Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ В РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 января 2018г.

Одним из практических результатов вхождения Российской Федерации в общеевропейское образовательное пространство является признание российских дипломов, например, о высшем профессиональном образовании в странах Европейского союза и, в свою очередь, европейских документов о высшем профессиональном образовании в Российской Федерации. Такой подход создает условия, когда работники, граждане Российской Федерации и Европейского Союза, в ближайшем будущем смогут свободно перемещаться на рынках труда России и ЕС, что приведет к большей мобильности рабочей силы, расширению общеевропейского образовательного поля.

Для формирования единого европейского образовательного пространства, необходимо соответствие в странах-участницах Болонского процесса образовательных программ уровням образования, которые, в свою очередь, соответствовали бы профессиональным стандартам по специальности.

В целях обеспечения единых по своему содержанию профессиональных и образовательных стандартов по идентичной специальности в странах ЕС, принята Европейская рамка квалификаций (ЕРК), что определило ее в качестве образца (стандарта) для формирования национальной рамки квалификаций в каждой стране ЕС

При разработке российской национальной рамки квалификаций обеспечивается соответствие квалификационных требований уровням образования, установленных в ЕС, квалификационным требованиям и соответствующих им уровням образования, принятых в Российской Федерации, т.е. установить максимально возможное их совпадение.

Квалификационные рамки, являясь одним из результатов болонского процесса и его неотъемлемой частью, способствуют признанию в Российской Федерации сопоставимых образовательных степеней и документов об уровнях образования, установленных в Европейском Союзе, и признанию ЕС сопоставимых образовательных степеней и документов об уровне образования, установленных в Российской Федерации.

Рассмотрим механизм формирования отраслевой рамки квалификаций. Поскольку, отраслевая рамка квалификаций, на наш взгляд, в ее общем виде является производной от национальной рамки квалификаций, то возьмем за основу методологию формирования унифицированной национальной рамки квалификаций, принятую в странах Евросоюза, подписавших Болонскую конвенцию.

Базовой основой национальной рамки квалификаций является Европейская рамка квалификаций (ЕРК). Европейская рамка квалификаций формировалась на основе требований рынка труда, работодателей к квалификации работников, потребностей общеевропейского рынка труда в специалистах, и является для стран-участниц Болонского процесса основополагающим фактором формирования содержания профессионального образования, создания современных образовательных программ, системы обучения граждан в течение всей жизни.

Национальная рамка квалификаций устанавливает соответствие квалификации работников уровням профессионального образования. Требования к квалификации работников определяются соответствием квалификации работников профессиональным стандартам, в целом рынком труда. В свою очередь с учетом существующих профессиональных стандартов формируется национальная отраслевая рамка квалификаций.

В 2013 году Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации во исполнение решения Правительства Российской Федерации [1] своим приказом от 12.04.2013 № 148н [2] утвердило уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, которые должны учитываться во время разработки нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов [5,6].

Предусматривается, что уровни квалификаций применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Уровни квалификации содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации» и определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

Для достижения работниками показателей 6 уровня квалификации необходимо получить высшее профессиональное образование по образовательной программе высшего профессионального образования – программе бакалавриата, показателей 7 уровня квалификации – по образовательной программе высшего профессионального образования – программе магистратуры или специалиста. Кроме образовательных программ бакалавриата (6 уровень), магистратуры или специалиста (7 уровень), предусмотрены также дополнительные образовательные программы. [5,6].

Также законодатель указывает, что содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования (статья 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Анализ Европейской рамки квалификации (ЕРК) и российских Уровней квалификации указывает на общую основу разделов «Знания», «Умения», описанных в ЕРК, и разделов «Характер знаний» и «Характер умений», описанных в российских Уровнях квалификации, а также на сближение содержания раздела «Компетенции».

В Европейской рамке квалификации компетенции подразделяются на «профессиональные», «коммуникативные», «социальные», «умение учиться» и «самостоятельность и ответственность», что также созвучно с разделом «Полномочия и ответственность» российских Уровней квалификации. Понятие «Полномочия и ответственность» Уровня квалификации, при разработке российской национальной рамки квалификации, либо профессиональных стандартов нуждается по нашему мнению в дополнении личностными  и  коммуникативными  компетенциями.  В  тоже  время,  такая  компетенции  ЕРК,  как  «Самостоятельность и ответственность», присутствует в разделе «Полномочия и ответственность», а компетенция «Умение учиться» подразумевает получение соответствующего уровню квалификации образования (см. схему 1).


В свою очередь с учетом отраслевых профессиональных стандартов формируется национальная отраслевая рамка квалификаций. Таким образом, мы полагаем, что использование Европейской рамки квалификаций как основы для формирования гибких образовательных систем, предусматривающих получение качественного образования, позволяет гарантировать выпускникам после окончания обучения работу по специальности, что, в свою очередь, является вложением в человеческий капитал.

Список литературы

 

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» [Текст].

2 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «12»апреля 2013 г.  № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» [Текст].

3    Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016- 2020 годы» [Текст].

4   Приказ Минтруда России от 08.09.2015 №608н об утверждении профессионального стандарта  «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного образования» [Текст].

5      О механизме формирования национальной отраслевой рамки квалификаций в области землеустройства и кадастров. В сборнике статей «Инновационные технологии гарантии качества в Государственном университете по землеустройству» [Текст] - М., ГУЗ, 2015 г.

6 К вопросу о разработке отраслевой рамки квалификаций в области землеустройства и кадастров. В сборнике статей «Инновационные технологии гарантии качества в Государственном университете по землеустройству» [Текст]. - М., ГУЗ, 2015 г.