников.

 

Список литературы

1.      Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Приложение к постановлению Правительства Москвы от 8 декабря 2011 г. № 2227-р

2.      Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 1. URL: http:// psystudy.ru

3.      Библер В.С. На гранях логики культуры: Книга избранных очерков. — М., 1997.

4.      Вернадский В.И.. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. –261 с.

5.      Гудилина С.И. Медиаобразование в развитии личности // Наша новая школа – путь к культуре граждан и развитию общества: науч.-попул. изд.: в 6 т./ Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. – С. 441-456.

6.      Зверев С.М., Слободчиков В.И. Анализ понятия «прототип» – условие разработки содержания образования // Наука и образование. 2015, N 4. С. 44-49.

7.      Ковалева Н.Б. Психолого-педагогические условия трансляции ценности образования и освоения индивидуальной образовательной траектории подростками // Психологическая наука и образование. – 2014. № 4. – С. 64-72.

8.      Ковалева Н.Б. Принципы развития творческой позиции и коммуникативной культуры личности в сложной гипертекстовой среде // Информационное поле современной России: практики и эффекты. — Казань: Казан. ун-т, 2013. – С. 480-487.

9.      Шариков А.В. О необходимости реконцептуализации медиаобразования // Медиаобразование, №4, 2012.С.61-76.

10.   Пак Л.Г. Личностно-ориентированная парадигма вузовского образования. / Л.Г. Пак // Образование и общество. 2009. - № 3 (56). — С. 13-17.

11.   Панов В.И. Изменение стратегических ориентиров развития российского образования. // Психодидактика образовательных систем. - СПб, 2007. — С. 17-20.



12.   Петунин О. Дискуссия как метод обучения в профильных классах. / О. Петунин // Народное образование. - 2006. - №7. - C. 142-145.

13.   Пинский А.А. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений

(организаций) при введении профильного обучения на старшей ступени общего образования. / А. А. Пинский, А.Г. Каспржак, К.Г. Митрофанов // Вестник образования. Тематическое приложение. 2004. - № 4.

- С. 39-55.

14.   Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург, 2009. — 264 с.

15.   Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство

«Эйдос»; 2012. — 73 с.

16.   В.И. Вернадский. Философские мысли натуралиста, М., 1988, с.228-254.

17.   .И. Вернадский. О пределах биосферы. - Известия АН, серия геологическая, 1938, (1, с.3-24) В кн.: В.И. Вернадский. Живое вещество и биосфера. (М., 1994, с.501-517

18.   Вернадский В.И.. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. – С. 139-150

19.   Вернадский В.И. / Научная мысль как планетное явление / М., 1989.

20.   McLuhan M., Understanding Media: The Extensions of Man. — N.Y.: McGraw Hill, 964

21.   Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. — М.: АСТ, 2001. — 509 с.