Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПУТИ РАЗВИТИЯ И ОШИБКИ В СТАНОВЛЕНИИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
20 января 2018г.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собой многочисленную категорию детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время количество детей с ЗПР увеличилось почти в два раза и из года в год количество таких детей продолжает неумолимо расти. Рост нервно- психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения [8, с. 67].

Комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в области дефектологии в 60-е гг. ХХ века и связано с именами таких ученых, как Т.А. Власова, В.М. Астапов, Н.С. Певзнер, В.М. Лﺍубовский, С. Выготский, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, Г.Е. Сухарева и продолжается до сих пор.

Главной причиной разработки теоретического аспекта особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а также в сравнении с полноценно развивающимися детьми являлись в первую очередь нужды педагогической практики. Переход школы на новые усложненные программы усугубил тяжелое положение в школе стойко неуспевающих учащихся. При этом имеющийся к этому времени опыт углубленной разработки проблем дифференциальной диагностики способствовал развертыванию комплексного клинико-психолого-педагогического изучения этой категории детей [9, c. 12].

Под термином «задержка психического развития» понимается отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой – дает (как правило, при наличии этого специального подхода) возможность обучения ребенка по общей программе усвоения им государственного стандарта школьных знаний. Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности [6, с. 45].

Термин «задержка психического развития» вошел в общепринятую терминологию только в 50-х годах и впервые был предложен отечественным детским психиатром Г.Е. Сухаревой. До этого момента при изучении детей с трудностями в обﺍучении велись поиски термина для обозначения выявленного отставания в интеллектуальном развитии, обусловливающего проблемы в обучении. В XIX в. Ласэгом (Lasegne) для характеристики особой формы отставания в психическом развитии, «возникающей под влиянием инфекций и интоксикаций» был предложен термин «инфантилизм».

Дети с трудностями в обучении описывались под разными названиями: «псевдоненормальные», «отстающие в педагогическом отношении», «запоздавшие», «малограмотные», а также как дети, занимающие промежуточное положение между «малограмотными» и «ненормальными» (А. Binet, Т. Simon), дети «пограничной черты» (L. Fairfild). В отечественной литературе для обозначения подобных состояний использовались термины «слабоодаренные» (В.П. Кащенко, Г.В. Мурашов); «умственно недоﺍразвитые», находящиеся между дебилами и нормальными детьми (П.П. Блонский), переходные формы между нормой и дефективностью; «субнормальные» дети (А.И. Граборов) [7, с. 130].

Развитие изучения и обучения детей с задержкой психического развития можно разделить на несколько этапов:

I этап – начало изﺍучения причин и последствий ЗПР западными учеными.

II     этап – этап комплексных медико-психолого-педагогических исследований неуспевающих учащихся в нашей стране и за рубежом.

III        этап оказания помощи детям с ЗПР – 90-е годы XX столетия. Системы коррекционно-развивающей помощи дошкольникам и учащимся с ЗПР.

На  первом  этапе  исследований  были  описаны  формы  нарушенного  развития,  в  которых гармонически сочетались психический и физический инфантилизм. В группе неуспевающих школьников были выделены «субнормальные ученики» со «смягченными формами» умственного отставания, тﺍрактовки которого были различны. Л. Фаирфилд (L. Fairfield) описал группу неуспевающих детей с наследственно обусловленным запоздалым развитием, И.Н. Борисов – «группу детей слабоодаренных с пониженным общим развитием», которых он отграничивал от педагогически запущенных и умственно отсталых учащихся, Н.И. Озерецкий (1938) выделил гﺍруппу детей с «замедленным темпом развития», подчеркнув качественное отличие структуры этого нарушения от нарушения интеллекта при умственной отсталости [2, с. 10].

На втором этапе разрабатываются классификации в различных контекстах: этиопатогенетическом (Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев), синдромологическом (Ю.Г. Демьянов, И.Ф. Марковская) и др.

С середины XX в. в многочисленных исследованиях зарубежных автоﺍров К. Баﺍрта, Л. Бендера, К. Делакото стали встречаться описания клинико-психологических особенностей детей, имеющих недостаточные способности к обучению. В их работах подчеркивалась различная степень выраженности трудностей в формировании у школьников учебных навыков на уроках письма и математики. Причины затруднений в усвоении школьной программы рассматриваются различными авторами с учетом биологических или социальных факторов [1, с. 43].

Как доказали такие исследователи как Ф. Стокерт, Л. Тарнополь, К. Этлингер, на фоне недостатков абстрактно-логического мышления, могут протекать изменения, наблюдаемые у детей в развитии психических функций. При этом такие исследователи как А. Бентон, X. Муклебаст отмечали, что эти дети имеют сохранный вербальный интеллект [3, с. 39].

Путем количественной оценки интеллекта была выделена группа детей, занимающая промежуточное положение между нормой и легкой умственной отсталостью. Исследователи отмечали у них временный характер задержки психического развития (М. Трамер, А. Драйв) и положительное воздействие своевременно оказываемой педагогической помощи.

В своем классическом варианте термин «задержка психического развития» был озвучен и предложен классиками отечественной дефектологии Т.А. Власовой и М.С. Певзнер в 60-70 годы. В этих работах термин совершенно справедливо звучал как «временная задержка психического развития». Тем самым декларировался тот факт, что через какой-то определенный срок эта задержка компенсируется, ребенок догонит своих сверстников и его развитие войдет в нормативное «русло». Задержка психического развития понималась как замедление темпа психического развития. В ходе дальнейшего исследования Т.А. Власовой и М.С. Певзнер выделили две наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их как детей с психофизическим и психическим инфантилизмом [10, с.70].

В первую группу вошли дети с нарушенным темпом физического и умственного развития. Такие дети отстают от сверстников в физическом развитии, в развитии познавательной деятельности и в волевой сфере, быстро утомляются, с трудом включаются в учебную деятельность.

Вторую группу составили учащиеся с функциональными расстройствами психической деятельности (цереброастенические состояния), которые чаще всего являются следствием мозговых травм. Дети данной группы не имеют глубоких нарушений познавательной деятельности, и их основной характеристикой является слабость основных нервных процессов, в периоды хорошего состояния такие дети способны добиться в учебе высоких результатов [8, с. 45].

Перенесенное ребенком органическое заболевание центральной нервной системы и оставшиеся его знак» (резидуальная органическая недостаточность ЦНС) служат патогенетической основой нарушения созревания тех или иных систем мозга, и в первую очередь лобных отделов. Впервые эту точку зрения высказала М.С. Певзнер в своей работе «Дети с отклонениями в развитии» [4]. В более поздних исследованиях советских специалистов она получила подтверждение и развитие.

Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский также отмечали, что перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы является патогенетической основой того, что дети с ЗПР не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики – незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности [9, с. 12].

Итак, с позиций современного понимания закономерностей нарушений психики ребенка, нарушения определенных интеллектуальных функций, степень их выраженности, а также их сочетание с другими энцефалопатическими и невротическими расстройствами определяют клиническую характеристику отдельных вариантов задержки психического развития и их дальнейший прогноз.

Таким образом, анализ клинико-физиологических и психолого-педагогических исследований показывает, что уже в начале XX в. была выделена особая группа детей с трудностями в процессе обучения. Установлена неоднородность данной категории учащихся, и предприняты попытки выявить причины имеющегося отставания в развитии. Знание особенностей развития у них отдельных психических функций, познавательной деятельности, речи и эмоционально-личностной сферы необходимо для разработки методов и диагностических методик с целью выявления потенциальных возможностей обучаемости этих детей и постﺍроения индивидуальных программ по коррекции и развитию.

Список литературы

 

1.     Астапов В.М. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Учеб.пособие для студ. и слушателей спец.факультетов.– М.– Международная педагогическая академия. – 1995. – 264с.

2.     Анисимова Т. Нарушенияповеденияиразвитияудетей.Книгадляхорошихродителейи специалистов. – Спб: КАРО, 2011. – 176 с.

3.     Боровцова Л.А., Иванова Н.Н. Подготовка к государственному экзамену «Специальная дошкольная педагогика и психология»: Учебно-методическое пособие для студентов специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» / Под ред. Н.Н.Ивановой. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008.

4.     Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973.

5.     Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. - М.: Школа-Пресс, 1999. - с. 81- 88.

6.     Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.

7.     Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб.пособие для вузов – М.: Феникс, 2006. - 382 с.

8.     Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы.// Дефектология, № 1. - М.: Школа-Пресс, 2000. - с. 54-59.

9.     Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1990.-184 с.

10. Ульенкова У.В. Дети с ЗПР. - Н. Новгород. 1994. - 228 с.

11. Garro A. Understanding and Addressing the Needs of Children with Chronic Health Conditions: Implications for Counselors // New Jersey Journal of Professional of Counseling. - Spring 2006. - Vol. 56. - p. 52 – 62.

12.        Hoza B., Mrug S. and other What Aspects of Peer Relationships Are Impaired in Children With Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder? // Journal of Consulting and Clinical Psychology. - 2005. - Vol. 73, No. 3. - p. 411-423.