Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПУТИ РАЗВИТИЯ И ОШИБКИ В СТАНОВЛЕНИИ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ И ОЛИГОФРЕНОПСИХОЛОГИИ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
20 января 2018г.

В русской литературе о дефектологии первым большим трудом, о сведениях умственно отсталых детей, был двухтомник Г. Я. Трошина «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей» (1915, 1916), в этих книгах был описан опыт как зарубежный, так и российский. Его содержание основывалось на материалах различных наук: психологии, языкознания, физиологии и др. Рассматривались и сопоставлялись различные процессы познавательной деятельности нормально развивающихся и умственно отсталых детей, а также их чувства и воля.

Автор исходил из положения, которое мы разделяем и в настоящее время. Он утверждал и подчеркивал, что возможность развития умственно отсталых детей осуществляется по тем же основным законам, что и развитие в норме.

Вместе с тем Трошин Г. Я. отмечал и разницу между этими двумя категориями детей: нормальные дети в сравнительно короткий срок проходят все стадии онтогенетического развития, за такой же промежуток времени развитие умственно отсталых осуществляется крайне медленно. Они достигают лишь самых низких стадий и остаются на них всю жизнь. Это положение дало основание автору утверждать, что психология умственно отсталых детей совсем проста, с чем согласиться нельзя.

Работа Г. Я. Трошина интересна тем, что он, излагая материал, придерживался сравнительного анализа. Важно подчеркнуть, что он разделил на три категории детей с интеллектуальной недостаточностью по их уровню развития (идиоты, имбецилы, отсталые) и представил конкретные материалы о каждой из них. Многие данные, на которых основываются труды Г. Я. Трошина, в настоящее время относятся к прошлому в науке. Однако основная направленность этого труда, значительный фактический материал, который в нем проанализирован и обобщен, несомненно, делают его существенной вехой на пути становления психологии умственно отсталых детей.

Значимым событием в истории развития олигофренопсихологии и олигофренопедагогики стала организация в Москве Научно-практического института детских домов и специальных школ (1929), где открылась первая и единственная в то время в нашей стране лаборатория специальной психологии. Исследовательскую работу в этой лаборатории начинали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, И. М. Соловьев и др.

В 40-е гг. XX в. этот институт стал называться Научно-исследовательским институтом дефектологии (НИИД), а в 90-е гг. — был переименован в Институт коррекционной педагогики (ИКП). Л. С. Выготский, величайший ученый, сформулировал целый ряд положений, которые относятся к общей, возрастной и детской психологии.

Многие из них сыграли огромную роль в формировании теоретических основ специальной психологии, в том числе и психологии умственно отсталого ребенка.

Весьма важным является положение о системности строения психики человека, об этом положении говорил Л. С. Выготский, у которого даже нарушение одного из звеньев системы изменяет ее целостное функционирование и обусловливает более или менее существенные отклонения в психической деятельности субъекта. Исходя из этого положения, умственно отсталые дети имеют своеобразие во всех проявлениях психики.

Основной задачей того времени в развития специального образования олигофренопсихологии – было направлено на обучение общеобразовательным предметам детей с умственной отсталостью, а они нуждались в коммуникации и социализации в обществе.

Советская наука педология занималась изучением ребенка в целом, а педологи формировали в психике людей, такие понятия как «дети академиков и ученых должны быть лучше своих родителей» и, если вдруг у кого-то из академиков рождался ребенок с аномалией, это становилось бедой всего общества.

Выход из этого стал такой: детей с умственной отсталостью или еще с какими-либо нарушениями просто уничтожали. Но после образования ООН отношение к детям с нарушениями изменилось.

В. Франков подал идею о том, что таких детей надо обучать свободе воли и выбора, формировать в них личность.

Сегодня наука дефектология шагнула вперед, но возникли другие проблемы.

Первой проблемой развития дефектологии остается путь, по которому идти дальше. Для качественного специального образования нужна хорошая помощь от государства в виде финансирования. Государство в полной мере не может финансировать все учреждения, которые работают с аномальными детьми, поэтому на сегодняшний день система специального образования уходит от государства к частным инвестициям, как это было раньше.

И еще немало важной проблемой сегодня стала – проблема кадров. В нашей стране мало квалифицированных специалистов в данной области.

Не каждый человек готов решиться на такой шаг. Сложно найти сегодня современных «М. С. Певзнер, Л. С. Выготского».



Список литературы

 

1.       Селюков А. Г. Становление психолого-педагогического изучения умственно отсталых детей в контексте развития педагогической антропологии в конце XIX — начале XX веков // Проблемы современного общества в исследованиях молодых учёных: Сб. научных трудов аспирантов. — М.: Московский открытый социальный институт, 2007.- № 9. — С. 96-103.

2.       Постовский Н. П. Распознавание анормальных степеней интеллекта и нормального уровня его у

детей школьного возраста по способу de-Sanctis Постовскаго// Труды второго Всероссийского съезда по экспериментальной педагогики 26 — 31 декабря 1913 г.- Петроград,1913.- С. 180—190.

3.       Трошин Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей: В 2 т.- Петроград: Издание Клиники доктора Г. Я. Трошина,1915.- Т. 1.- 404 с.

4.       Трошин Г. Я. Классификация детской ненормальности с выделением практически важных форм//Доклады прения и постановления четвёртой секции первого Всероссийского съезда по вопросам народного образования.- 1915 г. Петроград,1915.- С. 77 — 78.