Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ДРУЖБЫ ПРИ РАБОТЕ С ПОНИМАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 февраля 2016г.

Поступки человека, переживаемые им эмоции, способность устанавливать контакт и общаться с другими людьми во многом зависят от того, как мы понимаем различные явления, события, мир вокруг. Понимание – один из ключевых процессов в нашей жизни [1]. При этом одной из центральных проблем образования на сегодняшний день является снижение культуры понимания и выражения мысли как в пространстве художественной литературы, так и в живом общении, во многом это связано не только с недостаточным уровнем развития мышления, но и с несформированностью ценностной картины мира. Поэтому перед учителем русского языка и литературы стоит проблема, на решение которой направлена инновационная деятельность и педагогическая практика: поиск и реализация наиболее эффективных способов и приемов, формирующих ценностное мировоззрение и развивающих способности понимания [2].

При работе с пониманием и ценностными ориентациями учащихся необходимо создавать условия и ситуации, в которых человеком осуществляются мышление, коммуникация и действие (принцип Г.П. Щедровицкого). Основная идея всего этого - поместить ребенка в ситуацию учения-обучения, в которой он будет проживать свое действие и сможет его отрефлексировать. Но нельзя забывать, что литература не может быть оторвана от процесса формирования духовно-нравственной личности, поэтому художественное слово обладает большой силой воздействия на  читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям, пробуждая лучшие духовные качества, приоткрывая сокровенные тайны души человеческой.

В практике преподавания мы сталкиваемся с разными проблемами понимания текста, но при сценировании уроков литературы в 6 классе ключевыми, на мой взгляд, являются следующие: не удерживается контекст; преобладают визуальность и стремление к готовому знанию; не выстаивается собственное отношение; недостаточное владение культурой общения.

Так, при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский» важно не только выявить исторические темы крепостничества и благородного разбойничества (как это предлагается в ряде методических пособий), что, на мой взгляд, не целесообразно и не соответствует психологическим особенностям и личностным интересам младших подростков, потому что ведущая деятельность в подростковом возрасте – выстраивание отношений со сверстниками [возрастная психология], но и сформулировать (идеализировать) такое понятие, как «дружба». В возрасте 12-13 лет начинается напряженный поиск друга, хотя объединяющим началом преимущественно выступают общие интересы и совместная деятельность, закрытая для остальных. Между тем, развитие самосознания и свойственные ему противоречия вызывают непреодолимую потребность «излить душу», поделиться своими переживаниями и выдвигают на первый план эмоциональное тепло, искренность взаимоотношений, «углубляют» дружбу. Поэтому при раскрытии характеров Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова преследуются следующие цели:

· формирование нравственно-эстетического представления о дружбе

· раскрытие влияния социального положения и общества на характер

· показ неотвратимости последствий дурных поступков, иногда даже несмотря на раскаяние.

Важной составляющей сценария урока является включение фрагмента деятельности (исследования, проектирования, конструирования), где наиболее значимым будет исследовательская деятельность, так как главной педагогической целью учебного исследования является развитие личности и открытие истины о мире. Одной из самых продуктивных, по моему мнению, является деятельность по составлению сравнительной характеристики, которая помогает нам по-новому увидеть, казалось бы, известных героев.

При создании новых типов уроков, на которых освоение предметного учебного материала происходит через освоение средств и способов мышления и деятельности, основное внимание необходимо уделять созданию коммуникативного события, которое часто позволяет разбираться со школьниками в очень сложных образах, текстах и понимать их место в культуре в целом. В соответствии с сюжетно-деятельностными технологиями формирования мировоззрения, разработанными Н.Б. Ковалевой [3], учащимся предлагается творческое задание: составить внутренний диалог персонажа.

В приведенном ниже фрагменте сценария урока «Старинные приятели: Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров», разработанного на основе деятельностного подхода и сюжетно-деятельностных технологий, показана работа с пониманием с использованием сравнительной характеристики героев.

1   этап. Мотивация, введение в исследовательскую деятельность происходит благодаря работе с эпиграфом.

· Истинный друг познается в несчастье (Эзоп)

· Друзей узнаешь в беде. В бедах друзей узнаешь себя (Современный афорист).

При работе с эпиграфами основное внимание уделяется двум вопросам: какое представление о друге и дружбе заключено в выбранных учителем афоризмах? почему афористы как древности, так и современности, говоря о дружбе, делают акцент на  сложных жизненных ситуациях (бедах, несчастьях)? Задача учителя на данном этапе – создать проблемное поле, область парадоксов, с которыми хочется разбираться, а никак не дать точный и финальный ответ.

2     этап. Исследовательская деятельность учащихся направлена на выявление основных черт главных героев, составление лексических цепочек, соотнесённых с каждым из этих образов, ассоциативных рядов, позволяющих вступать в диалог с автором, создание первичной интерпретации.

· Подготовить схему-характеристику (кластерная характеристика) героя на основе составленной дома сравнительной таблицы (работа по группам).

3   этап. Представление результатов работы групп. Творческим тактом на этом этапе может стать создание знака или визуального образа для каждого из персонажей.

· На чем строится дружба Троекурова и Дубровского? Что объединяет таких разных людей?

4   этап. Проблематизация. Для учителя важно так сформулировать задание, задать такую ситуацию, чтобы возникли противоположные точки зрения и не было готового решения, то есть ситуацию поиска выхода из противоречия на основе понимания художественного текста [4].

· Что ценит Троекуров в Дубровском? Почему он с ним дружит?

· Что ценит Дубровский в Троекурове? Для чего ему нужна эта дружба? 5 этап. Подготовка к сценированию.

Давайте попробуем остановить время и воссоздать внутренний диалог каждого  из героев, в котором борются Троекуров-барин и Троекуров-друг, Дубровский-помещик и Дубровский-друг. Каждой группе необходимо подготовить выступление и аргументы своего персонажа для следующих ситуаций: шутка псаря Парамошки; Троекуров получает от Дубровского письмо; Дубровский наказывает покровских мужиков, ворующих у него лес; решение об отъеме имения; в уездном суде; Кистеневка принадлежит Троекурову.

6      этап. Сценирование. Учитель отыгрывает роль рассказчика-повествователя и организует диалог. Представить заранее, какой будет живая коммуникация учащихся, их реакции невозможно. Поэтому педагог должен работать «по ситуации», с реальными процессами мышления, коммуникации детей, но при этом удерживать смысл деятельности.

7   этап. Рефлексия.

· Как вы думаете, была ли дружба между Троекуровым и Дубровским настоящей? Почему, на ваш взгляд, не состоялось примирение?

· Какие качества нужно приобрести, чтобы стать настоящим другом?

Таким образом, организация работы с художественными текстами на основе мыследеятельностной герменевтики и сюжетно-деятельностных технологий служит не только овладению новыми способами и средствами выражения мысли, но и развитию способности понимать смысл произведения на основе позиционной коммуникации. Это открывает новые возможности в приобщении к мировой культуре, в понимании окружающего мира и самого себя как его части.

 

Список литературы

1.      Алексеева Л.Н., Ассуирова Л. В. Способы работы с пониманием текста, его анализом и интерпертацией: Учебное пособие для педагогов и учащихся старших классов. М., 2007.

2.      Ковалева Н.Б. Принципы развития культуры понимания и мировоззрения школьников в современной информационной среде. // Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование. ОТ´13: сборник статей международной научно-практической конференции. – Спб., 2013 – С. 205-208.

3.      Ковалева Н.Б. Психолого-педагогические условия трансляции ценности образования и освоения индивидуальной образовательной траектории подростками // Психологическая наука и образование. – 2014. № 4. – С. 64-72.

4.      Ковалева Н.Б. Принципы развития творческой позиции и коммуникативной культуры личности в сложной гипертекстовой среде // Информационное поле современной России: практики и эффекты. — Казань: Казан. ун-т, 2013. – С. 480-487.