27 января 2019г.
Именно в дошкольном возрасте формируется физическое и психическое здоровье детей, происходит интенсивное
развитие
и становление всех
систем
и функций
детского организма, совершенствуется
нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.
Опираясь
на
практический опыт, можно с уверенностью сказать, что число детей имеющих речевые нарушения не уменьшается, а увеличивается. Речевая патология развивает у детей неуверенность в себе, внутренний дискомфорт. Зачастую здоровье у них ослабленное, нервная система нестабильна, проявляется либо эмоциональная возбудимость, либо заторможенность, артикуляционный аппарат развит слабо, нарушена общая и мелкая моторика, внимание неустойчиво, работоспособность снижена, повышена истощаемость нервных процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Одной из важных задач, на решение которых направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является обеспечение равных возможностей и доступности образования для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети, имеющие недостатки в речевом развитии (ТНР), подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией нуждаются в создании специальных условий для получения образования, своевременной и коррекционно-логопедической помощи. Обучение данной категории детей проводится по адаптированной образовательной программе с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей для коррекции нарушений речи и социальной адаптации. Реализация образовательных областей в адаптированной программе осуществляется с использованием коррекционной программы. Для освоения программы детям
с ТНР необходима квалифицированная помощь всех участников образовательного процесса, основанная на тесной взаимосвязи, единстве требований и преемственности в работе.
Коррекционно-развивающая работа в логопедической группе по преодолению у детей нарушений в речевом развитии продуманна и строго систематизирована, логопедия интегрирована в весь воспитательно- образовательный процесс (рис. 1). Поэтому особую роль в логопедической работе приобретает тесное сотрудничество логопеда и воспитателя.
Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя основано на следующих таких принципах как комплексность, системность и последовательность, индии6видуальность подхода, сотрудничество, единство и своевременность диагностики.
Коррекционно-воспитательная работа в логопедической группе должна быть продуманной и системной, в которой будет соблюдаться единый речевой режим, логопедизация во
всех видах деятельности детей начиная от их прихода в детский сад и заканчивая уходом.). Благодаря такой организации коррекционно-образовательного пространства дети имеют возможность, дети закрепляют полученные речевые навыки и получают большую практику свободного речевого общения. Режим в речевой группе значительно отличается от общепринятого (нормы), нагрузка на протяжении всего дня распределена равномерно и реализация поставленных целей решается без лишнего напряжения и переутомления.
Взаимодействие в работе воспитателей и логопедов осуществляется в следующих формах:
- совместное обсуждение результатов обследования детей речевой группы;
-
воспитатель предварительно проводит подготовку детей к восприятию программного материала на логопедических занятиях, тем самым обеспечивая познавательную и мотивационную базу используя необходимый словарный минимум намеченный логопедом;
-
в вечернее время воспитатель проводит работу по закреплению результатов у детей по заданию логопеда (тетрадь
взаимосвязи);
-
воспитатель применяет различные комплексы самомассажа и гимнастик (дыхательной, артикуляционной, пальчиковой);
-
воспитатель совместно с логопедом планирует и проводит итоговые мероприятия после прохождения лексических тем;
-
посещение воспитателем логопедических занятий, логопед контролирует занятия проводимые воспитателем;
-
создание и пополнение логопедического
уголка в группе;
-
совместная подготовка детей к праздникам и развлечениям;
-
совместная подготовка и проведение родительских собраний,
консультаций,
занятий.
Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя является распределение задач. Важно, чтобы каждый участник образовательного процесса решал как коррекционные, так и образовательные задачи. Поэтому, развитие речи детей в логопедической группе осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы.
Таблица – Задачи, стоящие перед участниками образовательного процесса
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом
|
Задачи,
стоящие перед воспитателем
|
1. Создать необходимые условия для
преодоления речевого негативизма и проявления речевой активности
|
1. Создать доброжелательную обстановку в детском
коллективе, сгладить переживания, связанные с неправильной речью
|
2. Обследование речевых
навыков детей,
интеллекта, слуха, внимания и памяти, общей и мелкой моторики
|
2. Обследование детей для выявления знаний, умений
и навыков по всем видам учебной деятельности на начало учебного года
|
3. Внесение данных диагностического
обследования в речевую карту, определение уровня речевого развития ребенка
|
3. Заполнение специальной схемы обследования,
анализ результатов мониторинга,
составление индивидуальных карт развития детей
|
4. Развитие фонематического восприятия,
фонематического слуха
|
4. Проведение упражнений на закрепление
фонематических процессов
|
5. Развитие всех видов памяти (зрительной,
слуховой), внимания, словесно-логического мышления
|
5. Развитие познавательных интересов и памяти
|
6. Развитие артикуляционной моторики,
подготовка артикуляционных укладов для дальнейшей постановки звуков
|
6.Совершенствование общей и тонкой артикуляционной моторики
|
7. Коррекция звуковой стороны речи,
постановка дефектных звуков, автоматизация и дифференциация исправленных звуков
|
7. Закрепление поставленных логопедом звуков, контроль за речью детей в течение дня
|
8. Актуализация словаря, накопление,
расширение и уточнение словарного запаса
|
8. Создание ситуаций для осмысленного употребления
и закрепления словаря детей
|
9. Формирование грамматической стороны речи
|
9. Упражнение в правильном употреблении
сформированных грамматических категорий
|
10. Развитие связной речи (диалогической, монологической)
|
10. Упражнение детей в связном высказывании,
полных ответах, закрепление навыков пересказов, составление коротких рассказов
|
Многие из коррекционных задач решаются совместно логопедом и воспитателем. Примером этому служат этапы работы по лексической теме (рис. 2).
Диагностическое обследование в речевых группах проводится не менее двух раз в год. Данные итоговой диагностики сравниваются с данными первичного обследования. На основе полученных результатов логопед и воспитатель определяют дальнейший индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка, намечают пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы.
Благодаря тесной взаимосвязи, сотрудничеству логопеда и воспитателя достигается конечная цель всей коррекционной работы – достижение положительной динамики речевого развития детей и их готовности к обучению в школе.
Список литературы
1.
Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие / И.Ю. Кондратенко [и др.]. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 219 с.
2.
Лизунова, Л.Р. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: программно-методическое
пособие
/ Л.Р. Лизунова. – Пермь: От и до, 2010. – 114 с.
3.
Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: книга для логопеда / С.А. Миронова. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.
4.
Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – 8-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.– 445 с.
5.
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Г.В. Чиркова, Т.Б. Филичева,
Т.В. Туманова [и др.]. – М. Просвещение, 2008.
6.
Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду: уч. пособие / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М.: Просвещение, 1987. – 142 с.
7.
Филичева,
Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева,
Г.В. Чиркина. –
4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с.