Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИФИРМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

В современном мире в условиях конкурентной борьбы за покупателя производимой продукции (клиента оказываемых услуг), когда определяющим фактором увеличения прибыли является качество продукции (услуг), решающее значение приобретает проводимая руководством корпорации, фирмы, предприятия или организации (далее - фирма) внутренняя политика обеспечения качества. Наряду с процедурами контроля качества, осуществляемыми на различных этапах технологического процесса, большое значение имеют процедуры контроля качества деятельности самой фирмы. Одним из важнейших факторов повышения качества её деятельности является успешное взаимодействие руководства с персоналом на основе учета его мотиваций к качественному выполнению работы. Решающим условием для этого является обеспечение фирмой: непрерывного профессионального роста специалистов и их непрерывного обучения новым достижениям в области профессиональной деятельности.

Проведение фирмой эффективной политики в области непрерывного профессионального обучения и повышения квалификации (далее - НПО и ПК) сотрудников должно соответствовать новым достижениям в области профессиональной деятельности и способствовать:

·       обеспечению специалистами, обладающими высоким уровнем компетентности и профессиональной подготовки в целях обеспечения наивысшего качества производимой продукции или оказываемых услуг;

·       обеспечению общей стратегии гарантии качества в деятельности фирмы путем своевременного повышения профессиональной компетентности специалистов всех уровней – от высшего звена руководства фирмы и до рядовых специалистов-исполнителей.

Целью политики фирмы в рамках системы НПО и ПК является ее обеспечение специалистами, способными производить продукцию или предоставлять услуги наивысшего качества.

Основные задачи  организации и  функционирования на  фирме системы  НПО и ПК  заключаются в следующем:

помочь специалистам, обучающимся по программам НПО и ПК, приобрести знания и навыки, помогающие быстро осваивать меняющиеся и совершенствующиеся в современном мире под влиянием научно- технического прогресса технологии и методы производства продукции, а также правила конкурентной борьбы за рынки сбыта этой продукции, что необходимо для успешной работы специалистов в их сфере деятельности;

гарантировать, что специалисты, обучающиеся по программам НПО и ПК, будут получать, сохранять, а также совершенствовать технические знания, профессиональные ценности и навыки, требуемые для эффективного и качественного выполнения ими своих должностных обязанностей;

разработать критерии эффективности функционирования системы НПО и ПК для карьерного роста обучаемых специалистов [2].

Для решения поставленных задач и учета результатов обучения специалистов необходимо разработать специальную систему стандартов, регламентирующих правила прохождения разных видов НПО и ПК специалистов и документального оформления этого процесса. Внутрифирменные стандарты в рамках системы НПО и ПК должны быть нацелены на достижение специалистами разных уровней в процессе обучения требуемой профессиональной компетентности за счёт выбора наиболее эффективных программ НПО и ПК, которые будут дополнять имеющиеся у них профессиональные знания и опыт работы.

Для повышения эффективности внутрифирменной системы НПО и ПК и для того, чтобы наметить цели ее дальнейшего профессионального развития, состав специалистов фирмы должен быть классифицирован по различным уровням компетентности. При этом классификация по уровням компетентности для системы НПО и ПК является лишь ориентиром, а не строгим определением обязанностей и возможностей сотрудников.

Требования к профессиональной подготовке специалистов в зависимости от уровня их компетентности в рамках системы НПО и ПК разрабатываются руководством фирмы и специалистами высшего звена управления. Для этого при определении уровня профессиональной компетентности специалистов и их обучения по соответствующим программам НПО и ПК принимаются во внимание такие факторы, как: должность, предусмотренная штатным расписанием; образование; опыт работы при зачислении на должность; организационные навыки; профессиональные знания; выполняемая работа после зачисления на должность; другое (на усмотрение разработчиков требований) [1].

Внутрифирменные системы НПО и ПК специалистов могут быть структурированными и неструктурированными.

В структурированных системы НПО и ПК обучение и повышение квалификации специалистов измеряются количеством прослушанных часов, прочитанных лекций, выступлений, опубликованных статей, полученных сертификатов и т.п. и могут быть документально проверены.

К неструктурированных системах НПО и ПК обучение и повышение квалификации специалистов количественно не измеряется и документально не регистрируется.

Структурированные системы НПО и ПК специалистов фирмы предназначены для решения следующих задач:

повышение профессиональной квалификации за счет внешних источников обучения; повышение профессиональной квалификации на внутрифирменных семинарах;

повышение профессиональной квалификации путем прохождения курсов самообучения согласно программам в рамках систем НПО и ПК.

В повышение профессиональной квалификации за счет внешних источников обучения входят:

-        посещение дипломированными специалистами фирмы специальных курсов для получения квалификационного аттестата, позволяющего работать в определенных областях производства продукции или предоставления услуг;

-      посещение дипломированными специалистами фирмы обязательных специальных курсов для подтверждения имеющейся у них квалификации;

-        посещение дипломированными специалистами фирмы курсов, на которых осуществляется профессиональное обучение для выполнения работ, требуемых в связи с совершенствованием технологии производства или выполнения услуг, в том числе по международным стандартам;

-        посещение специалистами фирмы семинаров и конференций, посвященных ознакомлению с нововведениями в технологии производства или предоставлении услуг, ознакомлению с новыми нормативными материалами, организуемых учебными центрами и другими специализированными организациями, проводящими профессиональную подготовку (далее - внешние семинары).

Повышение профессиональной квалификации на внутрифирменных семинарах предусматривает посещение специалистами специально организованных внутрифирменных занятий, на которых согласно программе НПО и ПК осуществляется знакомство сотрудников фирмы с изменениями и дополнениями в российских законодательных актах и нормативно-методических документах, касающихся производства продукции или предоставления услуг, разрабатываемым на фирме.

Руководство фирмы и специалисты, занимающиеся разработкой внутрифирменной системы контроля качества производства продукции и предоставления услуг, на внутрифирменных семинарах знакомят сотрудников фирмы с внутрифирменной системой стандартов и путями реализации ее требований.

Руководитель фирмы или специалист высшего звена (топ-менеджер), ответственный за НПО, должны периодически организовывать выступления экспертов, консультантов и других специалистов в областях знаний, касающихся профессиональных интересов сотрудников фирмы.

Для эффективной мобилизации внутренних интеллектуальных ресурсов обучающегося, мотивированного на совершенствование своих знаний, опыта и компетентности, целесообразно в рамках структурированных систем НПО и ПК использовать такую форму повышения профессиональной квалификации, как самообучение по темам, определяемым программами в рамках систем НПО и ПК.

Обучение специалистов в рамках структурированных НПО и ПК включает в себя измеряемую и проверяемую деятельность, нацеленную на передачу всем категориям обучаемых специалистов конкретных специальных и общих технических, технологических и экономических знаний, связанных с направлениями бизнеса, разрабатываемых фирмой. Эта деятельность включает в себя:

-        выступления в качестве лектора, преподавателя или руководителя обучающих семинаров или курсов НПО и ПК. Указанные курсы или семинары могут быть как внутрифирменные, так и организованные для сторонних слушателей фирмой или специализированными организациями, проводящими профессиональную подготовку;

-        участие в методических и научно-практических конференциях, инструктивных занятиях и информационных семинарах в качестве докладчика;

-        написание статей, работ или методических пособий для решения каких-либо научно-практических проблем, касающихся направлений деятельности фирмы, технологии производства продукции или выполнения работ, описания технических решений или по другим вопросам, касающимся разных областей деятельности фирмы;

-        членство в технических комитетах региональных, общероссийских и международных профессиональных органов [3].

Деятельность в рамках неструктурированных систем НПО и ПК предусматривает повышение профессиональной квалификации путем инициативного самостоятельного изучения специалистами законодательных актов и инструктивно-нормативной литературы, чтения профессиональных изданий и другой профессиональной периодической литературы, публикаций в финансовой и деловой прессе, общероссийской и зарубежной печати, в соответствующих электронных базах данных и на сайтах в сети Интернет. Она включает в себя также ознакомление с последними событиями, затрагивающими профессию, фирму и клиентов.

Такая деятельность поощряется  руководством фирмы и оно оказывает всяческое содействие своим профессиональным сотрудникам в ознакомлении с широким диапазоном последней информации об указанных событиях.

Неструктурированные системы НПО и ПК формально не документируются. Однако уровень профессиональных знаний и знаний последних событий, касающихся профессии, которые достигаются с помощью самостоятельного изучения специальной и периодической литературы и электронных источников информации, а также профессиональная эрудиция, проверяются и оцениваются во время ежегодной аттестации сотрудников аттестационной комиссией путем тестирования и в ходе устного собеседования с аттестуемыми специалистами.

Прохождение обучения специалистов в рамках систем НПО и ПК в обязательном порядке должно документироваться. По каждому специалисту должен вестись мониторинг прохождения обучения, которым занимается ответственный менеджер или специально назначенный специалист кадровой службы фирмы.

Для обеспечения наиболее эффективного внедрения и функционирования системы НПО и ПК сотрудников руководству фирмы необходимо специально  назначить менеджера (а крупным фирмам: топ- менеджера), ответственного за внедрение надлежащей политики НПО и ПК как основы для профессионального роста сотрудников, и придать ему статус руководителя. В его обязанности должно входить следующее:

-    разработка и периодический мониторинг ежегодного плана НПО и ПК, который гарантирует, что персонал всех уровней будет проходить надлежащее обучение, соответствующее требованиям фирмы и отраслевых и международных стандартов; что тематика и способы данного обучения актуальны и отражают последние тенденции в отрасли, а также что проводимое обучение дает представление профессиональным сотрудникам о должной их профессиональной подготовке благодаря действующей на фирме системе НПО и ПК;

-   обеспечение профессиональных сотрудников информацией о требованиях в области НПО и ПК;

-    обеспечение прохождения внешнего обучения в организациях, обладающих надлежащим опытом, а также обеспечение проверки методологической точности и полноты материалов, разработанных внутри фирмы;

-       установление и внедрение в практику обучения процедур, которые обеспечивают участие профессиональных сотрудников в программах НПО и ПК, соответствующих их уровню компетентности и отвечающих требованиям российского законодательства и отраслевых инструктивно-нормативных документов;

-    обеспечение персоналом всех уровней посещения курсов и семинаров и прохождения других видов обучения согласно программам НПО и ПК, которые соответствуют уровням компетентности сотрудников, поощряя при этом их участие в прочей профессиональной деятельности;

-   ведение соответствующих записей о посещаемости курсов, семинаров, конференций или выполнении других мероприятий и процедур НПО и ПК персоналом всех уровней компетентности, либо надзор за ведением этих записей.

При этом учет выполнения мероприятий и процедур НПО и ПК, включенных в персональные программы специалистов, и соответствующий контроль за их выполнением должны осуществляться путем фиксирования как в общефирменных, так и в персональных документах.

-    ведение записей, свидетельствующих о содержании, способе подачи и оценке программ НПО и ПК, которые посещает или  выполняет  персонал всех уровней компетентности, либо надзор за ведением этих записей;

-     обеспечение наличия в фирме методических справочных и других соответствующих материалов, которые необходимы для профессионального персонала фирмы в рамках выполнения программ НПО и ПК, и предоставления их ему в свободный доступ; обеспечение использования персоналом технических услуг фирмы, в том числе получения информационных услуг в режиме «on-line»; доступности получения консультаций специалистов-экспертов;

-          периодический мониторинг эффективности обучения сотрудников в соответствии с профессиональными программами НПО и ПК.

По окончании года или в срок за 15 дней до аттестации информация о результатах прохождения НПО и ПК профессионального сотрудника на основании соответствующих документов за отчетный год аккумулируется в персональной стандартной форме «Сведения о ежегодном обучении (НПО и ПК) специалиста», которая заполняется каждым специалистом фирмы. Сведения, внесенные в форму, должны быть подтверждены его куратором и менеджером, ответственным за функционирование внутрифирменной системы НПО и ПК сотрудников. Заполненная и заверенная форма предъявляется аттестационной комиссии. Сведения, содержащиеся в ней, учитываются комиссией при решении вопроса о продвижении специалиста по службе или повышении заработной платы. По окончании работы аттестационной комиссии форма передается в кадровую службу фирмы и хранится в личном деле каждого специалиста.

Таким образом, внедрение и функционирование внутрифирменных систем НПО и ПК специалистов предназначено не только для документального учета  прохождения ими обучения в определенный период времени, но и для постоянного повышения квалификации всех специалистов фирмы и выполнения ими своих прямых должностных обязанностей своевременно и с надлежащим качеством.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №14-06-00012а «Инновационные технологии и методы непрерывного профессионального обучения и карьерного роста персонала организаций».



Список литературы.

1.      Рапацевич Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия. – М.: Современная школа, 2010. – 720 с.

2.      Стебеняева Т.В., Юрятина Н.Н. Современные методы повышения квалификации персонала как составная часть системы поддержания конкурентоспособности продукции компании // Электронный научный журнал APRIORI. Секция: Гуманитарные науки, 2014, Выпуск 2 [Электронный ресурс]. URL:http://apriori-journal.ru/journal-gumanitarnie-nauki/?id=215/.

3.      Стебеняева Т.В., Худолей Г.С., Ларина Т.С. Подходы к развитию систем непрерывного профессионального обучения и повышения квалификации за рубежом и их адаптация к современным российским реалиям // Materiály X mezinárodní vědecko - praktická konference «Efektivní nástroje moderníchvěd – 2014». - Díl 14. Pedagogika. Praha: Publishing House «Education and Science» s.r.o – 104 stran. Pp. 67-73.