Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕС- АЭРОБИКОЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

Фитнес-аэробика – молодой, но уже довольно популярный вид спорта. Этот абсолютно самостоятельный спортивный вид относится к видам гимнастики и в наше время активно развивается, обещая в самом ближайшем времени стать олимпийским [4].

В настоящее время фитнес-аэробика достигла значительных высот в своем развитии, расширился состав занимающихся, усложнилась соревновательная программа, повысился динамизм, красота упражнений и композиций [6, 7, 8].

Параллельно с развитием динамики роста достижений в этом виде спорта обозначились проблемы, тормозящие рост спортивного мастерства. Одна из существенных проблем связана с недостаточной научно- методической разработанностью вопросов развития гибкости у спортсменов на начальном этапе тренировочного процесса. Имеющиеся научные исследования немногочисленны и лишь фрагментарно отражают отдельные вопросы данной проблемы.

В теории физической культуры и спорта понятие «гибкость» рассматривается как многофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела или как способность человека выполнять движения с большой амплитудой. [3].

В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Это элементарное условие качественного и количественного выполнения движений. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении движений. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает проявление силы и быстроты в движениях, затрудняет их координацию и точность, снижает экономичность работы. Нередко, при попытках выполнения человеком движений с большой амплитудой возникают серьезные травмы мышц и связок, из-за низкой подвижности в суставах [2].

Посредством тренировки, гибкость можно развивать в любом возрасте и изменить свои показатели гибкости (подвижность в различных суставах) от каких-то начальных значений к более высоким значениям. Конечно, эти показатели не будут столь значимыми, как если бы данный человек занимался развитием своей гибкости в раннем возрасте, но прогресс будет налицо [1].

Наибольший эффект при воспитании гибкости достигается в том случае, если занятия проводятся ежедневно или два раза в день. Кроме того, необходимо, чтобы спортсмены выполняли упражнения на развитие подвижности в суставах самостоятельно во время утренней гимнастики. Подвижность в суставах сохраняется, совершенствуется, если упражнения повторяются и, напротив, регрессирует, если упражнения отсутствуют. Достаточно даже небольшого перерыва в тренировке, как сейчас же ухудшается подвижность в суставах. В связи с этим очень важно знать, как долго сохраняется развитая специальными упражнениями подвижность в суставах человека.

Недостаточная гибкость у спортсменов приводит к повышенному травматизму, а также к несовершенной технике   исполнения сложно-координационных   элементов. Начало    развития    гибкости    приходится на этап начальной подготовки, когда мышцы и связки в наименьшей степени препятствуют достижению больших амплитуд.

В фитнес-аэробике, упражнения на гибкость затрагивают нижние конечности (тазобедренные, коленные и голеностопные суставы) и спину – как звенья, испытывающие наибольшую нагрузку или как наиболее слабые звенья, подверженные «возрастной» деформации и заболеваниям [5].

Растягивающие упражнения способствуют поддержанию оптимального состояния мышечно-связочного аппарата, развитию суставной подвижности как базового элемента общей физической подготовленности и обеспечения совершенствования силы и быстроты; экономизации двигательной деятельности [5].

В качестве средств развития гибкости в занятиях по фитнес-аэробике используют упражнения на растягивание. Все упражнения в растягивании в зависимости от режима работы мышц, специалисты делят на 3 группы:

1.       Динамические активные упражнения включают в себя разнообразные наклоны туловища, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения, которые могут выполняться с отягощениями, амортизаторами или другими сопротивлениями и без них.

К числу динамически пассивных упражнений относят упражнения с «самозахватом», с помощью воздействий партнера, с преодолением внешних сопротивлений, с использованием дополнительной опоры или массы собственного тела (например, шпагат).

2.      Статические активные упражнения предполагают удержание определенного положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счет сокращения мышц, окружающих суставы и осуществляющих движения. В этом случае в растянутом состоянии мышцы находятся до 5-10 секунд [3].

При выполнении статических пассивных упражнений удержание положения тела или отдельных его частей, осуществляется с помощью воздействий внешних сил - партнера, снарядов, веса собственного тела. Нагрузка при выполнении упражнений с пассивным растягиванием не одинакова, в статических положениях она больше, чем в динамических. Статические пассивные упражнения менее эффектны, чем динамические. Следует отметить, что показатели гибкости после статических активных упражнений сохраняются дольше, чем после пассивных [3].

3.     Комбинированные упражнения. При их выполнении возможны различные варианты чередования активных и пассивных движений. Например, махи ногой вперед-назад стоя у опоры, с последующим удержанием ноги в положении вперед-вверх на околопредельной высоте [3].

В типичном комплексе на растягивание, нагрузка чередуется обычно в следующем порядке: отводящие мышцы бедра – икроножные – ягодичные – четырехглавые мышцы бедра – ягодичные – сгибатели бедра – голеностопные суставы – всего 6-10 упражнений [3].

Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по нескольку повторений в каждой, и интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления работоспособности [3].

В зависимости от решаемых задач, режима растягивания, возраста, пола, физической подготовленности строения суставов дозировка может быть весьма разнообразной. Этот метод имеет различные варианты: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения. В том и другом случае, могут быть как активные, так и пассивные напряжения мышц. Методика развития гибкости с помощью статических упражнений получила название «стретчинг» [3].

В таком виде спорта, как фитнес-аэробика, условия выполнения соревновательных упражнений требуют высокого уровня амплитуды движений в плечевых и тазобедренных суставах. При этом для демонстрации легкости и слитности движения, необходимо обладать определенным запасом гибкости. Амплитуда активной гибкости, проявляемая за счет действия силы мышц-антагонистов движения, базируется на показателях пассивной гибкости, определяемых строением суставов, эластичностью связок и вязкостью растягиваемых мышц.

Каждый вид спорта проявляет специфические требования к гибкости, что обусловлено, прежде всего, биомеханической структурой соревновательного упражнения.

Если рассматривать такой вид студенческого спорта, как фитнес-аэробика, то в этот вид спорта в основном приходят спортсмены из разных видов спорта и коллективов, следовательно, изначально они имеют разный уровень гибкости. А так как в этом виде спорта существуют только групповые выступления, то тут очень важно иметь одинаковый уровень гибкости у всех членов команды. В связи, с этим возникает необходимость в создании методики, которая поможет выйти на одинаковый уровень гибкости студентов. Данная проблема достаточно актуальна и в дальнейшем мы продолжим разработку и проведение исследований по заданной теме.

 

Список литературы

1.      Аллахвердиев Ф.А. Метод. рекомендации. Гибкость и особенности ее развития // Санкт-Петербург. 2011.47 с.

2.      Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) // М.: Лептос, 1994. 368 с.

3.      Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры // М.: Советский спорт, 2010. 320 с.

4.      Лисицкая Т.С., Л.В. Сиднева Аэробика // М.: Аэробика как средство физического воспитания, 2005. 79 с.

5.      Менхин Ю. В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика // Ростов н/Д: Феникс, 2002. 384 с.

6.      Одинцова И.Б. Аэробика и фитнесс // М.: Эксмо, 2002. 384 с.

7.      Ростова В.А., Ступкина М.О. Оздоровительная аэробика // М., 2003. 180 с.

8.      Ходли Э.Т., Френкс Д.С. Оздоровительный фитнесс: пер. с анг. - Яценко А.А. // Киев: Олимпийская литература, 2000. 368 c.