Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
20 февраля 2016г.

Девиантное поведение подростков, как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер. Поэтому, понимание и объяснение причин и факторов возникновения отклоняющегося поведения в подростковом возрасте является актуальной задачей современности.

Некоторые авторы (В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Ю.А. Клейберг и др.), рассматривая вопрос о поведении подростка, склонны связывать его с самосознанием, а, вместе с тем, самоотношением и самооценкой личности. Отечественные и зарубежные психологи (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, И.И. Чеснокова, И.С. Кон, В.В. Столин, К. Роджерс, К. Хорни, Р. Берне) отводят эмоционально-ценностному компоненту самосознания главную роль в нормативном функционировании личности в обществе. Отношение к себе является одним из важнейших отношений социального бытия человека. Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в данный процесс его самоотношения и самооценки. А значит, проблема взаимосвязи эмоционально- ценностного компонента самосознания и поведения человека, особенно его асоциальных форм, не случайно пользуется вниманием психологов.

Самоотношение подростков вызывает особый интерес главным образом потому, что именно в подростковом возрасте и происходит его становление, а самооценка, зачастую, носит противоречивый характер. Даже при условиях нормативного развития этот процесс сопровождается рядом психосоциальных противоречий, и всё же, не каждый подросток идёт по пути девиации. Именно поэтому представляется актуальным исследование эмоционально-ценностного компонента самосознания девиантов именно в подростковом возрасте, во время его формирования.

Нами было проведено исследование эмоционально-ценностного компонента самосознания подростков с девиантным поведением. В частности, изучались структура, характер и содержательность самоотношения, а также уровень самооценки. Выборка исследования составила 74 испытуемых. Эти подростки имеют различные нарушения в поведении. Особенно часто встречаются: систематические пропуски учебных занятий без уважительной причины, низкая учебная успеваемость, использование ненормативной лексики в общении со взрослыми, табакокурение, часты конфликты со взрослыми (в частности с учителями) и сверстниками. В исследовании использовались следующие диагностические методики: многомерный опросник исследования самоотношения Р.С. Пантилеева (МИС), тест самооценки М.К. Тутушкиной, методика свободного самоописания на заданную тему: «Как я к себе отношусь».

Проведенное нами исследование показывает, что у подростков с девиантным поведением возникают трудности с развитием практически всех компонентов самосознания, в том числе самоотношения и самооценки. Мы выяснили, что подросткам с девиантным поведением свойственна мало дифференцированная структура самоотношения (разброс данных всего 2,19 единицы). Характер самоотношения имеет свои особенности: эти подростки обладают выраженной ригидностью образа-Я, низкой осознаваемостью внутренних процессов, отсутствием стремления к самопознанию и саморазвитию, им свойственно снятие с себя ответственности за свои собственные поступки, неудачи. В отличие от подростков с условно нормативным поведением подростки с девиантным поведением ожидают не доброжелательного, менее симпатизирующего и порицательного отношения к себе со стороны окружающих людей, а потому склонны сомневаться в ценности своей личности. Так, статистически значимые различия были выявлены по шкалам «самоценность», «открытость» и «отраженное самоотношение» (по МИС).

На ряду с этим, при низкой критичности, осознаваемости внутренних критериев эти подростки обладают позитивным эмоционально-ценностным отношением к себе, их Я-реальное максимально соответствует Я- идеальному. У подростков с девиантным поведением статистически значимо преобладает высокий уровень самооценки (46%), в отличие от подростков с условно нормативным поведением, где преобладающим уровнем самооценки является средний (41%). Это свидетельствует о том, что подростки с девиантным поведением менее критичны к себе, ставят перед собой цели выше чем могут достичь в следствие недостаточной осознанности своих поступков, мотивов.

Также самоотношение характеризуется низкой содержательностью. Подростки с девиантным поведением с трудом могут описать свой внутренний мир, не осознают отношение к себе со стороны других, испытывают трудности с выделением своих личностных качеств и свойств, не могут объяснить и проанализировать их. Так, у этих подростков статистически значимо преобладает низкий уровень содержательности самоотношения (51%), что говорит о низкой осознаваемости своего внутреннего мира, недостаточно развитой рефлексии и бедности образа-Я.

На основе теоретического анализа литературы, а также результатов нашего исследования мы выделили следующие наиболее эффективные психолого-педагогические условия оптимизации эмоционально-ценностного компонента самосознания подростков с девиантным поведением:

1.         Использование системы групповых тренинговых занятий, направленных на оптимизацию самоотношения и развитие самооценки.

2.     Проведение индивидуальных консультационных занятий, направленных на коррекцию особенностей эмоционально-ценностного компонента самосознания, выявленных в процессе диагностической работы.

Содержание тренинговых занятий ориентировано на развитие самосознания подростков с девиантным поведением. При разработке целей и задач программы, мы опирались на результаты проведенного экспериментального исследования, данные возрастной и специальной психологической литературы.

Цель программы – развитие самосознания подростков с девиантным поведением. Задачи:

1.      Обогащение содержания образа-Я подростков;

2.      Формирование адекватного осознания отношения окружающих к себе;

3.      Формирование стремления к совершенствованию своего Я;

4.      Формирование уважительного отношения к другим людям и своему «Я»;

Наиболее эффективной формой работы с подростками является смешанная. Групповая форма работы для подростков является наиболее эффективной для формирования гармоничного самосознания в силу ведущей деятельности возраста. Однако, учитывая особенности подростков с девиантным поведением, необходимо проведение нескольких индивидуальных занятий для того чтобы подготовить подростков к работе в группе. Предполагается, что усвоенные умения и навыки на индивидуальных занятиях будут перенесены, закреплены и усовершенствованы в ходе работы со сверстниками.

Параметром эффективно проведенного тренинга будет рост обращений подростков за консультативной помощью к педагогу-психологу. Результатом проведенных тренинговых занятий является достижение поставленной цели – развитие самосознания девиантных подростков. Оптимизация самосознания в целом дает толчок к появлению более выраженной потребности в знании о себе, самосовершенствовании, самоуважении и т.п.

Следующим условием развития самосознания является проведение индивидуального психологического консультирования подростков по различным личностным проблемам.

Основываясь на результатах нашего исследования мы выделили задачи направленные на коррекцию особенностей эмоционально-ценностного компонента самосознания, выявленных в процессе диагностической работы каждого подростка. Таким образом, в ходе реализации индивидуального консультирования будут поставлены следующие задачи:

1.   Развитие навыков самонаблюдения, самоанализа;

2.    Обогащение представлений о себе (осознание своих реальных и желаемых качеств, осознание своих желаний, целей, мотивов);

3.   Формирование адекватной самооценки;

4.   Развитие стремления к самосовершенствованию;

Результатом индивидуального консультирования девиантных подростков будет являться: повышение дифференцированности образа-Я, понимание, подростком, причин затруднений, снятие накопившегося напряжения, выработка нового взгляда на себя и ситуацию, поиск и актуализация собственных ресурсов, сил и средств поведения в сложных ситуациях, изменение самооценки, самоотношения, освоение новых способов поведения, способов самостоятельного  решения сложных жизненных вопросов, разрушение негативных установок и норм поведения, формирование новых целей, ценностей, перспектив.

 

Список литературы

1.      Белова И.М. и др. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания: системный подход // Фундаментальный исследования. Психологические науки. – СПб. – 2014. - №3.

2.      Макартычева Г.И Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. – СПб, 2007г. – 369с.

3.      Печникова Л.С. Особенности самооценки и самоотношения у девиантных подростков // Материалы научной конф., приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии МГУ. – М: МГУ. – 2006. – 23- 24 с.

4.      Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2007. - 672 с.