Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ В ПОДГОТОВКЕ ТРЕЙСЕРОВ В ПАРКУРЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

Опорные прыжки через различные гимнастические снаряды  – это достаточно большая группа упражнений, которая прекрасно развивает скоростно-силовые способности, ловкость и координацию движений, волевые качества, смелость и решительность у занимающихся [9]. Данные прыжки формируют также и прикладные умения и навыки – перемещения по пересечённой местности; преодоления препятствий различной формы и высоты; запрыгивания на возвышения и спрыгивания с них и другие.

В последние годы эта группа гимнастических упражнений оказалась чрезвычайно востребованной в молодёжной среде, благодаря такому модному виду, можно сказать, «экстремальной физической активности», как паркур (от франц. parkour – полоса препятствий) – «уличный спорт», представляющий собой совокупность умений и навыков совершенного владения своим телом. Паркур, ставший исключительно популярным во всём мире (в том числе, и в России), имеет и другое название – «фриран». Он был основан в 1990-х годах французом Давидом Беллем (David Belle). В наиболее зрелищном и концентрированном виде Д. Белль продемонстрировал своё мастерство в таком «культовом» фильме, как «13 район» (“Banlieve 13”), вышедшем на экраны в 2004 году. Паркур, можно сказать, органично объединяет в себе несколько, на первый взгляд, различных спортивных и прикладных дисциплин:

–   сложно-координационные виды спорта – гимнастика и акробатика;

–   легкоатлетические дисциплины – бег и прыжки;

–       альпинизм, скалолазание и билдеринг – лазание и «восхождение» на различные стены и возвышенности в условиях современного мегаполиса.

Люди, занимающиеся паркуром, называют себя трейсерами (от франц. traceur – прокладывающий путь).

Их задача – не только быстро, но и эффектно (выполняя различные «трюки» без всякой защитной амуниции, помощи или страховки) перемещаться в условиях современного города, руководствуясь принципом всеобъемлющей свободы – «нет границ, есть лишь препятствия» в виде заборов, стен и крыш домов, которые служат в качестве своеобразных спортивных снарядов [4, 8]. Несмотря на то, что это «уличный спорт», все «трюковые элементы» наиболее целесообразно разучивать и совершенствовать в условиях спортивных залов. Вместе с тем, следует отметить, что в настоящее время отсутствует разработанная методика обучения элементам паркура. Многие начинающие трейсеры, тренирующиеся самостоятельно и не имеющие опыта в гимнастике или акробатике, подвергают себя риску получения серьёзной травмы [5].

Гимнастические опорные прыжки служат технической основой для выполнения большого количества элементов паркура – по преодолению препятствий, отталкиваясь от них руками – парапетов, перил, скамеек и других. Опорные прыжки – это исторически сформировавшийся вид в спортивной гимнастике, который заключается в преодолении, после предварительного разбега и толчка ногами от упругой опоры (мостика, трамплина), гимнастического снаряда (коня, козла или прыжкового стола) заранее заданным способом с обязательной опорой на него двумя руками.

Для освоения опорных прыжков, как прикладных (специально-подготовительных) упражнений, занимающиеся паркуром могут использоваться достаточно простые по конструкции, но надёжные в эксплуатации, тренировочные и вспомогательные гимнастические снаряды. Например, для обучения опорным прыжкам существует целый набор такого оборудования, где, практически, каждый снаряд может изменять свою высоту в достаточно широком диапазоне: гимнастический прыжковый конь;  гимнастический козёл; гимнастический тренировочный прыжковый стол; гимнастический (сборный) плинт [2, 6]. Дополнительное оборудование включает: набор прыжковых гимнастических мостиков, желательно различной жёсткости; гимнастические маты, уложенные за гимнастическим снарядом для опорных прыжков в месте наиболее вероятного приземления или падения.

Опорный прыжок – это самый короткий по продолжительности вид гимнастического многоборья. В прыжках устанавливается сложная взаимосвязь между циклической структурой начала движения (разбег) и ациклической структурой последующих двигательных действий. Они сочетают в себе быстротечность как опорных, так   и  полётных фаз;  координационную  сложность  кратковременных  движений  с   большой концентрацией мышечных усилий. Специфичность опорных прыжков заключается в том, что они требуют от исполнителя высокого уровня технической и специальной физической подготовленности. Каждый опорный прыжок представляет собой многофазный процесс, в котором предшествующая фаза подготавливает и обусловливает последующую, а их уравновешенность является залогом успеха в данном виде многоборья. В опорном прыжке выделяются следующие фазы: разбег; наскок на мостик; толчок ногами от мостика; полёт до толчка руками (первая полётная фаза); толчок руками от коня (козла или другого снаряда); полёт после толчка руками (вторая полётная фаза); приземление [1, 3].

В «реальном паркуре», практически отсутствует «фиксированное» приземление, подобное гимнастическому, после преодоления определённого препятствия. Трейсер обычно либо, практически, сразу продолжает своё движение по маршруту (стараясь сохранить скорость), либо, для страховки и «смягчения» ударного  взаимодействия  с  жёсткой  опорой,  выполняет  быстрый  кувырок  вперёд  (Parkour  roll).

«Гимнастическое» приземление может являться, например, лишь начальным этапом для последующего обучения характерным для паркура приземлениям, выполняемым после прыжков с высоты (Drops), – амортизирующим двигательным действиям либо только ногами, либо ногами и руками.

Исследование, проведённое для анализа основных способов преодоления препятствий трейсерами, показало, что некоторые варианты прыжков в паркуре близки или, практически, аналогичны базовым и прикладным гимнастическим опорным прыжкам, которые включаются в программу начального обучения.

Прыжок ноги врозь – это опорный прыжок, подобный своему аналогу в паркуре, – Monkey splits vault. Прыжок согнув ноги может являться основой для освоения таких прыжков в паркуре, как Kash vault, King Kong vault, Monkey vault. Прыжок боком через коня в ширину – близок по технике выполнения прыжкам в паркуре – Hand vault, Speed vault. Наконец, прыжок углом через коня толчком одной ноги подобен прыжку в паркуре – Lazy vault. Поэтому техника выполнения и методика обучения перечисленным  выше прыжкам в паркуре аналогична гимнастическим опорным прыжкам, которые подробно изложены в соответствующих учебниках и пособиях [1, 3].

В данной статье мы остановимся лишь на рассмотрении последовательности освоения основных фаз опорных прыжков, что необходимо при их разучивании. Эти учебные задания могут найти своё применение и в учебно-тренировочном процессе трейсеров при изучении ими различных способов преодоления препятствий, которые аналогичны, как было сказано выше, гимнастическим опорным прыжкам [7].

Прежде всего, необходимо изучить устойчивое приземление как универсальный двигательный навык, а уже потом осваивать быстрый переход к последующим движениям (например, бегу или кувырку). В момент перехода из фазы полёта к приземлению прыгун сначала касается опоры передней частью стопы практически прямых ног, а затем, амортизируя ударное взаимодействие, опускается на всю стопу, сгибает колени и принимает позу приземления. Для освоения устойчивого  приземления рекомендуется следующая последовательность учебных заданий:

1.    Из стойки на носках, руки вверх – опускание, сгибая ноги, на всю стопу в позу приземления и её фиксация.

2.      Из полуприседа, руки назад-книзу – прыжок вверх прогнувшись со взмахом руками вверх – приземление и фиксация позы.

3.     То же упражнение, что 2, но прыжок выполняется с различных возвышений: гимнастической скамейки, гимнастического козла или коня.

4.   То же упражнение, что 3, но в фазе полёта необходимо принимать различные позы (ноги врозь, согнув ноги), либо выполнять повороты вокруг продольной оси тела на 180 или 360 градусов.

Следующий шаг   – это обучение   наскоку на мостик и отталкиванию от   него двумя   ногами.

Последовательность учебных заданий:

1.       Серия быстрых подскоков вверх с продвижением вперёд на прямых ногах. Отталкивание осуществляется только за счёт активных разгибательных действий в голеностопных суставах.

2.    Из основной стойки (О.С.) – шаг толчковой ногой вперёд, руки назад-книзу – прыжок на две ноги – отскок вверх со взмахом руками вперёд-кверху.

3.    Из стойки на возвышении (например, на гимнастической скамейке) – махом одной ногой и толчком другой – соскок на гимнастический мостик на две ноги и прыжок вверх прогнувшись с приземлением на гимнастический мат.

4.   С 2–3 шагов разбега – наскок на мостик на две ноги и прыжок вверх прогнувшись с приземлением на мат.

5.   То же упражнение, что 4, но в фазе полёта необходимо принимать различные позы (ноги врозь, согнув ноги), либо выполнять повороты вокруг продольной оси тела на 180 или 360 градусов.

6.    С 5–6 шагов разбега – наскок на мостик и прыжок вверх с приземлением на «горку» из нескольких гимнастических матов (высотой 100–120 см).

Заключительным шагом является освоение отталкивания руками от гимнастического коня или козла.

Особенность этого отталкивания заключается в том, что оно должно быть выполнено после так называемой «стопорящей» постановки рук на снаряд и за счёт быстрого акцентированного движения в плечевых и лучезапястных суставах. Локтевые суставы в толчке не должны сгибаться – то есть руки остаются прямыми. Для освоения такого типа отталкивания могут использоваться следующие учебные задания:

1.    Стоя на расстоянии примерно 1 м от гимнастического коня или козла, установленного поперёк и жёстко прикреплённого к полу, принять положение наклона вперёд прогнувшись, руки вверх – падая вперёд, выполнить отталкивание руками (без сгибания в локтевых суставах) от боковой поверхности коня (козла) и вернуться в исходное положение.

2.    Исходное положение – упор лёжа перед возвышением (гимнастическим матом) 10–15 см. За счёт активных и согласованных действий в плечевых и лучезапястных суставах, выполнить отталкивание прямыми руками со вскоком в упор лёжа, руки на возвышении.

3.     В упоре лёжа на горизонтальной поверхности (пол, гимнастические маты, ковровое покрытие) перемещение вперёд, одновременно отталкиваясь прямыми руками, сохраняя неизменным положение тела.

Регулярное выполнение представленных выше комплексов упражнений для обучения и совершенствования отдельных фаз гимнастических опорных прыжков даст возможность трейсерам:

–   овладеть оптимальной техникой преодоления препятствий;

–     развить необходимые им физические способности – скоростно-силовые, ловкость и координацию движений;

–   избегать риска получения серьёзной травмы при выполнении «трюковых элементов».

Таким образом, целенаправленное использование в процессе тренировок разработанных в спортивной гимнастике методик последовательного обучения опорным прыжкам позволит трейсерам совершенствовать своё мастерство в таком виде «экстремальной физической активности» как паркур.

 

Список литературы

1.      Журавин, М.Л. Опорные прыжки / М.Л. Журавин, О.В. Загрядская // Гимнастика: учебник для ст-тов высш. пед. учеб. заведений / под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – Гл. 10.4. – С. 243–257.

2.      Иванов, К.М. Возникновение и развитие опорных прыжков как вида гимнастического многоборья: учебно-методическое пособие / К.М. Иванов, А.А. Сомкин; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 1998.– 20 с.

3.      Иванов, К.М. Прыжки / К.М. Иванов, А.А. Сомкин // Теория и методика обучения базовым видам спорта. Гимнастика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /  под ред. Е.С. Крючек, Р.Н. Терехиной. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2013. – Гл. 3.5. – С. 180–195. – (Сер. Бакалавриат).

4.      Кириллова, Е.Г. Физическая культура. Здоровый образ жизни студентов в условиях мегаполиса с использованием нетрадиционных средств физического воспитания: учебно-методическое пособие для студентов всех направлений и специальностей / Е.Г. Кириллова, Н.И. Хотина, А.В. Фёдорова; СПбГУСЭ.– СПб., 2012. – 71 с.

5.      Селюкин, Д.Б. Паркур, свобода и ограничения / Д.Б. Селюкин // Инновационные и информационные технологии в образовании: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. – СПб.: Издательство «ЛЕМА», 2013. –      С. 239–241.

6.      Сомкин, А.А. Материально-техническое обеспечение занятий спортивной гимнастикой: учебное пособие / А.А. Сомкин; НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб., 2009. – 116 с.

7.      Сомкин, А.А. Начальное обучение гимнастическим опорным прыжкам / А.А. Сомкин // Физическая культура и физкультурное образование в России: состояние и перспективы: материалы науч.-практ. конф. «Герценовские чтения». – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С. 161–164.

8.      Фукан, С. Фриран. Найди свой путь / С. Фукан. – М.: Эксмо, 2012. – 128 с.

9.      Хазов, А.А. Обучение технике упражнений на гимнастических снарядах и акробатических прыжков: учебное пособие / А.А. Хазов; Рязанский гос. университет им. С.А. Есенина. – Рязань, 2006. – 124 с.