Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ЧЕЛОВЕК И РАДИАЦИЯ» В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

В современной школе вводят элективные курсы различной тематики в рамках реализации предпрофильной и профильной подготовки. Предпрофильные элективные курсы необходимы для того, чтобы школьники могли выбрать профиль обучения в старшей школе, исходя из своих интересов, склонностей и способностей [1, 4]. Проведенный анализ методической литературы показал, что в настоящее время элективные курсы по радиоэкологической тематике практически не включаются в учебный план школ. Это объясняется тем, что содержание этих курсов является сложным не только для школьников, но и для педагогов. Кроме того недостаточно разработаны методики преподавания этой тематики на основе деятельностного подхода. Одновременно с этим, знания по радиоэкологии, полученные учащимися, являются жизненно важными.

Человек живет в мире излучений, окружающих его повсюду, начиная с электробытовых приборов и заканчивая космическим излучением [5]. Любое излучение, проходящее сквозь живую клетку, не остается бесследным. В зависимости от дозы, которую получил живой организм, делается вывод о степени облученности [2, 3]. При выборе темы элективного курса мы учитывали и то, что количество источников излучений растет с каждым годом, но не каждый человек задумывается о безопасности и правилах действий в случае радиационного заражения местности, а также правилах проживания среди этих источников в быту.

Одним из социальных явлений в век атомной энергии является радиофобия, которая возникает из-за недостатка информации. Поэтому радиоэкологическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую актуальность в современное время.

Радиоэкологическое мышление  должно быть сформировано у каждого человека, особенно, если он проживает на территории, в непосредственной близости которой находятся предприятия атомной промышленности. Поэтому нами был разработан элективный курс «Человек и радиация», который ориентирован на обучение учащихся 9 класса правилам действий в зоне повышенной радиации в случае возникновения аварийной ситуации на атомных электростанциях, на формирование навыков пользования бытовым дозиметром и правилам поведения среди других источников изучений в окружающей среде.

В содержание курса включены теоретические сведения о радиации, ее видах, источниках излучений и дозах облучения, на основе которых в дальнейшем рассматривается ее влияние на живые организмы, характеризуются основные области использования радиации в современном мире.

Особое внимание уделено изучению явления радиофобии, которое встречается у людей. В связи с этим школьники знакомятся не только с крупнейшими авариями на объектах производства атомной энергии как одной из причин возникновения радиофобии у человека, но и с условиями безопасной деятельности объектов подобного типа, перспективами развития атомной отрасли.

В целом, курс направлен на формирование у учащихся осознанного отношения к радиации как к явлению полезному, и в то же время опасному для здоровья человека. Он носит межпредметный и практико- ориентированный характер.

Целью курса является обучить учащихся грамотному экологически безопасному поведению в условиях радиационного воздействия.

Для реализации данной цели сформулированы следующие задачи:

1.   Углубить знания школьников о радиации, ее источниках и применении в жизни человека.

2.   Научить школьников правилам безопасной жизнедеятельности среди излучений в окружающем мире.

3.   Сформировать у учащихся умения определять уровень радиации с помощью бытового дозиметра.

4.   Развить познавательный интерес у учащихся в области радиоэкологии через проектную деятельность.

Для решения поставленных цели и задач использовался деятельностный подход в обучении школьников и разные формы работы с ними: индивидуальная, групповая. С целью повышения интереса к элективному курсу первое занятие проводится в форме «путешествия», на котором актуализируются и выявляются знания школьников о радиации. В игровой форме – «судебное заседание» – проводится заключительное занятие, посвященное обобщению и систематизации знаний, полученных в ходе изучения курса. На остальных занятиях рекомендуется использовать элементы современных педагогических технологий обучения, в частности технологии критического мышления через чтение и письмо, кейс-технологии, игровой технологии и информационно-коммуникационной технологии. В элективном курсе рекомендуется организовывать проектную деятельность школьников по темам, которые предлагает учитель. Результатом проекта могут быть буклеты, презентации, разработанные мероприятия, направленные на обучение других школьников основам грамотного поведения в условиях радиационной загрязненности. С целью активизации познавательной деятельности учащихся нами использовались творческие задания по изготовлению буклетов, рисунков, написанию стихотворений, эссе по вопросам радиационной безопасности. При объяснении материала применялись мультимедийные средства - интерактивная доска, проектор, видеоролики и др.

Содержание элективного курса включает следующие темы: Введение в элективный курс (1 час)

Тема 1. Краткие теоретические сведения о радиации (5 часов)

Радиация. Радиоактивность. Период полураспада. Виды ионизирующих излучений и их проникающая способность: корпускулярное – альфа-излучение, бета-излучение, нейтронное излучение; электромагнитное излучение – гамма-излучение атомных ядер и тормозное излучение ускоренных электронов,  радиоволны, рентгеновское излучение. Единицы измерения радиации.

Нуклид, радионуклид, изотоп, изобар, изотон. Классификация радионуклидов как потенциальных источников внутреннего излучения, характер их действия на живые организмы.

Краткие сведения об истории открытия радиации. Работы А. Беккереля, В. Рентгена, М. Кюри, П. Кюри и других. Развитие научных исследований в области радиации. Открытия, связанные с радиацией: рентгеновское излучение, открытие радиоактивных свойств полония М. Кюри.

Естественные источники радиации: космическое излучение, природные ископаемые и др. Искусственные источники радиации: атомные электростанции, бытовые электроприборы и др.

Дозы облучения. Допустимые и недопустимые дозы облучения: поглощенная, эквивалентная, эффективная эквивалентная, коллективная эффективная эквивалентная, полная коллективная эффективная эквивалентная доза облучения. Дозиметр, устройство и правила работы с ним.

Практическая работа №1. Определение уровня радиации различных объектов (1 час) Тема 2. Источники энергии (3 часа)

Основные естественные  источники энергии: нефть,  газ,  уголь. Экологически безопасные источники энергии: энергия приливов и отливов, энергия солнца, энергия рек, энергия ветра. Ядерная энергия. Принцип работы атомных электростанций. Атомный реактор, его составные части. Типы реакторов: РМБК (реактор большой мощности канальный), ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор). Преимущества и недостатки атомных электростанций. Действующие атомные электростанции в России.

Сибирский химический комбинат как производитель топлива для атомных электростанций. Влияние Сибирского химического комбината на радиационную обстановку по Томской области.

Тема 3. Радиация вокруг нас (3 часа)

Применение радиации человеком. Излучение в медицине. Ионизирующие излучения в промышленности и технике.

Влияние радиации на живые организмы.

Радиация в быту. Радиационная безопасность при использовании бытовых приборов человеком: сотовых телефонов, холодильников, телевизоров, компьютеров и др.

Тема 4. Радиофобия как социальное опасное явление (2 часа)

Аварии на атомных электростанциях мира и международная шкала оценки  происшествий на АЭС, адаптированная для России.

Радиофобия. Причины возникновения радиофобии. Радиоэйфория. Правила поведения в зоне повышенной радиации.

Обобщение и систематизация знаний (1 час)

Таким образом, учитывая выше сказанное, элективный курс «Человек и радиация» может быть включен в учебный план различных общеобразовательных учебных заведений и реализован в предпрофильной подготовке школьников.

 

Список литературы

1.           Алесьева О.В., Аршавский Е.Я. Предпрофильная подготовка //Химия в школе. № 5, 2006. С.12–14.

2.           Белов А.Д., Киршин В.А., Лысенко Н.П., Пак В.В. Радиобиология. М.: Колос, 1999. 384 с.

3.           Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учебное пособие для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 466 с.

4.           Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Химия: методика преподавания в школе, 2003. С. 3 – 17.

5.           Мурин А.Н. Физические основы радиохимии. М.: Высшая школа, 1971. 288 с.