20 января 2018г.
На сегодняшний день проблема развития коммуникативной компетентности является одной из наиболее актуальных в психологической и педагогической литературе. Коммуникативная компетентность является важнейшей составляющей целого ряда профессий относящихся к системе «человек-человек». Внимание ученых к вопросам коммуникативной компетентности объясняется прямой зависимостью между успешностью выполнения профессиональных задач от качества взаимодействия с людьми в профессиональных ситуациях. По мнению специалистов в последние десятилетия в России наблюдается тенденция к снижению уровня культуры взаимодействия среди молодежи, что обостряет потребность в изучении процессов формирования коммуникативной компетентности.
Особую роль коммуникационный процесс играет в осуществлении анимационной деятельности. Так как коммуникативная компетентность аниматора выступает базовой характеристикой, определяющей уровень его профессиональной успешности и степень личностной самореализации, она рассматривается как основная составляющая его профессиональной компетентности и важнейший критерий успешности анимационной деятельности в целом. В этой связи формирование коммуникативной компетентности педагогов-психологов выступает в качестве важнейшей задачи профессиональной подготовки, которая должна быть решена в рамках подготовки к анимационной деятельности.
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью разрешения следующего противоречия между необходимостью повышения коммуникативной компетентности будущих педагогов- психологов в процессе образовательной деятельности и отсутствием целостной системы, ориентированной на формирование необходимых профессиональных качеств.
Формирование коммуникативной компетентности исследуется на стыке смежных областей: культурологии, социологии, психологии, педагогики, педагогики досуга и др. Проблеме общения в педагогическом процессе посвящены исследования отечественных ученых: В. Кан-Калика, Е. Климова, А. Леонтьева, В. Мудрика, и др. В тоже время проблема формирования коммуникативной компетентности будущего специалистов анимационной деятельности в системе высшего профессионального обучения требует дальнейшего изучения.
В отечественной теории и практике нет единого взгляда на определение понятия «коммуникативная компетенция». Современный социальный заказ в области образования требует компетентного педагога, имеющего мотивацию, знания, навыки, социализированного в обществе, способного к саморазвитию.
В своем исследовании мы будем опираться на определение «коммуникативной компетенции» как интегративного качества личности, предусматривающего знания и навыки, необходимые для эффективного социального взаимодействия с целью передачи, взаимообмена информацией, установлением контактов, управления ситуацией с помощью вербальных и невербальных средств [6].
Ведомская Я. В. обосновывает коммуникативную компетентность организатора туристского досуга как базовое профессиональное и личностное качество, формирующееся и проявляющееся на четырёх уровнях: ценностном, психологическом, нормативном и технологическом уровнях[2].
Автор отмечает, что целенаправленное и взаимодополняющее развитие этих уровней в рамках образовательного процесса и социально-культурной сферы позволяет за счет стимулирования ресурсно- обеспеченных качеств компенсировать дефициты общительности и обеспечить высокий уровень коммуникативной культуры организатора туристского досуга.
Изучение федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) уровня бакалавриата направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование позволило определить компетенции, овладение которыми необходимо в рамках реализации анимационной деятельности: ОПК-5, ОПК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-6 [1]. Овладение данными компетенциями, такими как готовностью, организовывать игровую и культурно-досуговую деятельность, взаимодействовать с семьей невозможно без наличия сформированной коммуникативной компетенции [5].
В рамках исследования была проведена диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) с целью выявление исходного уровня коммуникативной компетенции педагогов- психологов как необходимого условия формирования готовности педагогов-психологов к анимационной деятельности. Исследование проводилось на базе ФГАОУ ВПО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского». В исследовании приняли участие обучающиеся 1-3-х курсов направлений подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование и 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения [3].
Результаты методики «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)» представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2), в %
Уровни
|
Коммуникативные склонности
|
Организаторские склонности
|
Очень низкий
|
11,4
|
2,8
|
Низкий
|
17,1
|
22,8
|
Средний
|
37,3
|
37,3
|
Высокий
|
22,8
|
25,7
|
Высший
|
11,4
|
11,4
|
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы.
С одной стороны, выводы о соответствии у значительной части обучающихся выбранной ими специальности, коммуникативной компетентности на достаточном уровне, что создает предпосылки для формирования готовности к анимационной деятельности.
В тоже время, с другой стороны, полученные данные подтверждают важность целенаправленного создания педагогических условий, обеспечивающих развитие коммуникативных компетентности будущих специалистов, призванных работать с детьми. Так как, сложившаяся система подготовки не обеспечивает необходимого уровня развития коммуникативных компетенций будущих специалистов, что может негативно сказываться на успешности их профессиональной деятельности. Низкий уровень коммуникативной компетенции аниматоров может приводить к возникновению межличностных конфликтов, снижать степень удовлетворенности от анимационной деятельности, не позволяя реализовывать ее рекреационные, познавательные и воспитательные функции.
Итак, подводя итоги выше сказанному, можно заключить, что без оптимизации процессов формирования коммуникативной компетентности в период подготовки специалистов в рамках рассматриваемого направления обучения их готовность квалифицировано осуществлять анимационную деятельность не может быть обеспечена. В связи с чем, целесообразно разработать программу по формированию коммуникативной компетенции в процессе подготовки педагогов-психологов к анимационной деятельности. В качестве условий оптимизации подготовки будущих аниматоров необходимо обеспечить коммуникативную направленность содержания и методов обучения на основе расширения интерактивных форм образовательной деятельности.
Список литературы
1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов [Офиц. сайт]. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4.
2. Богинская Ю.В. Развитие социальной активности студентов с ограниченными возможностями // Гуманитарные науки (г. Ялта). – 2014. – № 1 (27). – С. 62-69.
3. Богинская Ю.В., Ланковская Е.К. Подготовка специалистов к анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях в отечественной практике // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/15PDMN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
4. Ведомская, Я. В. Формирование коммуникативной компетентности организаторов туристского досуга в культурно-образовательном пространстве вуза [Текст]: дис. На соиск. учен. степ. канд. пед. наук : 13.00.05 / Ведомская, Я. В.;. - Санкт-Петербург, 2006. - 194 с.
5. Ланковская Е. К. Профессиональная подготовка специалистов анимационной деятельности для санаторно-курортной отрасли Республики Крым // Крымский научный вестник. 2015. № 6. С. 267-278. Режим доступа — http://krvestnik.ru/pub/2015/12/Lankovskaya.pdf
6. Ротова Н.А. Определение понятия «коммуникативная компетенция педагога / Ротова Н.А. / Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 9-10. С. 44-47.
7. Шушара Т.В. Проблема определения дефиниции «профессиональная готовность» в отечественной науке / Шушара Т.В., Ланковская Е.К. / Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-1. С. 279-286. Режим доступа — https://elibrary.ru/item.asp?id=28435797