Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПУТИ РАЗВИТИЯ И ОШИБКИ В СТАНОВЛЕНИИ СУРДОПЕДАГОГИКИ И СУРДОПСИХОЛОГИИ. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
20 января 2018г.

Развитие сурдопедагогики и сурдопсихологии в России и в странах Западной Европы происходило по-разному. Основное отличие заключалось в том, что в России опыт обучения и воспитания детей с нарушениями слуха появился гораздо позже, чем в западных странах. И возник он благодаря заимствованию некоторых идей у более развитых стран.

Основной целью написания данной статьи является публикация результатов исследования в области сурдопедагогики. Соотвествующими задачами исследования являются изучение и сравнение существующих литературных данных об истории развития сурдопедагогики. Методами изучения являются анализ, классификация и обощение собранных данных. Рассмотрим, как происходило развитие сурдопедагогики в странах Западной Европы.

В первобытные времена все люди общались с помощью мимики и жестов. Их общей целью было добывание пищи. В это время неслышащие люди могли общаться и работать со всеми. Со временем, когда языковое общение между людьми стало совершенствоваться, люди с нарушениями слуха начали испытывать все больше затруднений в общении и понимании окружающих, жесты занимали уже не главную роль в объяснении каких-либо указаний или высказываний и использовались в основном неслышащими людьми в семье.

В дальнейшем люди с нарушениями слуха все больше отстранялись от общества и их недуг стал восприниматься как наказание Божие. Окружающие считали, что неслышащие люди никогда не смогут говорить , что их невозможно обучить счету и письму. Это мнение было ошибочным, свидетельствуя об обратном, и зародилась наука сурдопедагогика.

В эпоху Возрождения были сделаны многие великие научные открытия и изобретения, а также сформирована гуманистическая педагогика, главным принципом которой является внимательное отношение к активности и индивидуальности ребенка, вере в его творческие способности. Такая точка зрения была противопоставлена церковным взглядам, со стороны педагогики стало появляться все больше доказательств обучаемости людей с нарушениями слуха. Однако, в силу расслоения общества на народные массы (простонародье) и буржуазные классы, не все граждане с нарушеними в развитии могли иметь возможность обучаться, это касалось только богатых людей. Соответственно, это являлось очередной ошибкой в развитии науки и общества в целом, так как обучение всех категорий людей с нарушениями в развитии привело бы к более плодотворному развитию государств.

Также в этот период в Италии и Испании разрабатываются методы и принципы индивидуального обучения людей с нарушениями слуха. Большой вклад в развитие сурдопедагогики внесли такие ученые как: Джероламо Кардано, Педро Понсе де Леон, Хуан Пабло Бонет.

В VII-VIII веках были разработаны две системы обучения глухих: мимическая и устная. Обучение происходило с привлечением сохранных анализаторов. В это время постепенно происходило формирование профессии учителя глухих.

Первые училища и институты для глухих были открыты во второй половине VIII века, в таких странах, как Англия, Франция, Германия, Дания. В XIX веке специальные училища и школы для глухих были открыты во всех странах Западной Европы и в США, их численность была более 400. В программы обучения глухих детей стало входить трудовое и профессиональное обучение ремеслам. Для государств профессиональное обучение детей с нарушениями слуха стало выгодным, так как они начали приносить пользу, трудясь наравне с окружающими. Во второй половине XIX века из экономических соображений в некоторых странах Западной Европы возникла идея обучения глухих детей в школах для слышащих.

В конце XIX и первой половине XX века училища для глухих, хотя и с некоторыми ограничениями, были признаны государственными учреждениями. Но образование было доступным только для богатых семей. В этот период, наряду с существующими методами обучения глухих, возникает еще одно направление — использование остаточного слуха и его тренировка. Также в 60-70 годах появляется верботональный метод П. Губерины, на основе применения которого используется звукоусиливающая многоканальная аппаратура «Суваг-1» и «Суваг-2». Во многих странах Западной Европы при обучении детей с нарушениями слуха использовался, в основном, «чистый устный метод», а в США в этот период сформировалась комбинированная система обучения глухих, позволяющая использовать различные формы речи, в том числе и жестовую.

С середины XX века классификация людей с нарушениями слуха стала более точной. Это связано с техническим прогрессом и развитием электроники и электроакустической аппаратуры. В этот период подход к обучению детей с нарушениями слуха стал более дифференцированным, в ряде некоторых стран глухих детей стали обучать отдельно от слабослышащих.

В 1950 году была создана Всемирная федерация глухих, которая осуществляла международное сотрудничество глухих с целью улучшения их социально-правового положения в обществе. В целом, в этот период содержание образовательных программ сильно не изменилось, возросло лишь количество школ и специальных классов для детей с нарушениями слуха.

Рассмотрим теперь пути развития в становлении сурдопедагогики в России. После принятия христианства на Руси церковь берет на себя заботу о нищих и убогих. Отношение, в целом, к людям с нарушениями в развитии было более гуманным, чем в странах Западной Европы, таким оно и осталось в русских церквях и по сей день. В дальнейшем, в Киево-Печерской лавре был открыт первый дом для увечных детей. В других крупных городах, таких как Москва, Тверь, Псков, Новгород, Ростов, Смоленск, также были открыты дома для детей с нарушениями в развитии. Русское законодательство также было более гуманным, чеи в Европе. Здесь у глухих людей было сохранено право наследования имущества, однако были и некоторые ограничения прав, например, глухие не могли выступать на суде в качестве свидетелей. Вступать в брак глухие люди тоже не могли и были изолированы от общества.

В XVIII веке в Москве был создан воспитательный дом, который дал начало специализированному обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха в России. В таких домах происходило обучение глухих по различным ремесленным направлениям. Обучаемость глухих детей и возможность овладеть профессией были показателем необходимости создания специальных училищ для людей с нарушениями слуха, которые в дальнейшем были созданы в Москве и Петербурге. Обучение в училищах было доступно в те времена лишь богатым людям. Многие училища открывались лишь на короткое время и из-за трудностей с финансированием закрывались. Также отмечалась острая нехватка сурдопедагогов. Некоторых детей специально обучали многие годы в надежде, что они смогут преподавать в училищах для глухих, но это не происходило. Первым крупным теоретиком сурдопедагогики в России стал Виктор Иванович Флери. Он считал, что глухие люди способны достигнуть полноценного интеллектуального и нравственного развития, при этом раннее развитие имеет большое значение. В. И. Флери доказал необходимость дифференцированного подхода глухонемых, позднооглохших и слабослышащих детей, а также важность использования различных форм речи в обучении глухих.

К концу XIX века училищ для глухих стало больше (около 23), однако их материальное обеспечение было нестабильным. В большинстве училищ использовался «чистый устный метод» обучения глухих, основной целью обучения являлась подготовка глухих к участию в производительном труде. В конце XIX — начале XX века сурдопедагогика развивалась благодаря достижениям смежных с нею наук, особенно медицины.

Великая Октябрьская социалистическая революция дала начало новому этапу развития сурдопедагогики. Государство взяло на себя вопросы финансирования учреждений для обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, а также всячески поддерживало различные направления в исследовании и развитии дефектологии. Большой вклад в развитие сурдопедагогики и дефектологии внес Л. С. Выготский, его теория о сложной структуре дефекта и компенсаторных возможностях детей с нарушениями в развитии.

30-е годы XX века были периодом больших достижений в сурдопедагогике. Обучение глухих было обязательным и всеобщим. Многими учеными был накоплен опыт, который в обобщенном виде был представлен в монографии «Очерки психологии глухонемого ребенка» (авторы Л. В. Занков, И. М. Соловьев). В  послевоенные годы  остро возросла необходимость обучения инвалидов, многие из них в дальнейшем сами становились учеными. Одним из важнейших достижений стало сознание условий, при которых практически все дети с нарушениями слуха могут получать в специальной школе полное среднее образование.

В 40-50-е годы развивалась система специальных учреждений для людей с нарушениями слуха согласно классификации Р. М. Боскис. Под ее руководством была разработана и внедрена новая дидактическая система по формированию полноценной речи учащихся. В дальнейшем происходило усовершенствование систем образования, расширение методов работы с детьми, имеющими нарушения слуха.

В настоящее время имеется большое разнообразие методических систем обучения языку, но ни одна из предложенных сурдопедагогами мира систем не дала пока полностью высокоэффективных результатов. Основными методами и системами работы с детьми, имеющими нарушения слуха являются: мимический метод, чистый устный метод, комбинированная система (метод тотальной коммуникации), билингвизм, система ранней помощи, система семейного воспитания глухих дошкольников Э. И. Леонгард, верботональный метод, Auditory-verbal метод, письменный метод, Коммуникативно-деятельностная система обучения глухих, система обучения языку в ДОУ (авторы Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова, Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко). Все перечисленные методы и системы работы с детьми в настоящее время дают детям с нарушениями слуха возможность для социализации, реализации своих желаний и дальнейшего развития в целом.

Проведенный анализ путей развития сурдопедагогики позволил установить, каким образом развивалась эта наука в России и в странах Западной Европы, а также выяснить, какие ошибки были допущены в становлении этой науки. Начиная от мысли о необучаемости детей с нарушениями слуха, люди пришли к возможности полноценного всестороннего развития личности. Многогранность использования методик и систем обучения появлялась в течение многих лет и до сих пор не существует абсолютной единой методики, позволяющей с одинаковой эффективностью воздействовать на развитие всех детей, имеющих различные нарушения слуха.

Список литературы

 

1.       Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. Ин-тов. - М.: Просвещение, 1984. — 295 с., ил;

2.       Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч. : В 6 т. М., Педагогика, 1983. - Т. 5. - 369 с;

3.       Дьячков А.И. Системы обучения глухих детей. М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.-247 с.

4.       Дьячков, Алексей Иванович. Хрестоматия по истории воспитания и обучения глухонемых детей в России / Сост. А.И. Дьячков и А.Д. Доброва; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук РСФСР. Т. 1 [Электронный ресурс], 1949. - 392 с.: ил;

5.       Известия АПН РСФСР. Вып. 9: Проблема формирования речи у глухонемых детей. М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947;

6.       Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М. : Просвещение, 2009. - 319 с. : ил;

7.       Основы сурдопедагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург : Издатель Кали- нина Г.П., 2008. – 354 с.;

8.       Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / [И.Г. Багрова и др.]; под ред. Е.Г. Речицкой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 655 с. ;

9.       Early childhood education : history, philosophy and experience/ By Cathy Nutbrown and Peter Clough. Los Angeles : SAGE, 2014.- 202 p. : ill;

10.    Methods of teaching history / By A. D. White, W. F. Allen, C. K. Adams, John W. Burgess, J. R. Seeley, H. B. Adams, E. Emerton, G. S. Morris, R. T. Ely, A. B. Hart, W. C. Collar, J. T. Clarke, W. E. Foster, and others. - Boston : Ginn, Heath and company, 1885.