Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ К ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

Проблема формирования универсальных учебных действий (УУД) у учащихся и готовности к такой деятельности школьных учителей – актуальна, в связи с тем, что на это нацеливают действующие Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО), и это соответствует стратегическому курсу современной личностно-ориентированной парадигмы образования, которая акцентирует внимание на обеспечение в учебном процессе условий для развития личности учащихся как самостоятельных субъектов познания [4].

В основу ФГОС заложен системно-деятельностный подход, который предполагает признание существенной роли активной познавательной деятельности обучающихся, выстраивающейся на основе УУД. В результате у учащихся должна быть сформирована способность применять полученные знания и умения для решения теоретических и практических задач [5]..

Из теории и практики обучения известно [1, 2, 3], что любые личностные преобразования осуществляются в деятельности,  поэтому организация и управление самостоятельной учебной работой учащихся – важная задача, стоящая перед учителем биологии. В учебном предмете «биология», ведущую роль играет познавательная деятельность школьников, направленная на изучение биологических систем разного уровня и, следовательно, на развитие познавательных учебных действий.

Формирование УУД в процессе обучения биологии, которые содействуют развитию познавательной активности и самостоятельности школьников, – достаточно новая проблема для методики обучения биологии. Вместе с тем, в школьной практике формированию УУД уделяется все большее внимание. Поэтому важным представляется исследование современного состояния проблемы формирования УУД в целях выяснения перспективы развития данного вопроса в педагогической науке и обоснование теоретических основ непрерывного образования современного учителя. С целью изучения различных аспектов заявленной проблемы, был осуществлен опрос учителей и учащихся с помощью специально составленной анкеты. В исследовании приняли участие 20 учителей биологии и 75 учащихся 7-х классов школ города Ставрополя. Анализ ответов респондентов позволяет нам сделать следующие обобщения.

Так, 63% учителей неверно определяют понятие «универсальные учебные действия» или толкуют его с допущением ошибок. А 13% опрошенных, оставили данный вопрос без ответа. Эти данные могут указывать на то, что педагоги, пока формально выполняют требования новых нормативных документов и сохраняют стереотипы и инерционность в своей предметной деятельности. Интересно то, что подавляющая часть (77%) опрошенных учителей считает, что развивать УУД на уроках биологии необходимо.

Отвечая на вопрос о том, насколько часто учителя руководствуются принципом формирования УУД на практике, 43% ответили, что систематически развивают УУД на уроках биологии, 39% обращаются к формированию УУД лишь эпизодически. Совсем не развивают УУД или затрудняются ответить около 17% респондентов. Сравнив эти ответы с предыдущими, мы заметили, что не все учителя, ответившие что считают необходимым развивать УУД на уроках биологии, осуществляют эту деятельность в реальной практике.

Известно, что содержание различных школьных предметов и соответствующие методы и технологии обучения имеют определенную специфику. Поэтому для нас было важным выявить, какие виды УУД, по мнению педагогов-биологов, преимущественно развиваются применительно к предмету «биология».

Подавляющее большинство опрошенных учителей (91%) считают, что наиболее значимым для школьной биологии является развитие познавательных УУД. Уделять внимание коммуникативным и личностным УУД, по их мнению, выраженному в ответах на вопросы анкеты, необходимо в три раза меньше. На последнем месте по важности для учителей оказались регулятивные УУД, упомянутые всего 23% респондентов.

Такой акцент в ответах, на развитие познавательных УУД, на наш взгляд, можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, не существует резкой грани, разделяющей УУД, они все взаимосвязаны между собой, схожие элементы и операции встречаются в разных группах различных универсальных действий. Например, познавательные УУД в той или иной мере включают и личностный смысл, и элементы учебной коммуникации, процессы регуляции и рефлексии деятельности. Во-вторых, школа в течение долгого времени выполняла функцию, прежде всего, транслятора готовых знаний, ставя познавательный аспект учебной деятельности превыше остальных. Эта инерция в работе учителей продолжает сохраняться.

Следующий вопрос был направлен на детализацию представлений учителей об УУД: «Какие виды познавательных УУД нужно в первую очередь формировать при обучении биологии в основной школе?» Для 60% учителей представляется существенным создание алгоритмов деятельности при решении проблем учебного, исследовательского, творческого характера, а также умение применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, и анализировать полученную информацию.

47% из опрошенных учителей биологии указали на такие виды познавательной деятельности, как самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и рефлексия способов и условий деятельности, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов деятельности.

Менее популярными были ответы: коммуникация с учителем и сверстниками, планирование учебной деятельности, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения. Следует отметить, что чаще всего упоминались в ответах учителей те виды УУД, которые относятся к познавательной группе.

Категория «универсальные учебные действия» была введена в школьную практику относительно недавно, поэтому учителя биологии сталкиваются с рядом трудностей не  только в процессе их формирования, но даже понимания. Кроме того, среди проблем, мешающих учителям формировать УУД школьников, по результатам исследования, они указывают на нехватку времени на уроках, отсутствие специальных методик, пооперационных алгоритмов формирования и оценивания УУД, проблемы развития мотивационного компонента учебной деятельности, трудности, связанные с установлением межпредметных связей в целях формирования УУД.

В рамках исследования нами также была предпринята попытка выяснить, каковы особенности развития УУД у школьников при изучении биологии (на примере изучения раздела «Животные»). Для этого учащимся было предложено выполнить систему заданий и решить биологические задачи, позволяющие определить успешность развития УУД разных видов. Наибольшие трудности вызвали задания, требующие личностного осмысления и оценки биологической информации и ситуаций (личностные УУД).

Невысоким был процент выполненных заданий, направленных на определение уровня развития разных видов познавательных УУД, несмотря на то, что учителя биологии в своих ответах указывают, что формированию именно этих действий они уделяют особое внимание в своей практике.

Здесь можно отметить, что сложным для школьников являлся этап целеполагания познавательной деятельности, а именно, самостоятельная постановка новых учебных задач. Возможно, это можно объяснить тем, что при обучении биологии не редко учитель ориентирует (ставит цель) учащихся на усвоение «готовых» знаний и действий. В этом случае задачами учебной работы выступают понимание, запоминание, воспроизведение учебной информации. Школьники редко привлекаются к анализу условий, выбору соответствующих способов действий, контролю и оценке их выполнения и самостоятельному определению целей учебной деятельности. Такая ситуация не случайна, так как в ходе анкетирования выявилось, что школьные учителя биологии не уделяют должного внимания целеполаганию [6, 7, 8]. Затруднения у школьников вызвали задания, связанные с переработкой, осмыслением и анализом информации, приведением на ее основе доказательств и др.

В целом, анализ психологической, педагогической литературы, результаты проведенного исследования, позволили сформулировать несколько выводов.

1.     У опрошенных учителей биологии, к настоящему времени, еще не вполне  сформированы представления о сущности «универсальных учебных действий». В тоже время, педагоги интересуются этой проблемой и осознают ее значимость. Они считают, что необходимо формировать у школьников УУД, и активно стараются делать это на уроках биологии, но при этом акцент делают на формировании познавательных учебных действий. И, несмотря на разнообразие специальных методов, и технологий обучения, при формировании УУД, учителя продолжают это делать в рамках традиционного урока, реже используют практическую и, еще реже, исследовательскую деятельность учащихся на уроках и во внеурочной работе.

2. Школьные учителя биологии еще слабо владеют методиками оценки эффективности формирования УУД, которыми могут выступать специальные задания для диагностики и формирования УУД – это, например, участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; самооценка события, происшествия. В нашей педагогической деятельности, для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий мы используем такие виды заданий, как: «Найди отличия» (можно задать их количество); «Поиск лишнего»; «Упорядочивание»; «Цепочки»; «Составление схем-опор»; «Работа с разного вида таблицами» и др.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны такие виды заданий, как «Преднамеренные ошибки»; «Поиск информации в предложенных источниках»; «Взаимоконтроль»; «Ищу ошибки».

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий используем работу в группах; составление заданий партнеру; отзыв на работу товарища; групповую работу по составлению ребуса или кроссворда и др.

3.   Учитывая вышесказанное, можно сделать общее заключение об актуальности для педагогической практики [6, 7], исследований, связанных с изучением проблем формирования различных УУД в процессе предметного обучения в школе. Школьный предмет биологии – не исключение, поскольку развитие учащихся осуществляется на каждом учебном предмете на основе конкретного учебного содержания. И успех этого процесса во многом определяется психолого-педагогической и методической подготовленностью к этой деятельности учителя.

Список литературы

 

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 613 c.

2.   Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий // Справочник заместителя директора школы. – 2012. - №9. - C.34-38.

3.   Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. – Изд-во: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. - 360 с.

4. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273.

5.    Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Приказ МОиН РФ от 17 мая .2012 г. № 413.

6.   Харченко Л.Н. Теория и практика биологического образования в современном педагогическом вузе: дис. … докт. пед. наук. – Ставрополь, 2002. – 399 с.

7.      Харченко Л.Н., Горовая В.И., Сотникова Н.Н. Современное биологическое образование. Теоретический и технологический аспекты. – М.-Ставрополь: «Сервис-школа», 2005. – 340 с.

8. Харченко Л.Н., Панова И.Е. Эволюция профессиональной культуры учителя биологии // Биология в школе. – 2010. – № 7. – С. 16-22.