27 января 2019г.
При поступлении в школу ведущим видом деятельности младших школьников является обучение. Для ребенка этот переход является очень сложным: игровая деятельность, носящая относительно свободный характер, сменяется учебной деятельностью, носящей обязательный характер. Для успешного обучения ребенок должен не только быть психологически готов к учебной деятельности, но и иметь устойчивое желание учиться. В этот период важное значение для младших школьников имеет мотивация к обучению, включающая интерес к школе вообще и интерес к новому виду деятельности - обучению. И только при условии, что познавательный интерес к учебной деятельности постоянно поддерживается учителем, у ребенка постепенно развивается интерес к приобретению новых знаний, умений и навыков.
В настоящее время в педагогике используют различные методы, средства обучения младших школьников для развития познавательного интереса к содержанию учебного материала. Одним из эффективных средств для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения является дидактическая игра, в полной мере отвечающая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики.
С.А. Шацкий писал: «Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».
Анализ психолого-педагогической, методической литературы, практический опыт работы в школе подтверждает, что дидактическая игра является ценным средством всестороннего развития личности ребенка, источником усвоения различных знаний, умений и навыков.
Одним из основных предметов в начальной школе является математика, которая играет важную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта.
На уроках математики у учащихся формируются сознательные и прочные вычислительные умения и навыки, без которых невозможно успешное обучение в школе, так как в математике заложены огромные возможности для развития мышления младших школьников. На этом этапе учащиеся обучаются умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень), формируется в целом вычислительная культура. Под вычислительным умением понимается знание конкретного вычислительного приёма и его использование для определённого вида выражений. При этом следует отметить, что вычислительные умения и навыки тесно связаны между собой. С одной стороны, навыки составляют основу вычислительного умения, с другой стороны, вычислительные умения являются основой создания прочного вычислительного навыка. От того, как младшие школьники усваивают вычислительные приёмы, зависит дальнейшее совершенствование у учащихся вычислительных навыков.
Это образовательная задача приобретает особую значимость на начальной, основополагающей ступени обучения учащихся математике, следовательно, надо искать более эффективные средства для повышения уровня вычислений.
Б. Паскаль, писал: «Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая сделать его занимательным», и такую задачу может решить только дидактическая игра. Дидактическая игра является для ребенка наиболее подходящим методом, обеспечивающим наиболее эффективное формирование вычислительных умений и навыков младших школьников.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это самый доступный вид деятельности, в ходе которой дети учатся. Игра является важным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, особенности мышления, воображения, внимания, память, вызывает у ребенка живой интерес к процессу познания и способствует интеллектуальному, нравственному развитию. В игре охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают эмоциональную активность, проявляют потребность в общении. В ней учащиеся познают, запоминают новое, систематизируют, уточняют и пополняют запас знаний таким образом, что у них формируется познавательный интерес к предмету. Даже самые пассивные из них включаются в игру с огромным желанием.
В процессе повышения вычислительных умений и формирования навыков дидактическая игра способна давать хороший результат только в том случае, если через игровую деятельность выполняется целенаправленная система упражнений, основанная на знании правил и алгоритмов вычислений. В дидактической игре ребёнок может осуществлять действия, в которых каждая операция осознается и контролируется им или его сверстниками: так, например, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, осуществляет доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Игра, включающая элементы исполнительной деятельности, воспроизведения действия систематизирует, закрепляет знания о различных признаках предметов, их значении, о связях между ними, о пространственных, временных, числовых соотношениях, повышает вычислительные умения и формирует вычислительные навыки младшего школьника («Собери круговые примеры», «Логические концовки», «Как добраться до вершины», «Математические фокусы», «Определи курс корабля»). Использование на уроках математики дидактических игр и игровых упражнений делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание, развивает образное и логическое мышление, внимание, память, математическую зоркость и наблюдательность.
Повышение вычислительных умений и формирование вычислительных навыков - это трудный и длительный процесс. Результативность этого процесса зависит от сформированных личностных качеств младшего школьника, степени его подготовки и умения правильно организовать вычислительную деятельность.
Использование дидактической игры как фактора повышения вычислительных умений оправдано только тогда, когда она тесно связана с темой урока, органически сочетается с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.
Необходимо отметить, что дидактические игры должны иметь место на протяжении всей работы, и прежде всего на уроке.
Методика проведения дидактических игр, повышающая вычислительные умения и формирующая вычислительные навыки у учащихся, должна включать следующие элементы:
- цель игр;
- виды игр;
- содержание игр;
- формы организации игр;
- средства игр.
1. Цель игр: повышение вычислительных умений и формирование вычислительных навыков у учащихся.
2. Виды игр:
- дидактические игры порядкового аспекта,
-дидактические игры количественного аспекта,
- дидактические игры измерительного аспекта,
- дидактические игры алгоритмического аспекта
3. Содержание игр.
Содержание игры должно строго отвечать поставленной цели и включать в себя все структурные элементы дидактической игры: дидактическая задача, игровой замысел, игровое начало, игровое действие, правила игры, подведение итогов.
В игре обязательно должен быть элемент самоконтроля учащихся, что способствует повышению вычисленных умений и формированию вычислительных навыков у младших школьников.
Необходимо включать элемент соревнования, что способствует формированию автоматизма вычислений учащихся. Игра должна быть интересной и соответствовать возрастным особенностям учащихся, включать в себя разнообразный числовой материал, но не должна быть большой по объему.
В заключение хотелось бы отметить, что постоянное целенаправленное использование дидактических игр на уроках математики позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на всех этапах урока, тем самым делая процесс повышения вычислительных умений и формирования вычислительных навыков у учащихся более продуктивным.
Список литературы
1. Аргинская И.И. Методические особенности формирования вычислительных навыков и умений// Педагогический университет. «Первое сентября» 2005. № 22.
2. Бобровская Т.П. Урок математики в системе развивающего обучения // Начальная школа. 2010. № 12. С.25.
3. Данченко Т. Игровые технологии в начальной школе. [Текст]./ Т. Данченко // Учитель. - 2007. №5.
4. Епишева О.Б. Учить школьников учиться математике: формирование приемов учебной деʀҭҽљности: книга для учителя. [Текст]./ О.Б.Епишева. М.: Просвещение, 2010. С. 152.
5. Ерофеева Т.Н. Образование и развитие младших школьников. [Текст]./ /Т.Н. Ерофеева. - М., 2010. С. 304.
6. Лавлинская Е.Ю. Методика формирования вычислительного навыка по системе общего развития Занкова Л.В. [Текст]./ Е.Ю.Лавлинская - В.: Панорама, 2006. С. 176.