Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Авторы:
Город:
Омск
ВУЗ:
Дата:
27 января 2019г.

Именно в дошкольном возрасте формируется физическое и психическое здоровье детей, происходит интенсивное развитие и становление всех систем и функций детского организма, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.

Опираясь на практический опыт, можно с уверенностью сказать, что число детей имеющих речевые нарушения не уменьшается, а увеличивается. Речевая патология развивает у детей неуверенность в себе, внутренний дискомфорт. Зачастую здоровье у них ослабленное, нервная система нестабильна, проявляется либо эмоциональная возбудимость, либо заторможенность, артикуляционный аппарат развит слабо, нарушена общая и мелкая моторика, внимание неустойчиво, работоспособность снижена, повышена истощаемость нервных процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Одной из важных задач, на решение которых направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является обеспечение равных возможностей и доступности образования для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети, имеющие недостатки в речевом развитии (ТНР), подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией нуждаются в создании специальных условий для получения образования, своевременной и коррекционно-логопедической помощи. Обучение данной категории детей проводится по адаптированной образовательной программе с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей для коррекции нарушений речи и социальной адаптации. Реализация образовательных областей в адаптированной программе осуществляется с использованием коррекционной программы. Для освоения программы детям с ТНР необходима квалифицированная помощь всех участников образовательного процесса, основанная на тесной взаимосвязи, единстве требований и преемственности в работе.

Коррекционно-развивающая работа в логопедической группе по преодолению у детей нарушений в речевом развитии продуманна и строго систематизирована, логопедия интегрирована в весь воспитательно- образовательный процесс (рис. 1). Поэтому особую  роль в логопедической работе приобретает тесное сотрудничество логопеда и воспитателя.





Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя основано на следующих таких принципах как комплексность, системность и последовательность, индии6видуальность подхода, сотрудничество, единство и своевременность диагностики.

Коррекционно-воспитательная работа в логопедической группе должна быть продуманной и системной, в которой будет соблюдаться единый речевой режим, логопедизация во всех видах деятельности детей начиная от их прихода в детский сад и заканчивая уходом.). Благодаря такой организации коррекционно-образовательного пространства дети имеют возможность, дети закрепляют полученные речевые навыки и получают большую практику свободного речевого общения. Режим в речевой группе значительно отличается от общепринятого (нормы), нагрузка на протяжении всего дня распределена равномерно и реализация поставленных целей решается без лишнего напряжения и переутомления.

Взаимодействие в работе воспитателей и логопедов осуществляется в следующих формах:

- совместное обсуждение результатов обследования детей речевой группы;

-     воспитатель предварительно проводит подготовку детей к восприятию программного материала на логопедических занятиях, тем самым обеспечивая познавательную и мотивационную базу используя необходимый словарный минимум намеченный логопедом;

-   в вечернее время воспитатель проводит работу по закреплению результатов у детей по заданию логопеда (тетрадь взаимосвязи);

-   воспитатель применяет различные комплексы самомассажа и гимнастик (дыхательной, артикуляционной, пальчиковой);

-    воспитатель совместно с логопедом планирует и проводит итоговые мероприятия после прохождения лексических тем;

-       посещение воспитателем логопедических занятий, логопед контролирует занятия проводимые воспитателем;

-   создание и пополнение логопедического уголка в группе;

-   совместная подготовка детей к праздникам и развлечениям;

-   совместная подготовка и проведение родительских собраний, консультаций, занятий.

Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя является распределение задач. Важно, чтобы каждый участник образовательного процесса решал как коррекционные, так и образовательные задачи. Поэтому, развитие речи детей в логопедической группе осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы.

Таблица – Задачи, стоящие перед участниками образовательного процесса

 

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

1. Создать необходимые условия для

преодоления речевого негативизма и проявления речевой активности

1. Создать доброжелательную обстановку в детском

коллективе, сгладить переживания, связанные с неправильной речью

2. Обследование речевых навыков детей,

интеллекта, слуха, внимания и памяти, общей и мелкой моторики

2. Обследование детей для выявления знаний, умений

и навыков по всем видам учебной деятельности на начало учебного года

3. Внесение данных диагностического

обследования в речевую карту, определение уровня речевого развития ребенка

3. Заполнение специальной схемы обследования,

анализ результатов мониторинга, составление индивидуальных карт развития детей

4. Развитие фонематического восприятия,

фонематического слуха

4. Проведение упражнений на закрепление

фонематических процессов

5. Развитие всех видов памяти (зрительной,

слуховой), внимания, словесно-логического мышления

 

5. Развитие познавательных интересов и памяти

6. Развитие артикуляционной моторики,

подготовка артикуляционных укладов для дальнейшей постановки звуков

 

6.Совершенствование общей и тонкой артикуляционной моторики

7. Коррекция звуковой стороны речи,

постановка дефектных звуков, автоматизация и дифференциация исправленных звуков

 

7. Закрепление поставленных логопедом звуков, контроль за речью детей в течение дня

8. Актуализация словаря, накопление,

расширение и уточнение словарного запаса

8. Создание ситуаций для осмысленного употребления

и закрепления словаря детей

 

9. Формирование грамматической стороны речи

9. Упражнение в правильном употреблении

сформированных грамматических категорий

 

10. Развитие связной речи (диалогической, монологической)

10. Упражнение детей в связном высказывании,

полных ответах, закрепление навыков пересказов, составление коротких рассказов

 

Многие из коррекционных задач решаются совместно логопедом и воспитателем. Примером этому служат этапы работы по лексической теме (рис. 2).




Диагностическое обследование в речевых группах проводится не менее двух раз в год. Данные итоговой диагностики сравниваются с данными первичного обследования. На основе полученных результатов логопед и воспитатель определяют дальнейший индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка, намечают пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы.

Благодаря тесной взаимосвязи, сотрудничеству логопеда и воспитателя достигается конечная цель всей коррекционной работы – достижение положительной динамики речевого развития детей и их готовности к обучению в школе.

 

Список литературы

 

1.        Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие / И.Ю. Кондратенко [и др.]. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 219 с.

2.        Лизунова, Л.Р. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: программно-методическое пособие / Л.Р. Лизунова. – Пермь: От и до, 2010. – 114 с.

3.        Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: книга для логопеда / С.А. Миронова. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.

4.        Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – 8-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.– 445 с.

5.        Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Г.В. Чиркова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова [и др.]. – М. Просвещение, 2008.

6.        Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду: уч. пособие / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М.: Просвещение, 1987. – 142 с.

7.        Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с.