Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ЭСКИЗА ТЕАТРАЛЬНОГО КОСТЮМА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 февраля 2016г.

Аннотация. Статья посвящена проблемам развития творческого воображения старших школьников. Показаны психологические особенности воображения школьников. Раскрыта взаимосвязь между развитием творческого воображения и работой над эскизом театрального костюма. Определены задачи методики развития творческого воображения.

Ключевые слова: творческое воображения, изобразительное искусство, театральный костюм, методика. Сегодняшнее положение в обществе актуализирует необходимость развития творческой личности,

способной эффективно и самостоятельно решать новые жизненные проблемы. Важным фактором этого процесса является развитие духовных начал творчества, как основы формирования художественного мировоззрения. В связи с этим возникает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что определяет акцентированное внимание к личностно-ориентированному обучению, учитывающему личностные особенности учащихся. В научных исследованиях Ломова С.П., Рощина С.П., Боголюбова Н.С., Комаровой Т.С., и других, указывается на актуальность исследований процесса развития творческого воображения учащихся и на неoбходимость его пролонгирования и адаптации к меняющимся условиям. Школьники недoстaточнo определяют связь между свойствами объектов, предметов и явлений, используя образы, узкий круг представлений. Поэтому и в наше время проблема развития творческого воображения продолжает оставаться актуальной.

Согласно исследованиям Л.С. Выгодского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, и других, воображение является главным условием творческого преобразования у детей полученных знаний.

Любая деятельность человека, приводящая не только к воспроизведению бывших в его опыте впечатлений и действий, но и создание новых образов или действий будет иметь отношение к творческой деятельности. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей возможности человеческого мозга, психология называет воображением. С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое…Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение –   это преобразование данного, осуществляемое в образной форме» [4].

Встречаются различные виды твoрчества: научное, техническое, литературное, художественное и др. Ни один из этих видов не мыслим без участия воображения. Творческим воображением является самостоятельное создание новых образов, воплощающееся в новые объекты различных видов деятельности при минимальной опоре на прошлый опыт. Фундаментом воображения выступают восприятия, приносящие материал, из которого будет возводиться новое. Затем совершается процесс переработки этого материала. Составными компонентами этого процесса являются анализ и синтез воспринятого.

Согласно исследованиям Боголюбова Н.С., творческое воображение подчиняется нескольким факторам:

возраст, уровень умственного развития и психофизических особенностей развития индивидуальных особенностей личности и, что немаловажно, от методической организованности процесса обучения и воспитания [1].

Возраст старших школьников относится к стaдиям развития воображения – отрочеству и в небольшой степени к юности: сочетание вымысла и деятельности, с преобладанием фантазий. Старший школьник может вникать в мыслительные задачи с математическими знаками, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление.

Особой чертой этого возраста является заинтересованность во всем, пытливость ума, подросток желает овладеть большим багажом знаний, не обращая иногда внимания, что знания необходимо систематизировать.

По мнению психолога Л.Ю. Суббoтиной, развитие воображения проходит две фазы: первый период развития охватывает первые пятнадцать лет жизни человека (преобладает рассудочная деятельность), во второй период воображение характеризуется падением интенсивности, а рассудочная деятельность сохраняет свое прогрессивное развитие. Затухание функции воображения с возрастом - отрицательный момент для личности, так как воображение может облегчить процесс обучения и развития [4].

Для подростка социальный мир - природно-предметно-социальная реальность,  в котором он еще не чувствует себя деятелем, способным изменять этот мир. Воображение в этом возрасте с одной стороны может дополнить внутреннюю жизнь подростка, совмещаясь с рациональными знаниями, может стать настоящей творческой силой, с другой стороны может прийти в упадок после поры детства. Поэтому встает вопрос об использовании в учебном процессе новых методов, методик и направлений обучения для развития творческого воображения.

На наш взгляд, одним из наиболее существенных направлений в развитии творческого воображения старших школьников может стать целенаправленная организация учебно-воспитательного процесса на занятиях разработки эскиза театрального костюма. Теaтральный костюм — это часть сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, содействующие перевоплощению актера; способ художественного воздействия на зрителя. Погружение в вымышленный мир театральной постановки и сопоставления с ее героями в полной мере способствует развитию воображения. К тому же, согласно рекомендациям лондонского учителя Шейлы Джексон, театральный костюм для школьных пьес должен состоять из простых материалов, например, бумаги. В костюмах для школьных пьес вдохновение намного важнее, чем законченность и тщательность [2]. Поэтому первоначальный этап создания театрального костюма – изобразительный, то есть эскиз, - как способ обретения вдохновения через воображение, очень важен.

Если разработать эффективную методическую систему развития творческого воображения старшеклассников на занятиях художественного проектирования театрального костюма путем создания эскизов, то мы получим высокие результаты развития творческого воображения старшеклассников на занятиях по эскизу театрального костюма. Эта методическая система должна включать в себя:

-      цели и  задачи обучения, отвечающие требованиям государственного стандарта образования и перспективам развития общеобразовательной школы;

-        содержание обучения, включающее в себя особые упражнения и задания по эскизу театрального костюма, содействующие развитию творческого воображения и индивидуальных особенностей учащихся;

-    принципы, формы, методы и методические приемы обучения, базирующиеся на личностном подходе в обучении;

-     новейшие средства обучения, способствующие развитию творческого воображения и способностей учащихся.

Таким образом, в современном обществе возрастают требования к повышению эффективности и качеству обучения, воспитанию творческой активности у учащихся. Неотъемлемое условие нашего времени – развивать в старших школьниках способность подходить к делу творчески. И это возможно через художественное эстетическое воспитание, через активные виды художественного творчества, которыми являются занятия по изготовлению эскиза театрального костюма. Это направление формирует творческие способности, высокие культурные потребности, эстетический вкус, духовное начало. Знакомство с «Эскизом театрального костюма» в школе поможет сориентировать выпускников на дальнейшее изучение этого направления на более высоком уровне в специальных средних и высших учебных заведениях.




Список литературы

1.      Боголюбов  Н.С.  Формирование  творческих  способностей  учащихся  средней  школы  средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Дисс. д.п.н. М.: МПГУ, 1993.

2.      Джексон Ш. Костюм для сцены: пособие по изготовлению театрального костюма. – М.: Искусство, 1984. – 146с.

3.      Рощин С.П. Мотивация художественного образования как  важнейшая  задача  методики преподавания изобразительного искусства: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, №4: Московский государственный институт культуры, 2009. - С. 139-143.

4.      Рубинштейн C.JI. Собрание сочинений в 2-х томах. "Воображение: основы общей психологии". "Основы общей психологии". М.: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 488с. Т.2. - 328с.

5.      Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.