Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА – ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Нижний Тагил
ВУЗ:
Дата:
20 февраля 2016г.

Приоритетами государственной политики в области воспитания, в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, являются: формирование у воспитанников высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа к судьбе России. В связи с этим актуальным является формирование готовности и способности педагогических работников рассматривать художественно-эстетическое развитие как важный аспект формирования личности ребёнка и проектировать образовательный процесс с учетом требований ФГОС ООО важным из которых является формирование социокультурной среды, к  которой сегодня можно  отнести  и художественный музей.

В художественном музее ребенок взаимодействует с подлинными произведениями искусства. Общение с подлинниками, включенными в музейно-педагогический процесс,  принципиально отличает музей от других институтов образования, определяет специфику методики его работы, направленной на развитие художественного восприятия. Именно в художественном музее на основе интегрированного полихудожественного подхода с наибольшей эффективностью может формироваться художественное восприятие зрителя в сочетании с ценностным отношением к культурно-историческому и духовному наследию. Специфика методики работы в музейной среде схожа с основополагающими позициями интегрированного обучения, раскрывающимися в следующих педагогических условиях: выход за рамки одного искусства; перенос акцента с изучения на восприятие и творческое проявление детей; связь занятий искусством с ближайшим окружением, культурой и традициями того региона, где живут дети; опора на возрастные особенности детей – их представления, предпочтения, воображение; предметно-пространственное освоение искусства; взаимодействие и сотрудничество в коллективе детей и педагогов.

Именно эти условия формируют комплексный интегрированный подход художественно-эстетического образования в музейной среде – не столько обучающий, сколько развивающий детей. Постепенное вхождение ребенка в мир искусства преломляется через среду, которая окружает детей в их общении с миром природы, предметами, историей, искусством, то есть – с культурой.

Данная проблема послужила основой для создания образовательной программы «Музейная педагогика в художественном образовании», которая реализуется на факультете художественного образования НТГСПИ (филиал РГППУ в г.Н. Тагиле). Цель курса – сформировать профессиональную готовность студентов педагогического вуза к развитию художественного восприятия школьников в условиях музеев художественного профиля.

Основными методами обучения студентов по программе стали: 1) информационный метод – рассказ, экскурсия, беседа; 2) диалогический метод – дискуссия студентов между собой, с сотрудниками музея, художниками и с учителями; использование метода вопросов и ответов; 3) репродуктивный метод – учебные задания, включающие анализ художественного произведения; 4) исследовательский и эвристический метод – самостоятельная творческая методическая работа студентов; 5) проектная форма организации занятия, в том числе педагогических проектов на базе музея; 6) игровые (сюжетно-ролевые) методы обучения.

Были выделены следующие этапы обучения студентов: 1) первый этап – создание установки на педагогическую работу в среде художественного музея, знакомство студентов с произведениями искусства из фондов городского музея, с особенностями работы его сотрудников; 2) второй этап – формированием системы научных знаний и представлений о психолого-педагогических проблемах развития художественного восприятия у учащихся в среде художественного музея; 3) третий этап – погружение студентов в профессиональную деятельность, выполнение функций музейного педагога: студент апробирует в реальной педагогической деятельности индивидуальную модель художественно-педагогического общения со школьниками на экспозиции в музее; 4) четвертый этап – этап аналитической деятельности студентов, объединяющий в себе предшествующие этапы обучения, он посвящен созданию студентами педагогических проектов (музейно-педагогических программ, курсовых работ и дипломов). В ходе программы состоялись следующие проекты. В 2010 г. серия музейных  уроков  прошла  на  базе  Историко-технического  музея  «Дом  Черепановых»  –  на  выставке «Музыкальный автомат (от шарманки до магнитофона)». Роль экскурсоводов была поручена студентам, и ставилась следующая задача: настроить детей на внимательное рассматривание, вглядывание, вслушивание. Студент-экскурсовод обращал внимание детей на звучание исторических музыкальных инструментов, на особенности их формы. Итогом экскурсии стало выполнение творческого задания по теме «Музыкальные инструменты», студенты провели занятие в театрализованной форме. Школьники выполнили яркие творческие модели музыкальных инструментов и закрепили знания, полученные во время экскурсии. В 2011 г. участниками проекта «Волшебные звери. Создай свою роспись», организованного студентами факультета, стали школьники 5Б класса МОУ СОШ № 18, сотрудники Нижнетагильского музея изобразительных искусств и Музея истории подносного промысла «Дом Худояровых». Проект проходил в два этапа. На первом этапе – теоретическом – разрабатывались и проводились занятия по теме проекта. Комплекс занятий делился на блоки: первый блок уроков был посвящен цвету в произведениях живописи; второй блок – форме; третий блок – декоративной живописи и росписи по металлу на примере подносного промысла. В состав первого блока вошли два урока: экскурсия в НТГМИИ с беседой по картине К. Коровина «Гурзуф. Море и фрукты» и практическое занятие по составлению цветовой композиции, передающей эмоции человека. Второй блок включал занятие «Форма. Чернильное пятно». Тест «Чернильные пятна» помог детям создать формы несуществующих животных. Третий блок включал занятие «Роспись по металлу. Тагильский букет». На уроке звучал рассказ об истории подносного промысла, а заранее подготовленные трафареты с формой несуществующих животных ученикам предлагалось оформить в уральском орнаменте. Эскизы, разработанные на уроках, ребята использовали на следующем этапе реализации проекта. На втором этапе – практическом – происходила реализация музейно-педагогического проекта в среде художественного музея. Местом проведения проекта стал Музей истории подносного промысла «Дом Худояровых». Все началось с экскурсии, знакомящей детей с историей подносного промысла в родном городе. История помогла школьникам включиться в практическую работу и расписать фигурки картонных зверей по уже заготовленным в ходе школьных занятий эскизам. Занятие закончилось открытием выставки расписанных животных.

Педагогический проект 2012 г. был посвящен произведению художника, ученика К. С. Петрова-Водкина, Павла Голубятникова «Архангел Салафиил – молящий за людей» 1940 г. и реализовывался на базе НТГМИИ в рамках полученного музеем гранта в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» (Благотворительный фонд В. Потанина)». Участниками проекта стали дети младшего школьного возраста, занимающиеся первый год в младшей группе детской художественной студии «Мастерская художника» (ФХО НТГСПИ). Проект проходил в три этапа.

На первом этапе – диагностическом – авторы проекта (студенты) предложили школьникам задание с целью выявления начального уровня художественного восприятия и навыков анализа художественного произведения П. Голубятникова «Архангел Салафиил – молящий за людей». Проведенная диагностика помогла определить недостающие знания, умения и навыки восприятия художественного произведения, какие необходимо было сформировать у школьников в ходе проведения проекта. Второй этап – практический – включил в себя комплекс занятий, направленных на изучение понятий «Цвет», «Форма», «Композиция». На данном этапе применялись различные формы занятий: комбинированный урок-беседа, урок-конструирование, урок-экскурсия, урок-игра. Первое занятие «Цвет в изобразительном искусстве» было представлена в двух частях: экскурсией в НТГМИИ с беседой по произведению П. Голубятникова «Гроза» 1925–1926 гг. и практической работой в классе по составлению цветовой композиции, передающей эмоции человека. Темой второго занятия стала «Форма в изобразительном искусстве. Геометрические звери». Задачей занятия было дать ребятам понимание передачи формы в искусстве на примере творчества французского художника-графика В. Вазарелли. Практическая часть занятия была связанна с выполнением творческого задания, направленного на конструктивную деятельность. За основу была выбрана техника оригами. Ребята по заготовленным схемам выполнили бумажные модели геометрических фигур: куба, ромба, тетраэдра и т. п. Когда фигуры были изготовлены, ребятам было предложено собрать на основе бумажных фигур геометрических зверей: лошадь, волка, жирафа, «просто зверей». В завершении занятия геометрических зверей собрали вместе, чтобы получилась единая объемная композиция из геометрических фигур, по примеру произведений В. Вазарелли. Третье занятие было посвящено понятию

«Композиция». Занятие для ребят проходило в Музее изобразительного искусства на выставке, где были представлены предметы декоративно-прикладного искусства, знакомящие школьников с традиционными народными промыслами России: Хохлома, Городец, Дымковская игрушка и т. д. В ходе беседы были введены понятия «Растительная композиция», «Геометрическая композиция», в сравнении друг с другом были выявлены особенности их создания и назначения. Для закрепления полученных знаний ребятам было предложно выполнить творческое задание на тему «Композиция в квадрате». Ребята выполняли орнаментальную композицию на основе геометрических форм (квадрата, треугольника, круга), где форма и цветовое решение стали выразительным средством передачи эмоционального состояния участников занятия. Ребята создавали свои цветовые композиции в заранее заготовленных «квадратах-пазлах», выполненных из картона формата 40×40. В завершении занятия «пазл» был собран в единую геометрическую композицию, что вызвало у ребят общее удовольствие от проделанной работы. Третий этап, завершающий, – Художественное событие. На данном этапе происходила реализация в среде художественного музея творческой интерпретации картины П. Голубятникова «Архангел Салафиил», с которой и был начат наш педагогический проект. Художественное событие проходило на специально созданной выставочной экспозиции в музее изобразительного искусства. Началось событие с беседы по одной картине, произведению П. Голубятникова «Архангел Салафиил». Экскурсия, проведенная сотрудником музея, помогла школьникам включиться в практическую работу. За время экскурсии организаторы проекта подготовили творческую площадку: расставили заранее заготовленные бумажные макеты (склеенные из картона по разверткам  кубики, на основание одного  из которых был перенесен линейный черный рисунок силуэта

«Архангела Салафиила», другие грани фигур были открашены в спектральные цвета: красный, желтый, синий и т. д.), подготовили краски, кисти, банки для воды. Вернувшись на творческую площадку, сотрудники предложили детям выполнить раскраску заготовленного изображения на макетах, используя свои знания, приобретенные на ранних занятиях. После завершения работы объемные раскрашенные геометрические формы были расставлены организаторами проекта в определенной последовательности. Объемно-пространственная композиция, сложившись вместе, представила зрителям и участникам проекта знакомый сюжет произведения П. Голубятникова «Архангел Салафиил».

В 2015 году прошла серия мастер-классов с учащимися начальных классов в рамках программы интеграции предметной области «Искусство» и LEGO - конструирования. Так одна из тем «Декоративная композиция «Цветок из LEGO» знакомила учащихся с понятиями «декоративная композиция», «растительный орнамент», «Тагильский букет» в среде Музея истории подносного промысла «Дом Худояровых»; способствовала развитию умений и навыков создавать композицию растительных мотивов на основе элементов конструктора LEGO Education WeDo; воспитывала эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративно-прикладного искусства своего региона. На первом этапе в практической деятельности дети выполнили фломастерами эскиз декоративного цветка из элементов конструктора LEGO Education WeDo. На втором этапе на основе эскиза «Цветок из LEGO», с использованием элементов конструктора LEGO Education WeDo дети создавали объемную движущуюся модель цветка. Образовательные конструкторы LEGO легко интегрировались в технологию «Музейная педагогика» ориентируя учащихся на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода.

Программа курса «Музейная педагогика в художественном образовании» позволяет студентам овладеть современными методиками и технологиями организации и реализации образовательных проектов на базе музеев города, а учащимся – окунуться в музейную среду, в которой и происходит рождение творческой личности, способной не только художественно воспринимать окружающий мир, но и участвовать в его творческом преобразовании.