Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРАВИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ СОЗДАНИИ КОРПОРАТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

Преимущество обучения студентов в группах по сравнению с индивидуальным обучением доказано теоретиками и практиками в педагогики за последних сто лет, начиная с 1898 года. Но не каждая учебная группа может быть эффективной. Одни типы учебных групп способствуют обучению и улучшают отношения обучающихся в группе. Другие типы препятствуют эффективному обучению и создают дисгармонию и неудовлетворение студентов своей работой. Педагоги-исследователи выделяют четыре типа учебных групп:

1.   Псевдо-учебная группа: студенты распределяются преподавателем в группы для выполнения задания, но студенты не заинтересованы в совместной работе. Они нацелены на индивидуальные результаты.

2.   Традиционные классные учебные группы: студенты выполняют задания совместно,  обмениваясь необходимой информацией, но взаимная помощь минимальная.

3.   Корпоративная обучающая группа: студенты распределены в группы и охотно работают, осознавая, что конечный результат зависит от совместных усилий. Такие группы характеризуются пятью отличительными чертами: сплоченность в группе и понимание, что провал одного члена группы повлечет провал всей группы; поддержка друг друга и подотчетность друг другу; помощь друг другу, совместное разъяснение и объяснение проблемных вопросов, воодушевление и подбадривание друг друга; приобретение социальных навыков в команде; забота об индивидуальном прогрессе каждого студента в команде.

4.   Высокопродуктивная корпоративная учебная группа: студенты полностью доверяют, уважают и поддерживают друг друга [2].

Уместно  отметить,  что  корпоративная  группа  (группа,  в  которой  обучение  осуществляется  в сотрудничестве) признана большинством педагогического сообщества как самая результативная. Результаты могут быть классифицированы в три группы:

1.      Получение больших индивидуальных достижений, включая высокие академические результаты и продуктивность, внутреннюю мотивацию и мотивацию на получение высоких результатов, а также развитие критического мышления;

2.      Создание позитивных и дружеских отношений между студентами в группе, включающих личностную и академическую поддержку товарищей по группе, заботу о прогрессе в работе каждого члена группы, а не только своего собственного прогресса;

3.      Улучшение и закрепление психологического здоровья каждого студента: психологическое приспособление к работе в тесном коллективе, осознание своих способностей, социальное развитие, социальные компетенции, самооценка, умение справляться с неблагоприятной обстановкой [1].

Научные исследования показали, что для правильной организации работы в корпоративной группе важно использовать пять основных элементов, характерных для обучения в сотрудничестве:

·       позитивная независимость, которая выражается в абсолютном понимании каждого члена группы, что его индивидуальные усилия обеспечивают успех всей группы;

·       индивидуальная ответственность и ответственность перед группой, которые предполагают оценку вклада каждого члена группы в общий результат и принятие решения, кому следует оказать помощь в выполнении индивидуального задания;

·       прогрессивное взаимодействие, продвигая вперед работу товарищей через оказание необходимой помощи, поддержки и одобрение выполненной работы;

·       обучение новым личностным  и коллективным умениям и  навыкам, так как члены корпоративной группы вынуждены глубоко изучить конкретный академический блок при выполнении своего индивидуального задания, не забывая о том, насколько полезной его работа будет для его группы;

·       анализ и корректирование совместной работы в группе, включающий вопрос о взаимоотношениях в группе и замену какого-нибудь члена группы при необходимости [3].

Необходимо отметить, что хотя организация и структурирование студентов в корпоративную  группу является достаточно не простым делом для преподавателя, работа студентов в сотрудничестве дает важные преимущества и преподавателю. Собственный практический опыт показал, что обучение в сотрудничестве можно организовать по любому тематическому модулю. Кроме того, этот метод обучения можно использовать в течение 60-80% рабочего времени на занятии.

Основной трудностью для преподавателя при использовании метода обучения в сотрудничестве (в корпоративных учебных группах) является правильное распределение студентов в группы. Распределение может осуществляться по двум категориям: 1) гомогенные и разнородные по способностям к обучению и личностному психотипу группы; 2) сформированные преподавателем группы и группы, в которых состав выбирался самими студентами.

Исследование этого вопроса показало, что в большинстве случаев студенты распределяются в корпоративные группы преподавателями. Такой способ формирование группы позволяет правильно распределить студентов с тем, чтобы все необщительные студенты и студенты, нацеленные на индивидуальные результаты, тесно работали в группе с общительными, популярными среди товарищей и поддерживающими других студентами. При распределении студентов по группам преподаватель может предложить всем студентам составить список из трех студентов, с которыми они хотели бы работать нам заданием в сотрудничестве. Таким образом, преподаватель определяет наименее коммуникативного студента и определяет его в группу к двум-трем наиболее общительным и способным студентам, которые могут оказать ему помощь.

Группы, в которых студенты подобраны по интересам, чаще всего являются гомогенными. Они состоят из успешных студентов, или формируются по гендерному признаку. Студентам предлагается составить список из несколько студентов, с которыми они хотят работать в группе. Следует отметить, что подбор студентов в группу по этому методу имеет свой недостаток, так как сужают рамки социального окружения. Кроме того, группы, состоящие из студентов-друзей, могут выходить за временные рамки выполнения заданий, потратив время на личностное общение.

Следует отметить, что при любом методе формирования корпоративной группы в каждой группе есть студент, думающий креативно, студент-модератор, студент, обладающий развитыми навыками поиска и обработки информации в библиотеке, а также студент с системным аналитическим мышлением. Случается, что студенты могут отказаться работать в сотрудничестве или не понимать, как помочь товарищам в достижении успеха. Исследование педагогического опыта показало, что для предотвращения подобных проблем можно использовать назначение специальной роли каждому студенту. Назначение ролей позволяет:

Ø уменьшить риск не востребованности какого-нибудь студента в групповой работе или, наоборот, доминирования одних студентов над другими;

Ø использовать важные групповые навыки и обучать целевым навыкам;

Ø создавать атмосферу взаимосвязи среди студентов в группе.

Назначение ролей следует планировать с самого начала распределения студентов в корпоративные группы. Можно использовать пять этапов, для того, чтобы правильно определить соответствующую роль каждому студенту:

1.   Распределение студентов в малые корпоративные группы без назначения ролей с предоставлением им возможности поработать вместе какое-то время и привыкнуть друг к другу.

2.   Сначала назначить самые простые роли, такие, как студент, работающий с информационными источниками, студент ,приводящий в систему собранную информацию и студент-модератор, который. направляет работу малой группы.

3.   Предложить студентам в группе поменяться ролями, для того, чтобы каждый студент мог иметь возможность проиграть все роли.

4.   Ввести в группу новую более сложную роль, и каждый студент должен проиграть ее.

5.   Назначение каждому студенту функциональной роли.

Использование ролей при обучении студентов в корпоративных группах является одним из самых эффективных способов, который обеспечивает спокойную и продуктивную работу. Но будет уместным отметить, что для того, чтобы студенты охотно исполняли свои роли, они должны быть мотивированы на сплоченную работу в группе. Студенты должны быть заинтересованы в приобретении таких навыков, как навыки социализации, навыки командной работы и функциональные навыки.

 

Список литературы

1.      David W. Gohnson , Roger T.Gohnson, Edythe J.Holubec. Cooperative Learning in the Classroom Association for Supervision and Curriculum Development.-Alexandria, Virginia, USA,1994.

2.      Brieger N. Teaching Business English Handbook.-York: York Associates Publicatians, 1997.

3.      Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и систем повышения квалификации педагогических кадров / Под ред. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной, М.В. Моисеевой, - М.: Академия, 2000.