Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПУТИ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ В СТАНОВЛЕНИИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
20 января 2018г.

Как термин детский церебральный паралич существует уже больше ста лет, но само заболевание существовало еще до того времени как у него появилось наименование, на протяжении всей истории человеческой жизни. Однако, так как это заболевание имеет долгую историю существования, вплоть до настоящего времени нет одного единственного взгляда на данную проблему. Кроме общего взгляда на это заболевание, нужно обратить внимание и на некоторые проблемы, которые связанны с изучением детского церебрального паралича. Для введения в вопрос, касающийся данного заболевания, необходимо обратиться к истории появления и развития этой проблемы в целом.

Английский врач-хирург В.Д. Литтль (1810—1894) был первым, кто дал клиническое описание детского церебрального паралича. Примечательно то, что он сам страдал левосторонней косолапостью. В 1853 им была опубликована работа, которая называлась: «О природе и лечении деформаций человеческого каркаса». В лекции, которую он читал о спастической ригидности в 1861 году, было подчеркнуто, что ребенок может рождаться с серьезными и специфическими недугами. После этого он доложил о данном факте на заседании английского Королевского клинического общества, после чего опубликовал свои наблюдения за детьми, у которых при травмах головы после рождения, развивались параличи конечностей. Практически целый век — это заболевание носило имя Литтля [5].

Немецкий ортопедагог Бизальский опубликовал «статистику хромоты». Данные статистики говорили о том, что наибольшее количество таких детей было среди школьников, развитие психики и интеллекта которых было в пределах нормы. Стояла необходимость улучшения как системы образования, так и социальной защиты данной категории детей. После этого в 1920 году в Германии, издали закон «О помощи хромым», который был первым в мире. В законе говорилось что инвалидам, гарантировалась медицинская, педагогическая и профессиональная реабилитация.

На разных этапах развития общества реабилитация детей с данным заболеванием, которая была как медицинская, так и социально-педагогическая, решалась по-разному. В Европе, в конце XVIII — начале XIX века, стали появляться лечебные учреждения для детей нарушением движения, а не только дома презрения как было до этого. Такие учреждения стали появляться в больших городах и столицах по всей Европе. [5].

В Бельгии находится самое старое для детей с двигательными нарушениями учреждение, которое называлось «Приют для девочек-инвалидов в Кватрехте». В нем в 1921 году создали базу начального образования для 15 парализованных детей. Затем в Нидерландах в 1947 г создали первую школу, в которой могли обучаться дети с нарушением в движении. «Митиль» - так называлась эта школа. В этот же период подобные учреждения начали появляться на других континентах.

В России подобное учреждение впервые появилось в Санкт-Петербурге в 1890 г. Дети получали в нем начальное образование, обучение ремеслу и находились под постоянным присмотром врачей. С 1904 года руководителем, а до этого консультанта всего учебного процесса в приюте, становится основоположник отечественной ортопедии Г.И. Турнер.

Получение детьми с двигательными нарушениями только медицинской помощи в России продолжалось до 50-х годов. Школы для этой категории детей появились только в конце 50-х годов в крупных городах: Москве и Ленинграде.

С самого начала работы приюта, была создана и работала на постоянной основе средняя школа. В дальнейшем в СССР, основали психологическую службу для детей и подростков с церебральным параличом. Основана она 1962 году, ее руководителем стал доцент Р. Я. Абрамович-Лехтман. Через пять лет для восстановления и ортопедохирургического лечения открылось специальное учреждение. Через год после этого было открыто еще одно отделение, которое носило название «Мать и дитя». В нем ребенок находился вместе с матерью в течении тех месяцев. Ребенку предоставлялось комплексное восстановительное лечение. В этом отделении ребенку предоставлялись услуги следующих специалистов: психолог, логопед, специалист по лечебной физкультуре. Мать в свою очередь тоже получала необходимые знания по уходу за своим ребенком, а также логопед, психолог и педагог–дефектолог давали матери некоторые самые простые педагогические умения.

Позднее в крупных городах России начали появляться санатории и школы-интернаты для данной категории детей. Большая часть детей в этих школах – дети с ДЦП. В Москве, в начале 70-х годов, был открыт Всесоюзный Центр восстановительного лечения детей с ДЦП [5].

На сегодняшний момент времени, в России работает более 70 школ для детей с детским церебральным параличом, так же созданы и функционируют специализированные детские сады и группы «Особый ребенок». Помимо учреждений для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на сегодняшний день создаются аппаратно-программные комплексы, которые дают возможность использовать технические средства как для образовательных целей, так и для повседневной жизни. Помимо аппаратно- программных комплексов также создается оборудование для того, чтобы решать задачи перемещения и доступа в места общего пользования. Помимо этого, в нашей стране используется классификация форм ДЦП К.А. Семеновой. За рубежом же для классификации форм ДЦП в настоящее время применяется международная классификация болезней - МКБ-10.

Говоря о детях с детским церебральным параличом, нельзя обойти стороной некоторые проблемы, которые могут встречаться при изучении с ДЦП.

Одна из подобного рода проблем в работе с детьми с детским церебральным параличом - их психолого- педагогическое изучение. Существует большое количество нарушений двигательного, речевого и психического плана. Сочетание двигательного дефекта с другими нарушениями создает большую проблему в организации обследования [2].

Трудности возникают и при диагностике умственной отсталости и задержки психического развития у детей дошкольного возраста с церебральным параличом. Не меньшие трудности представляет и разделение детей, которые имеют умственную отсталость, по степени выраженности недоразвития интеллекта. Универсальная система для диагностики детей с двигательным нарушением до сих пор не разработана. Попытки по созданию такой диагностики не были успешными из-за того, что нужно учитывать большое количество [2].

Еще одна проблема, которую можно встретить при изучении детей с ДЦП – проблема социализации ребенка. Стоит отметить что фундамент личности любого ребенка, а том числе и ребенка с ДЦП закладывается в семье. Именно семья становится первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения.

На основании исследований, проведенных М.И. Лисиной, можно сделать выводы о том, на особенности социабельности, адаптации и контактности ребенка имеет большое влияние атмосфера общения в семье[3].

Э. Эриксон считал, важной и необходимой основой для развития самостоятельности ребенка, его уверенности в себе, независимости является как можно более тесный контакт ребенка с матерью. Ребенок, который имеет подобные отношения со своей матерью, к концу первого полугодия может разделять собственное «Я» от «не Я» своей матери [6].

Общая атмосфера в семье, как показывает большая часть наблюдений и исследований, оказывает большое влияние на ребенка и формирование его личности. Что касается потребности в общении, то можно сказать, что она не может формироваться автоматически. Ее формирование – процесс постепенный и зависит от условий в которых существует ребенок. Важную роль в ее развитии отводят окружению ребенка, в частности его самых близких взрослых.

Именно поэтому ребенку раннего возраста с ДЦП необходим тесный, как физический, так и эмоциональный контакт с собственной матерью. В этом основа всего его социального развития. Именно благодаря этому контакту мать ребенка, а затем и другие люди, могут получить возможность влиять на поведение ребенка.

Однако, очень часто в семь ребенка с ДЦП все складывается наоборот. Родители начинают остро реагировать и отрицать наличие заболевания у их ребенка. По мнению Чиркиной. Г.В. развитие таких реакций проходит несколько этапов: отрицание, гнев, чувство вины, эмоциональная адаптация родителей [1].

Семья вынуждена жить в условиях ситуации, которая травмирует психику родителей и заставляет их находиться в постоянном эмоциональном напряжении. Осознание того факта, что специальное обучение их ребенка – процесс достаточно длительный, приходит далеко не стразу. Ведь само осознание этого является сильным стрессом как для родителей, так и для других членов семьи. Самая частая реакция такой семьи – замкнутость и изоляция от общества в целом. Почти постоянно семья находится в своем замкнутом мире, в который могут входить очень малое количество людей. Что касается межличностных отношений в семье, то они очень часть подвергаются деформации. [4].

Даже имея большое количество психолого-педагогических исследований по этой проблематике, описанные выше проблемы не разрешены до конца. Их решение может произойти в том случае, если подход к их разрешению будет комплексным и будет опираться на уже имеющиеся опыты работ других специалистов.

Список литературы

 

1.Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М.: Просвещение, 2003. 152 с.

2.Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия», 2001. 192 с.

3.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М: Академия, 2006. 247 с.

4.Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. СПб: Детство-Пресс, 2003. 447 с.

5.Щипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. СПб: Дидактика Плюс, 2001. 291 с.

6.Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 2003. 291 с

7.Эльконин Б.Д. Психология развития. СПб: Академия, 2007. 144 с.