19 февраля 2016г.
Построение тренировочных занятий в подростковом возрасте сопряжено с постоянным учетом физиологических и психологических особенностей воспитанников, мониторингом морфофункциональных параметров их развития. При рационально построенном планировании и организации тренировочных занятий юных бегунов, достижение спортивных результатов не будет негативно сказываться на организме юных бегунов, позволит осуществить поэтапный и долговременный прогресс спортивной формы.
От тренера требуется вовремя увидеть сочетанное влияние различных экзогенных и эндогенных факторов на воспитанников, своевременно определить уровень адаптации к тренировочным нагрузкам, применить восстановительные мероприятия.
Данный вопрос является первоочередным в настоящий момент, поскольку развитие спорта высших достижений, повышение требований к уровню физической подготовленности спортсменов в различных видах спорта, в настоящий момент привело к тому, что объем тренировочных и соревновательных нагрузок уже в подростковом возрасте достигает значительных величин. Жесткая регламентация к выполнению разрядных нормативов в определенном возрасте в значительной степени влияет на планы подготовки, что на практике приводит к форсированию объемов и интенсивности тренировочного процесса.
Интенсивные нагрузки, которые испытывают в процессе тренировок юные легкоатлеты в беге на различные дистанции, требуют комплексных мер по восстановлению функций рационального выбора организма. Варьирование тренировочных нагрузок, а также оптимизация планирования и построения тренировочного процесса в данном возрасте возможна только на основе систематического и комплексного применения восстановительных средств, в совокупности с медико-биологическими обследованиями.
Сложность оптимального подбора восстановительных средств вызвана тем, что в данный возрастной период активно происходит естественное развитие всех функциональных систем, которое усиливается под воздействием физических нагрузок. Это требует от тренерского состава выполнения ряда задач, среди которых основными являются: использование современной диагностической аппаратуры состояний юных бегунов (телеметрические кардиолидеры, пульсометры); осуществление постоянного мониторинга уровня физической и функциональной подготовленности, выявления «слабых звеньев» здоровья воспитанников.
Применение восстановительных средств - сауны, массажа, фитотерапии, витаминизации - должно быть одним из ведущих компонентов подготовки, способствующих планомерному протеканию физиологических процессов, сохранению и укреплению здоровья [1, с. 21]. В особенности следует обратить внимание на применение массажа в тренировочной деятельности юных бегунов, поскольку именно массажные приемы в значительной мере способствуют снятию перенапряжения, обеспечивают быстрое и эффективное удаление продуктов распада из мышечной ткани, готовят организм к последующей работе [2, с. 38]. Однако данное средство крайне редко используется при тренировочных занятиях с подростками, отчего неуклонно растет статистика травматизма.
Кроме того, не следует забывать и о классических правилах восстановления после физической нагрузки - сне не менее 8 часов в день, здоровом и сбалансированном питании, что особенно важно в данном возрасте, прогулках на свежем воздухе, продолжительностью до 3- часов [3, с. 18].
Интервалы отдыха между подходами в сериях упражнений должны быть достаточными для восстановления после предыдущей нагрузки [4, с. 23]. В качестве активного отдыха в паузах должны применяться упражнения на расслабление. В этом случае расслабление мышц осуществляется несколько иначе, чем при разработке суставов: более быстро, полно и после предварительного их напряжения. Эти упражнения полезны не только для снятия мышечного напряжения, но и способствуют развитию так называемого "чувства расслабления"[5, с. 133], что, в свою очередь, дает возможность спортсмену ощущать даже малейшее появление напряжения, научиться контролировать расслабление мышц. Они должны сочетаться с дыхательными упражнениями, которые рефлекторным путем способствуют совершенствованию мышечного расслабления.
Совокупность педагогических, медико-биологических, психологических методов и средств позволяет в большой степени способствовать корректированию процесса становления спортивной формы, что позволяет оценивать реальные возможности каждого ребенка, на основе объективных показателей и с учетом индивидуальных особенностей.
Список литературы
1. Бирюков А.А. Особенности русского классического массажа в различных видах спорта / А.А. Бирюков. – М.: Физическая культура, 2008. – 358 с.
2. Никитушкин, В.Г. Комплексный контроль в подготовке юных спортсменов: монография / В.Г. Никитушкин. – М. : Физическая культура, 2011. – 208 с.
3. Потребление кислорода в беге на 1500 метров / К. Ханон, Д.М. Левик, Л. Вивиер, С.Томас //Легкоатлетический вестник ИААФ. - № 1. – 2007. – С. 15 - 22.
4. Смоленский, А.В. Организация наблюдения и контроля состояния спортсменов с перенапряжением сердечно-сосудистой системы: методические рекомендации для врачей и тренеров сборных команд / А.В. Cмоленский [и др.]. - 2010. - 44 с.
5. Трущенко, В.В. Некоторые особенности подготовки бегунов на средние дистанции / В.В. Трущенко, Ю.М. Кабанов, С.В. Передриенко // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту: материалы VII международной научной сессии БГУФК и НИИФКиС РБ по итогам научно-исследовательской работы за 2003 год. – Минск : БГУФК, 2004. – С. 133.