Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Авторы:
Город:
Тула
ВУЗ:
Дата:
20 февраля 2016г.

Одной из основных задач теории и методики профессионального образования является оптимизация учебного процесса.

«Новые образовательные стандарты отражают объективные условия современной реальности. Они требуют нового понимания функций профессионального образования: адаптационной, информационной, развивающей» [1].

Оптимизацию учебного процесса можно рассматривать как выбор такой методики обучения, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил преподавателя и учащихся в данных условиях. Оптимизация учебного процесса, созданная на базе эффективных педагогических технологий, включает в себя следующие структурные составляющие: цель обучения, содержание изучаемых предметов, формы организации учебным процессом, методы и средства обучения, результаты обучения.

Учебный процесс на довузовском этапе обучения определяется внешними (объективными) и внутренними (субъективными) факторами. К внешним факторам относятся: климатические условия; социальная среда другой страны; неродной язык (русский); условия обучения в российском вузе; уровень профессиональной подготовки преподавателя; мотивация получения высшего образования в России.

К внутренним факторам относятся: уровень знаний русского языка; подготовка по общеобразовательным предметам; определенные качества личности: характер, память, познавательные возможности, способности и др.; стиль учебно-познавательной деятельности.

В таких условиях проблема оптимизации учебного процесса приобретает особую актуальность. При оптимизации обучения предполагается, что каждый студент стремится к возможно высшему для себя профессиональному уровню.

Примером инновационного подхода к реализации оптимально построенного педагогического процесса при преподавании инженерной графики иностранным учащимся на неродном языке, по моему мнению, могут быть следующие педагогические технологии: информационные компьютерные технологии (ИКТ); технология системно-модульного структурирования; личностно развивающие технологии обучения; технология педагогического взаимодействия; технология «полного усвоения».

Рассмотрим основные положения вышеперечисленных педагогических технологий.

1.      Информационные компьютерные технологии (ИКТ)

При организации учебного процесса по инженерной графике используются ИКТ при чтении лекций, на практических и индивидуальных занятиях, для самостоятельной работы иностранных учащихся.

Различные виды активизации внимания студентов позволяют глубже усвоить предмет, прививают интерес к более глубокому изучению графики. При чтении лекций, проведении практических и индивидуальных занятий удобно использовать электронные презентации формата Microsoft PowerPoint, состоящие из набора слайдов.

Эффективно использовать компьютерные технологии при создании как электронных, так и обычных плакатов, необходимых при изучении инженерной графики, а также, необходимых при оформлении чертежей ГОСТ.

Изучая инженерную графику, иностранные учащиеся используют ИКТ для самостоятельного углубленного познания данной дисциплины. Например, при более подробном изучении разделов предмета и для самостоятельно изучения машинной графики.

В качестве обучающей системы для выполнения чертежей на компьютере рационально использовать графическую систему КОМПАС – ГРАФИК LT, которая наиболее понятна иностранным гражданам.

2.   Технология системно-модульного структурирования

«Технология модульного структурирования – это технология преобразования научного знания в учебную дисциплину. В соответствии с этой технологией преподаватель должен:

-   определить системообразующую учебной дисциплины, курса. (Какая система изучается в данной учебной дисциплине, курсе, теме и т.д.);

-    проанализировать возможные основания для расчленения системы на элементы, выбрать среди них наиболее актуальные в соответствии с потребностями слушателей или программой для студентов;

-   создать ситуацию выбора в дальнейшем продвижении к элементам новой системы;

-   провести структурирование с несколькими уровнями в зависимости от желаемой глубины погружения;

-     предоставить студентам возможность выбора индивидуальной траектории продвижения. Тем самым проявится их активность, направленная на решение собственных профессиональных проблем, на совершение действий, на развитие. Таким образом, может решиться осознанная проблема: либо путем найденной необходимой информации, либо путем выращивания собственных способностей, либо того и другого вместе» [2].

Для более углубленного изучения инженерной графики иностранные граждане, используя технологию системно-модульного структурирования и ИКТ, могут реализовать системность в усвоении информации, получить целостное восприятие всего содержания учебной дисциплины и выбирать индивидуальную траекторию продвижения в усвоении содержания инженерной графики.

Представление содержания дисциплины «Инженерная графика» в виде нелинейного информационного поля, структурированного модульно, позволяет учащимся:

-   наглядно и целостно воспринимать содержание дисциплины;

-     отслеживать связь между темами дисциплины и осознавать перспективы изучения инженерной графики;

-      активизировать познавательную деятельность: самостоятельно, творчески с интересом углубить изучение инженерной графики и дополнительно выполнить чертежи изделий;

-     самостоятельно анализировать работу по  дисциплине, оценивать    и сравнивать результаты своей работы с результатами других учащихся.

Позволяет преподавателю: адаптировать содержание дисциплины к потребностям учащихся; учитывать интересы и проблемы учащихся; разработать гибкий график усвоения нового содержания и новых методов.

3.      Личностно развивающие технологии обучения

Личностно развивающие технологии обучения, например, асинхронное обучение, способствуют формированию творческой личности будущего специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Асинхронное обучение – это обучение, в котором контакт между преподавателем и обучающимся осуществляется с задержкой времени. В соответствии с этой технологией учащийся может проходить курс в удобное ему время, в том режиме, в котором комфортно ему лично.

При обучении иностранных граждан на этапе довузовской подготовки асинхронное обучение предусмотрено для студентов, которые в силу ряда причин не успевают в течение семестра усвоить необходимый минимум по дисциплине или хотят получить более глубокие знания по предмету. Например, асинхронно обучаться могут студенты, которые длительно болели; имеют начальный минимальный или нулевой запас знаний по изучаемому предмету; несвоевременно приехавшие; имеют проблемы при изучении русского языка.

При данной технологии обучения самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а становится его основой. В этом случае студент лично отвечает за прохождение курса.

С целью, повышения эффективности формирования системы качества знаний, при обучении иностранных учащихся желательно использовать смешанную систему – сочетание синхронного и асинхронного обучения.

Синхронное обучение включает лекции, лекционно – практические занятия, лабораторные работы, практические занятия.     При данном виде обучения преподаватель имеет возможность оценивать реакцию студентов, отвечать на вопросы, подбирать темп, удобный для группы, вовлекать обучаемого в учебный процесс.

При смешанном обучении классическое обучение в реальной аудитории сочетается с различными видами электронного обучения за ее пределами, что значительно повышает эффективность обучения.

4.      Технология педагогического взаимодействия

Организовать эффективную совместную творческую деятельность преподавателя и иностранных студентов на занятиях инженерной графики позволяет RP - технология педагогического взаимодействия. «Под RP – уровнями понимается система знаний, которые представляют собой два противоположных уровня, взаимодополняющих друг друга:

-   R – репродуктивный уровень с различными формами, методами, средствами репродуктивного обучения и контроля;

-     P – продуктивный уровень с соответствующей системой обучения и контроля, обеспечивающей повышение уровня культуры, самостоятельной работы, мотивации обучения, активизации студентов» [3].

Необходимо отметить, что в большинстве стран учащиеся даже не знакомы с чертежными инструментами и основными понятиями инженерной графики. Поэтому уровневая технология преподавания данной дисциплины сокращает сроки адаптации иностранных учащихся по изучению этого сложного предмета.

На начальном этапе изучения инженерной графики иностранным учащимся необходим репродуктивный уровень обучения, состоящий из четырех звеньев: изучение нового материала, закрепление изученного, обобщение и систематизация, применение на практике. Они на данном уровне обучения овладевают приемами выполнения графических заданий и начальному общению в учебно-профессиональной сфере на русском языке. На этом этапе обучения преподаватель: объясняет каждый термин, по возможности используя наглядные пособия: плакаты, модели, чертежные инструменты; пишет все слова на доске и проговаривает их вместе с учащимися; прививает навыки работы чертежными инструментами; подробно объясняет приемы выполнения различных графических заданий.

На репродуктивном уровне обучения иностранные учащиеся выполняют графические задания: чертеж основной надписи, титульный лист, линии, геометрические построения: деления отрезка и окружности на равные части, сопряжения, построение изображений точки, прямой линии и плоскости на трехпозиционном чертеже.

После усвоения иностранными учащимися графической информации на воспроизводящем уровне возможен переход на продуктивный творческий уровень. На этом уровне огромное значение приобретает самостоятельная деятельность учащихся. На аудиторных занятиях иностранные учащиеся работают с методическими пособиями, сборниками ГОСТ ЕСКД, выполняют графические работы различной степени сложности, участвуют в тестировании, олимпиаде. При составлении графических заданий преподаватель учитывает уровень знаний учащихся в соответствии с рабочей программой дисциплины и индивидуальным заданиям придает творческий характер.

5.      Технология «полного усвоения»

Цель технологии «полного усвоения» состоит в создании системы психолого–педагогических условий, позволяющей в группе, где обучаются иностранные учащиеся с различной подготовкой по русскому языку, по изучаемой дисциплине, различных национальностей работать с каждым в отдельности, с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. В соответствии с данной технологией обучения учащиеся не ограничиваются временем на усвоение изучаемого предмета в рамках семестра, что способствует достижению всеми учащимися заранее заданного результата.

В соответствии с данной технологией по каждой теме инженерной графики индивидуальные задания сгруппированы в три группы А, Б, В. Задания группы А обеспечивают усвоение обязательного уровня всеми учащимися. За выполнения этих заданий обучаемые получают аттестацию. Учащиеся, которые достигли полного усвоения на уровне А и желают совершенствовать свои умения в инженерной графике выполняют задания групп Б и В [4]. К заданиям группы В относится олимпиада по предмету.

Технология «полного усвоения» позволяет к концу изучения темы каждому иностранному учащемуся оказаться на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время: уровень А – обязательный, Б – продвинутый, В – углубленный. По сто бальной шкале оценки знаний учащийся получает определенное количество баллов за задания разного уровня обучения: обязательного - 41 - 60 баллов; продвинутого – 61 – 80 баллов; углубленного - 81 - 100 баллов.

Задача преподавателя, работающего по данной технологии – правильно организовать учебный процесс, чтобы учащиеся смогли реализовать свои возможности. Система обучения, построенная по технологии «полного усвоения» создает условия для развития самостоятельной деятельности иностранных учащихся, которая является фундаментом для успешного протекания процесса обучения.

При всем разнообразии педагогических технологий нельзя утверждать, что какая-то технология самая лучшая. В связи с тем, что состав иностранных граждан на довузовском этапе обучения постоянно изменяется по этническому наполнению, по уровню подготовки, необходимо использовать как базовые педагогические технологии, так и технологии активного обучения.

Любые образовательные технологии - еще не гарантия успеха. Главным является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности педагога. При новой парадигме образования педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося, компетентным консультантом и помощником. Эта роль требует от педагога высокого уровня профессионально- педагогической культуры.

Преподаватель играет роль организатора процесса обучения и от его мастерства зависит технология, которую он создаст и реализует, а также результат обучения студентов.

 

Список литературы

1.      Громкова М.Т. Особенности реализации модульных технологий: Рабочая тетрадь.- М, 2014.- 29 с.

2.      Громкова М.Т. Модульное обучение как основа компетенций: Учебное пособие. - М.: Изд – во РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева, 2009. - 96 с.

3.      Хвалина Е.А. Использование RP – технологии педагогического взаимодействия при обучении иностранных студентов [Текст] /Е.А. Хвалина // «Научные исследования от тории к практике»: материалы II Междунар. науч. практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 130 - 131.

4.      Хвалина Е.А., Суханова Т.В. Программное обеспечение курса «Инженерная графика» для иностранных студентов // Труды науч.-техн. конференции «Научное программное обеспечение в образовании и научных исследованиях». – С - П.: Изд-во Политехнического ун-та, 2008.- С. 306 – 310.