Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
27 января 2019г.

Аннотация: в статье рассматриваются основные особенности, присущие старшему школьному возрасту, которые являются непременными составляющими как успешного профессионального, так и жизненного самоопределения старшеклассников.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, особенности, жизненный план.

Аnnotation: The article discusses the main features inherent in senior school age, which are indispensable components of both successful professional and life self-determination of high school students.

Keywords: professional self-determination, features, life plan.

  Старший школьный возраст – это один из самых важных периодов в жизни каждого человека. Если раньше основными вопросами, волновавшими ученика, были – учебная деятельность, дружба, отношения с одноклассниками и учителями, то в этом возрасте прибавляется и ещё один очень важный вопрос – вопрос профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте является центральным новообразованием, для которого характера устремленность в будущее, построение жизненного плана и поиск смысла жизни. Старшеклассники должны уже достаточно четко представлять себе своё будущее, ставить перед собой определенные цели, а также видеть возможные пути их достижения.

Профессиональное самоопределение старшеклассников неразрывно связано с личностным и жизненным самоопределением. Личностное самоопределение строится на осознание своей индивидуальности, возможностей и желаний; жизненное – предполагает осознание человеком смысла и цели своей жизни; профессиональное – соотносится с определением своей трудовой деятельности. И только при гармоничном развитии всех этих видов самоопределения старшеклассник сможет успешно реализовать себя в обществе. Поэтому, изучая особенности профессионального самоопределения, исследователи акцентировали свое внимание и на проблему развития личности, которое неразрывно связано как с самостоятельным выбором своей профессиональной деятельности, так и с выбором своего жизненного пути.

Проанализировав работы таких исследователей, занимавшихся изучение особенностей профессионального самоопределения старшеклассников как, Б.С. Волкова [1], И.С. Кона [2], И.Ю. Кулагиной [3] и многих других, можно выделить ряд его основных составляющих – это построение жизненного плана, нравственная устойчивость, изменение временной перспективы, формирование мировоззрения, представление идеального образа профессионала, самопознание, самооценка, учебно- профессиональная деятельность, взаимоотношения с другими людьми и реализация своих планов.

Итак, профессиональное самоопределение старшеклассников имеет свои определенные особенности. Во-первых, это построение своего жизненного плана, которое является как социальным, так и этическим явлением [2, с. 98]. Старшеклассники отвечают не только на вопросы, касающиеся именно профессионального самоопределения, но и анализируют свою нравственную сторону. Поэтому процесс профессионального самоопределения старшеклассников всегда начинается с постановки вопросов, на которые они должны ответить сами себе: «Кто я?», «Какой я?», «К чему я стремлюсь?». Отсюда возникает и активно развивающаяся в этом возрасте нравственная устойчивость.

Старший школьный возраст является решающим в нравственном становлении личности. И хотя интересы и духовные запросы старшеклассников довольно-таки разнообразны, всех их объединяет заинтересованность в обсуждении моральных вопросов: о человеке как личности, о его духовных качествах, о нормах взаимоотношений с другими людьми [1, с. 90].

Во-вторых, это новая временная перспектива, характеризующаяся осознанием настоящего с точки зрения будущего. Все фантазии и мечты, относительно представлений своей будущей профессии, которые были раньше, заменяются в этом возрасте на представления себя в будущем: о своей профессиональной деятельности, о своём месте и роли в обществе.

Ещё одним важнейшим составляющим профессионального самоопределения старшеклассников является мировоззрение. У старшеклассников уже сформировалась своя система убеждений, основанная хоть и на небольшом, но все же на своем жизненном опыте, к тому же их интеллектуальное развитие постоянно сопровождается накоплением знаний о мире, на которых и строятся мировоззренческие взгляды. Познавая окружающую действительность, старшеклассники ищут ответы на вопросы, касающиеся своего самоопределения. Как правило, старшеклассники достаточно категоричны в своих взглядах и представлениях, что является проявлением присущего этому возрасту максимализма. Поэтому они всегда тщательно анализируют свои возможности, осмысляют свою значимость в мире, что во многом помогает сделать правильный профессиональный выбор.

Самой сложной особенностью этого возраста является представление идеального образа профессионала. Его суть заключается в степени согласованности образов идеального и реального «Я» с идеальным и реальным образом профессии. Соотношение этих образов определяет отношение старшеклассника к самому себе, его потребность в самоуважении, в понимании своей значимости, которые должны впоследствии проявиться в самовыражении и самоутверждении.

Кроме этого, профессиональное самоопределение старшеклассников включает в себя и ряд других, не менее важных особенностей – это самопознание, самооценка и учебно-профессиональная деятельность.

Самопознание является самым главным условием самоопределения личности, без него невозможно сделать правильный профессиональный выбор. Прежде чем приступить к поиску профессии, старшеклассники анализирует себя, свои интересы, способности, возможности, особенности своего характера и присущие им качества, вследствие чего у них формируется образ своего «Я», и только после этого они могут оценить себя, сравнить с другими людьми, понять какие качества нужно сформировать, а какие нужно изменить.

Самооценка играет огромнейшую роль в профессиональном самоопределении старшеклассников. Ценностное представление о самом себе – это достаточно сложное явление, включающий анализ познавательной, эмоциональной и поведенческой стороны личности. Поэтому, от того, как старшеклассники оценят свои возможности и способности, напрямую зависит успешность выбора профессиональной деятельности.

Однако многие исследования показывают, что не все старшеклассники способны адекватно оценивать себя. Одни склонны к переоценке своих способностей, а другие, наоборот, недооценивают себя, что ведёт к несоответствию и разочарованию в выбранной профессии [1, с. 46].

Следующая особенность – это учебно-профессиональная деятельность, которая является ведущей в этом возрасте. Старшеклассники начинают рассматривать  учебу как средство получения хорошей профессии, как основную базу будущей профессиональной деятельности. Оказываясь на последней ступени школьного обучения, они, как правило, интересуются только теми предметами, которые будут необходимы им для поступления в вуз и для дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому, как считают многие исследователи, именно старшему школьному возрасту присуще осознанное отношение к учению [3, с. 320].

Кроме всего прочего, рассматривая особенности профессионального самоопределения старшеклассников, исследователи уделяли большое значение их взаимоотношениям с другими людьми. Оказываясь, на пороге взрослой жизни, потребность в общении с родителями, учителями и друзьями у старшеклассников появляется в наибольшей степени. Это обусловлено тем, что они достаточно хорошо осознают необходимость выбора профессии, но очень плохо в них ориентируются. Поэтому все старшеклассники обращаются к взрослым за советом, обсуждая с ними выбор своей будущей профессии и дальнейшие планы на жизнь.

И последняя составляющая профессионального самоопределения старшеклассников – это реализация своих планов. Определившись в своих предпочтениях и намерениях, наступает необходимость выбора определенной специальности. Старшеклассники определяют для себя вузы, анализируют всю доступную о них информацию: правила поступления, уровень образования, учебную и внеучебную деятельность, правила поступления на следующую ступень образования, возможность трудоустройства после окончания вуза.

Проанализировав все составляющие профессионального самоопределения старшеклассников, можно сделать вывод о том, что – это процесс формирования ими определенных жизненных планов, тщательный анализ всех своих способностей и возможностей, которые должны привести к успешной реализации в профессиональной деятельности. В этом случае результатом профессионального самоопределения старшеклассников является самостоятельный, осознанный, конкретный выбор профессии, которая будет приносить не только удовлетворение материальных потребностей, но и духовных. Поэтому все рассмотренные выше особенности, к моменту окончания школы, должны быть достаточно чётко сформированы и проанализированы, так как, только при этих условиях старшеклассник может сделать правильный профессиональный выбор.

Однако, не все старшеклассники могут легко определиться с выбором своей будущей профессии. Это обусловлено тем, что на процесс профессионального самоопределения старшеклассников оказывают воздействие множество факторов:

1)   неадекватная оценка своих способностей, завышение возможностей;

2)   отсутствие собственного мнения, влияние других людей;

3)   плохая осведомлённость о мире профессии;

4)   пренебрежительное отношение к важным для общества профессиям;

5)   моральная и психологическая неготовность к профессиональному выбору и многие другие.

Как мы видим, на пути к осознанному выбору своей будущей деятельности старшеклассники встречают много трудностей и препятствий, которые могут сбить с правильного пути. Поэтому в настоящее время проблема профессионального самоопределения старшеклассников является одной из наиболее актуальных и значимых для системы образования.

Сложившаяся в стране социально-экономическая ситуация характеризуется активно развивающимся миром профессий, который требует соответствия условиям рынка труда, осведомленности в различных научных областях, высокой профессиональной квалификации. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) среднего общего образования говорится о том, что учащиеся к моменту окончания школы должны хорошо ориентироваться в мире профессии: быть подготовленными к самостоятельному, осознанному выбору профессии; понимать значение той или иной профессии для общества; быть готовыми развивать и совершенствовать свои способности в течение всей жизни.

В связи с этим можно выделить ряд задач профессионального самоопределения старшеклассников, стоящих перед образовательными организациями:

-        просветительские: предоставление необходимой информации о мире профессий;

-     диагностические: изучение профессиональной направленности, движущих мотивов, индивидуальных особенностей;

-      морально-эмоциональные: формирование  готовности   к осознанному и   самостоятельному выбору профессии;

Особенно важным является диагностика профессионального самоопределения старшеклассников. С помощью различных методов и приёмов педагоги и психологи школ, должны создавать все необходимые условия для того, чтобы помочь старшеклассникам справиться с возникающими проблемами, разобраться в себе, в своих особенностях и возможностях.

 

Список литературы

 

1.        Волков, Б. С. Психология юности и молодости / Б. С. Волков. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – 256 с.

2.        Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1980. – 192 с.

3.        Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

4.        Магомедова М. Г. Профессиональное самоопределение личности / М. Г. Магомедова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 26 – 30.

5.        Шевелева, Е. И. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников Е. И. Шевелева // Молодой ученый. – 2016. – №18. – С. 196 – 198.

6.        Шумилин, Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника / Е. А. Шумилин. – М :Педагогика, 2014. – 200 с.

7.        Щербакова Т. В. Особенности профессионального самоопределения старших школьников / Т. В. Щербакова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 1. – С. 186 – 190.