Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕГО ЛИЧНОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

Поиск новой образовательной парадигмы в России идет в основном в двух направлениях: по пути формирования традиционных российских ценностей, имеющих сверхличностное значение, и  в направлении западных ценностей, связанных с ориентацией на интеллектуальные и материальные ценности - без должной заботы о духовности.

Целью нашего исследования, проведенного на базе кафедры медицинской информатики и статистики и кафедры педагогики и психологии ИДПО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, стал анализ показателей, характеризующих личностные ориентации студентов медицинского ВУЗа. Анализ данных показателей приобретает все большую актуальность в связи с необходимостью духовно-нравственного воспитания студентов, особенно будущих врачей.

В начале исследования была разработана анкета, охватывающая личностные ориентации студентов, такие как

1.   Кто в наибольшей степени влияет на развитие личности

2.   Основная цель в жизни:

3.   Назови любимого героя:

4.   Какие качества характера привлекают в герое

5.   Назови свой жизненный девиз:

6.   Чего бы тебе в жизни хотелось больше всего?

7.   Что бы ты сделал, если бы все смог?

8.   Что дает тебе твой ВУЗ?

9.   Мои родители помогают мне разобраться в жизненных проблемах

10.    Мои преподаватели помогают разобраться во многих жизненных проблемах

11.    Мы с преподавателями разговариваем о многих жизненных проблемах

12.    Мои друзья помогают разобраться во многих жизненных проблемах

13.    При обсуждении важных жизненных проблем в компании сверстников я могу играть активную роль

14.    Пол

С помощью метода экспертного оценивания были выбраны наиболее значимые вопросы (выделены в списке полужирным).

Для всех показателей были рассчитаны численные и нормированные оценки лингвистических показателей. Данные оценки для наиболее значимых показателей представлены в Табл.1.


   Таблица 1

Численные оценки показателей, характеризующих личностные ориентации студентов.


Лингвистическое значение

показателя

Численная оценка

показателя

 

Нормированное значение показателя

1

2

3

1.             Кто в наибольшей степени влияет на развитие личности

семья

1,125

0,1267

ВУЗ

4

0,4500

окружающая среда

7,125

0,8

я-сам

8,875

1

2.            Основная цель в жизни

окончить ВУЗ

3,75

0,1229

получить хорошее образование

7,25

0,2377

достичь запланированного

8,625

0,2827

достичь духовного и

материального благосостояния

 

9,875

 

0,3237

успех в жизни

12

0,3934

не толстеть

18,5

0,6065

иметь хорошую работу

23,25

0,7622

не определился

30,5

1

6. Чего бы тебе в жизни хотелось больше всего?

любви и счастья

2

0,0898

начать взрослую жизнь

6

0,2696

ВУЗ, работа, семья

8,5

0,3820

достичь успеха

10,125

0,4550

благополучия

11,125

0,5000

выучиться

14,25

0,6404

встретить настоящую любовь

17,5

0,7865

красивой жизни

22,25

1,0000

8. Что дает тебе твой ВУЗ

образование и общение

1,75

0,2153

основа для будущего

3,125

0,3846

ум, знания

4,625

0,5692

ничего

8,125

1,0000

9. Мои родители помогают мне разобраться в жизненных проблемах

полностью согласен

2,5

0,1724

скорее согласен

3,625

0,2500

затрудняюсь ответить

6,375

0,4396

скорее не согласен

9,75

0,6724

не согласен

14,5

1

14. Пол

юноша

1

1



 

девушка

0

0

 

Был проведен корреляционный анализ всех показателей личностных ориентаций студентов, фигурирующих в анкете.

Корреляционный анализ показал, что показатель «кто в наибольшей степени влияет на развитие личности» имеет достоверную сильную связь с фактором «что дает тебе твой ВУЗ» (0,98). Показатель «основная цель в жизни» имеет достоверную сильную взаимосвязь с такими показателями, как «любимый герой» (коэффициент корреляции 0,98), «качества характера, привлекающие в герое» (0,94), «жизненный девиз» (0,92), «чего хотелось в жизни больше всего» (0,98), «Что бы ты сделал, если бы все смог» (0,92). Показатель «любимый герой» достоверно коррелирует с «качествами характера любимого героя» (0,96), «жизненным девизом» (0,94), «чего бы тебе хотелось в жизни больше всего» (0,98), «что бы ты сделал, если бы все смог» (0,95). Показатель «качества характера, привлекающие в герое» имеет достоверную прямую линейную связь с фактором «жизненный девиз» и «что бы ты сделал, если все смог» (коэффициент корреляции равен 1).

На следующем этапе нашего исследования был разработан интегральный показатель, характеризующий личностные ориентации студентов.

Сам интегральный показатель представляется в виде свертки:


rij – оценка j-го эксперта, n – количество параметров, m – число экспертов, xi – балльная оценка показателя. В нашем случае были рассчитаны веса wi и получена следующая модель интегрального показателя: Y=0,308*x1+0,325*x2+0,233*x6+0,158*x8+0,150*x9+0,075*x14,         (3)

где x1, x2, x6, x8, x9, x14 - значения нормированных оценок отобранных показателей.

Модель работает следующим образом: после анкетирования студента из Табл.1 отбираются вопросы 1, 2, 6, 8, 9, 14. Согласно предложенному ответу выбирается значение нормированной оценки из приведенной таблицы и подставляется в модель (3). Согласно полученному результату и сравнению его со значениями, представленными в Табл.2, делается вывод об уровне личностных ориентаций у студентов.

Таблица 2

 

 

значение интегрального показателя уровня личностных ориентаций у студентов

низкий уровень

0..0,3

средний уровень

0,31..0,7

высокий уровень

0,71..1

 

Таким образом, разработанный показатель уровня личностных ориентаций у студентов медицинского ВУЗа апробирован в условиях педагогического процесса на кафедре медицинской информатики и статистики и кафедре педагогике и психологии ИДПО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко и показал высокую эффективность определения уровня личностных ориентаций у студентов.

 

Список литературы

1.      И.Э. Есауленко. Технологический подход в педагогическом процессе как необходимое условие совершенствования качества высшего медицинского образования / И.Э. Есауленко, И.Е. Плотникова, С.В. Колотий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010. Т.!2, №3-2. С.299-302.

2.      Набродов Г.М., Филозоп А.А. Духовно-нравственные компетентности врача / Современные тенденции в образовании и науке. Сб-к научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 26 частях. 2012. С.105-106.

3.      Петрова Т.Н. Сравнительный анализ состояния здоровья студенческой молодежи в зависимости от профиля ВУЗа /Т.Н. Петрова, О.В. Судаков // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2012. Т. 11. № 3. С. 804-809.

4.      Петрова Т.Н. Комплексный подход к оценке состояния здоровья студентов медицинского ВУЗа/Т.Н. Петрова, О.В. Судаков // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2012. Т. 11. № 1. С. 121-128.

5.      Есауленко И.Э. Мониторинг здоровья учащейся молодежи на основе компьютерных технологий / И.Э. Есауленко, Т.Н. Петрова, О.В. Судаков //Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2014. Т. 13. № 2. С. 483-487.

6.      Сравнительный анализ личностного развития студентов 6 курса и ординаторов 1 и 2 года обучения / Т.Н. Свиридова, О.В. Судаков, И.Е. Плотникова, Н.Ю. Алексеев, В.В. Овсянникова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 39-2. С. 89-97.

7.      Елизарова И.О. Оценка адаптационных возможностей студентов медицинского ВУЗа с учетом метеорологических факторов/ Елизарова И.О., Фурсова Е.А. // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2015. Т. 14. № 1. С. 184-188.