Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ В ШКОЛАХ ЯКУТИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
20 января 2018г.

Для развития системы базовых национальных ценностей здоровья в Республике Саха (Якутия) используется творческое преломление опыта здоровьесбережения народа в суровых северных условиях. В качестве фундаментального ядра содержания системы базовых ценностей «здоровья» в школьном биологическом образовании лежат национальные представления о здоровье, отражающиеся в народных традициях, символах, языковых конструкторах как эталонные образцы здоровья, имеющие национально- этническую форму. Школьный биологический курс выявляет наиболее значимые для учащихся проблемы здоровья в условиях Крайнего Севера, способные оказывать воздействие на ценностную сферу личности учащихся.

Курс «Человек и его здоровье» должен быть на неразрывном единстве новых знаний и опыта учащихся, он расширяет содержание основного материала по анатомии и физиологии человека. Учащиеся рассмотрят проблемы старения организма и возможности продления жизни в условиях резко- континентального климата Якутии и многолетней мерзлоты.

Условием реализации целей школьного биологического образования является методика, которая предполагает использование проблемных методов обучения при проведении занятий. Каждая тема занятий обусловлена ориентацией на выделение гуманитарных аспектов биологии: решение проблем, связанных с актуальными проблемами здорового образа жизни и долголетия.

Когнитивный  компонент  ценностных  отношений  учащихся  к  здоровью  отражает  владение специальной и универсальными знаниями о здоровьесбережении в условиях Севера. Его критериальными показателями выступают понимание особенности влияния климато-географических факторов на здоровье человека и знание о способах сохранения и укрепления здоровья на Севере.

Для овладения учащимися системой знаний об укреплении и сохранении здоровья следует: 1)ставить учащихся в позицию активных субъектов познания, общения, взаимодействия и оценивания, осуществляемых в коллективной работе; активизировать способности учащихся к самоорганизации, самоконтролю, саморегуляции; то есть здесь происходит развитие оценочного компонента ценностного отношения. 2) строить педагогическое занятие как решение учебно-познавательных и жизненных задач на проблемного метода.

Например, постановка проблемы для актуализации темы занятия может пройти постановкой следующей проблемной задачи: В конце ХХ столетия немецкий врач Хассо Тальман заявил, что вычислил истинный биологический возраст человека – 120 лет. Впрочем, и это не предел! Японские коллеги Тальмана отважились на то, чтобы вдвое увеличить его прогноз. По их оценкам, человек не успевает прожить и половины возможного срока – он составляет 200-250 лет! По данным 2006 г. средняя продолжительность жизни человека составила 66 лет, причем существенно различаясь по странам и регионам. Наиболее высока продолжительность жизни в Японии (80,7 лет), Австралии (79,8 лет) и Скандинавских странах (79,6 лет). В 40 наименее бедных странах Азии и Африки средняя продолжительность жизни 47 лет, но, к примеру, в Сьерра - Лионе – только 35 лет. Какое противоречие здесь налицо? Что вас удивило?

Организационно-педагогические условия развития когнитивного компонента ценностного отношения:

1.      организация необходимого соотношения содержания занятий, имеющих различную форму; 2. использование теоретического материала, раскрывающего для учащихся значимость и личностный смысл изучения материала предлагаемого элективного курса; 3. ценностно-смысловое, проблемное, эмоционально- насыщенное и адекватное преподнесение содержания элективного курса с применением проблемных, творческих заданий; 4. дифференциация педагогических форм, средств, методов обучения.

В начале изучения курса желательно информировать учащихся о том, что полезного и нового для себя они узнают о здоровье и долголетии, какие преимущества им это знание открывает. Следует формировать внутренние личностные смыслы изучения элективного курса, привлекать внимание к тому какие знания необходимы для здоровьесбережения в условиях Севера. Основной задачей каждого занятия является создание, сохранение и усиление у учащихся мотивов и смыслов познавательной деятельности в сфере здоровьесбережения на примере долгожителей Якутии. Следует помочь учащимся ответить на вопросы: «Как это поможет мне продлить жизнь?», «В чем польза этого учебного материала для сохранения и укрепления здоровья?» и т.д.

Оценочный компонент ценностных отношений учащихся к здоровью отражает их сознательную эмоционально-оценочную активность в овладении ее ценностями. Критериальными показателями этого компонента являются: 1. субъектое отношение к здоровью; 2. проявление оценочной деятельности к значению здоровья для долгожительства; 3. ответственность за состояние собственного здоровья.

Организационно-педагогические условия овладения учащимися оценочного компонента: 1. поддержка субъектных и рефлексивных качеств учащихся в разнообразных; 2. формах организации учебной деятельности; 3. создание ситуаций успеха во время проведения занятий; 4. стимулирование волевой активности студентов различными формами духовного воздействия, обусловленного нравственными ценностями; 5. дифференциация педагогических форм, средств, методов обучения.

Для развития субъектной позиции в образовательной деятельности следует создавать ситуации свободы выбора действий, побуждающие учащихся к проявлению инициативы, самостоятельности, рефлексии. При этом вовлекать их в субъектную деятельность (дискуссии, обсуждения, анализ). Например, при изучении пищеварительной системы учащиеся могут создавать собственное меню, опираясь на энергетическую ценность продуктов. Или при изучении климато-географических проблем на долголетие используется объяснительный тип ситуационного анализа. Он удобен для изучения причин возникновения той или иной ситуации. То есть, с помощью ситуационного анализа учащиеся объясняют на основании научно-методологического исследования феномена долголетия особую роль климато-географического расположения местности.

Поведенческий компонент ценностных отношений студентов к здоровью отражает готовность студентов к целенаправленной деятельности учащегося, направленная на сохранение и укрепление здоровья в условиях Крайнего Севера. Его критериальными показателями являются: опыт деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

Организационно-педагогические условия овладения учащимися поведенческого компонента ценностного отношения: 1. выбор содержания, характера и направленности занятий мотивационной сферы и психофизических возможностей учащихся; 2. поддержка самостоятельной деятельности учащихся, направленной на целостное личностное развитие, творческое самовыражение; 3. организация контроля и самоконтроля за уровнем развития ценностных отношений учащихся; 4. дифференциация педагогических форм, средств, методов обучения.

При проведении занятий используется индивидуально-групповая форма работы. Применение данной формы работы позволяет учащимся развивать умение работать в коллективе, делиться мнением и выражать собственное мнение, обсуждать и переоценивать информацию. Индивидуальная форма является наиболее продуктивной в развитии ценностного отношения к здоровью, так как она учитывает личностные характеристики каждого учащегося.

Анализ методов обучения современной дидактики обращает внимание на методы создания проблемных ситуаций. Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач [1].

Для изучения воздействия экологических проблем на долголетие создание проблемной задачи может послужить исследование долголетия населения в условиях экосистем Якутии, их биогеохимические и медико-биологические особенности.

Ситуационный анализ предполагает дискуссию по поводу возникающей проблемной ситуации. В его основе лежит анализ одного или нескольких случаев, которые подвергаются анализу со всех точек зрения. Это метод целостного рассмотрения ситуации [2]. В нашем случае при изучении климато- географических проблем на долголетие используется объяснительный тип ситуационного анализа. Он удобен для изучения причин возникновения той или иной ситуации. То есть, с помощью ситуационного анализа мы объясняем на основании научно-методологического исследования феномена долголетия особую роль географического расположения местности.

Список литературы

 

1.   Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: учеб.пособие для студ. пед. вузов. - 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 280 с.

2.    Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр  «Академия», 2010. – 368 с.