19 февраля 2016г.
Принципы обучения – это основные дидактические положения как всей системы в обучения, так и по отдельным учебным дисциплинам [3].
Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Логической основой этой системы Я.А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, а все остальные принципы обучения выступали у него в той последовательности, которая согласовывалась с идеей природосообразности. Иначе рассматривал их А. Дистервег. Стремясь раскрыть более конкретно дидактические принципы и правила, он рассматривал их в виде требований к содержанию обучения, к обучающим и к обучающимся. К.Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К дидактическим принципам он относил также сознательность и активность обучения, наглядность, последовательность, прочность знаний и навыков [1].
В современных условиях развития школьного образования существенными условиями повышения эффективности обучения являются, во-первых, заинтересованное отношение учащихся к предмету, то есть развитие познавательных интересов, а во-вторых, - постепенное и систематическое включение их в самостоятельную учебную деятельность, то есть развитие познавательной самостоятельности учащихся.
Проблема развития познавательных интересов, познавательной активности учащихся затрагивает структуру и содержание учебной дисциплины, отбор материала, форм и методов обучения.
Изучение химии может быть построено с использованием принципа историзма. Введение исторических знаний – одно из важных приемов усиления гуманистической направленности обучения.
«Историзм» - понятие широкое по содержанию, и в обучении химии необходимо исходить не из логики науки химии, а из логики учебного курса химии, но в историческом аспекте с использованием фактов, характеризующих основные этапы истории химии.
Исторический подход возможен там, где формирования знаний в науке соответствовало диалектике познания (закон сохранения массы веществ, теория строения атома, периодический закон).
Сущность принципа историзма в учебном процессе заключается не в изучении истории предмета, а в формировании проблемных ситуаций, способствующих приобретению учащимися знаний о предмете в соответствии с реальными условиями и методами их получения. Одной из форм исторического материала выступает исторический химический эксперимент, то есть такой эксперимент, который в истории науки сыграл важную роль в открытии законов, теорий, закономерностей науки, способствовал объяснению фактов и явлений. Одним из таких экспериментов является прокаливание веществ в замкнутых сосудах (ретортах). Повторение опыта М.В. Ломоносова, Р. Бойля, А. Лавуазье не только делает предмет привлекательнее с позиции расширения кругозор и формирования исторической памяти, но и организует познавательную деятельность, так как требует от них выдвижения предположений, интерпретации данных эксперимента, выбор наиболее вероятной гипотезы [2].
Химическая наука включает в свой состав разнообразные компоненты: основные понятия и идеи, собственные химические теории, базисные методологические принципы и т.п.. Все эти элементы находятся в неразрывной связи друг с другом и поэтому постоянно развиваются. Выяснить, в каком направлении идет это развитие – одна из главных задач истории химии. Обучая химии, необходимо, во-первых, показать реальный исторический путь, пройденный данной наукой, охарактеризовать особенности ее развития в различные периоды времени. Во-вторых, требуется объяснить историческую обусловленность логической структуры современной химии, показать, как дошла она до своего нынешнего состояния через все случайности, а также наметить возможные направления ее дальнейшего движения вперед.
Правильное решение всех перечисленных выше вопросов возможно лишь на основе научной методологии. Известный принцип единства исторического и логического требует, чтобы при изучении любого процесса история его возникновения и развития рассматривались в неразрывном единстве с его внутренней логикой. Логическое развитие науки представляет собой отражение исторического процесса, в абстрактной теоретически последовательной форме.
История химии, являясь составной частью учебного курса, позволяет решать целый комплекс учебно- воспитательных проблем. Первая и важнейшая из них – формирование научного диалектико- материалистического мировоззрения учащихся. Эта проблема включает в себя как онтологический, так и гносеологический аспекты. В первом случае речь идет о современной химической картине мира, во-втором - о закономерностях его познания. И в том и в другом случае, история химии дает нам исключительно благодатный материал [2].
Таким образом, принцип историзма в обучении химии способствует приобретению учащимися знаний о предмете, формированию у них познавательной активности.
Список литературы
1. Подласый И.П. Педагогика. – М: Владос, 2003.
2. Проблемы обучения физике и химии в средней и высшей – Материалы всероссийской научно- методической конференции. – Нижний Новгород, 2002.
3. Саламов А.Х. Обучение химии на основе межпредметных связей. – Дис. канд. пед. наук. – Москва, 2003.