Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕРСПЕКТИВЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
27 января 2019г.

Введение. На сегодняшний день общество диктует свои темпы развития, в след за которыми инновационные технологии в сфере образования развиваются с неумолимой скоростью. Государственная политика выдвигает определенные требования к высшему образованию. Основной задачей высшего образования является развитие профессиональных качеств будущего специалиста для комплексной реализации своих умений. Для реформирования профессионального образования необходимо на передний план выводить обучения будущих специалистов самостоятельно функционировать и обращаться с развивающимися и инновационными технологиями труда.

Образовательная технология - это система комплексной работы учителя и ученика, связанная одной целью, выполняемая по определенным принципам, содержанию, методологической базе и способам обучения. Образовательные технологии созданы педагогами, внедряя в практику их, выполняется их главная функция – повышение эффективности образовательного процесса, усовершенствование профессиональных и общественных навыков индивидуума. [1].

Актуальность данного исследования определена необходимостью формирования у будущих специалистов общекультурных и профессиональных компетенций.

Итак, специфика высшего образования, основу которого составляет интерактивное взаимодействие, и теория контекстно-ситуационного обучения в совокупности являются концептуальной базой инновационных образовательных технологий в вузе.

Методологическая база образовательного процесса включает в себя:

·                     концептуальность: каждая педагогическая методика опирается на конкретную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

·                     системность: педагогическая технология обязана содержать все признаки системы: логику процесса, связь всех его частей, целостность.

·                     управляемость подразумевает вероятность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса учебной деятельности, поэтапной диагностики, управления способами и средствами для дальнейшей корректировки итогов.

·                     эффективность: сегодняшние педагогические методики находятся на уровне гиперконкуренции и обязаны быть эффективными, результативными и оптимальными по затратам, что будет способствовать достижению конкретного целевого стандарта для всей образовательной системы.

·                     воспроизводимость предполагает вероятность использования (повторения, воспроизведения) педагогической технологии как в наиболее типичных образовательных учреждениях, так и в иных субъектах образования. [2].

В современном мире вся система образовательных методик лишь в малой степени помогает в том, чтобы у нового поколения в процессе обучения могло развиться самостоятельное, креативное мышление, для дальнейшего внедрения в образовательный процесс технологий «новых поколений». Следует значительно чаще в стандартной системе образования делать акцент на персональный, личностный подход к студентам, помогать им достичь высоких творческих возможностей, опираясь не только на главные основополагающие концепции в образовании, но и использовать новые, высокотехнологичные, научно- обоснованные методы. Нужно помнить, что научные знания и практическая подготовка, внедренная в образовательные технологии, выведет процесс подготовки студентов на новый уровень. [3].

При интеграции в процесс образования науки и практики нужно руководствоваться определённым порядком действий: формирование мотивации - достижение определенного опыта - применение его на практике - анализирование. Данная последовательность поможет добиться более тесного контакта между объектом и субъектом обучения, внедрить в практику такой высокотехнологичный вид обучения как интерактивное обучение, и вывести его на передовые позиции. Интерактивные методы в образовании подразумевают активное взаимодействие студентов в малых группах для нарабатывания навыков для совместной, объединённой работы и сотрудничества. Интерактивное обучение предусматривает и игровые методики, где преподаватель должен уметь организовать хорошую групповую и интерсубъективную кооперацию и коммуникацию. [4].

Интерактивное обучение в большей степени ориентировано на созидательность, творческое мышление и коммуникативные качества, но базируется на основных процессах высшей нервной деятельности человека: восприятии, памяти, внимания. .

Очередной тематический модуль информации не должен занимать главенствующую роль в системе преподаватель-студент, интерактивность обязана способствовать предметной и социальной определённости в деятельности студентов, для проявления интереса к особенностям будущей профессиональной деятельности. В процессе обсуждения ситуационных задач и освоения навыков мыслительно-речевые способности учащихся повышаются, что приводит к формированию особого внимания по отношению к образованию и профессии. Успешно для реализации этой цели зарекомендовали себя кейс-технологии. Кейс-задания, задачи на компетентность, видео, игровые или документальные ролики с емким и кратким изложением учебно-производственных ситуаций представляют преподаватели студентам для решения на практических занятиях, экзаменах. Такое обучение осуществляется также в процессе учебно- производственных практик, выполнения и защиты дипломных работ [5].

·                     Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 120 студентов 2 и 3 курса лечебного факультета, не предъявляющие жалобы на состояние физического и психического здоровья. Распределение по гендерному фактору было следующим - 34% составляли мужчины (41 студент) и 66% - женщины (79 студенток). Для оценки необходимости использования и индивидуально- предпочтительных тенденций испытуемых использовался закрытый опросник. Исследование проводилось анонимно.

Полученные результаты.

Все материалы, полученные в ходе исследования, были обработаны статистически. Сводные данные представлены в таблице 1.



   Таблица 1

Влияние внешних факторов на реализацию интерактивных технологий.


 

Вопрос

 

Ответ

Кол-во ответов

Процент ответов

Какие внешние факторы влияют на

использование интерактивных методов в обучении?

дисциплина

79

66

профессиональная ориентированность

20

17

форма организации обучения

14

12

год обучения

7

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одинакова

ли эффективность интерактивного обучения для младших и

старших курсов?

 

На старших курсах первостепенен индивидуальный подход и способность работать в группах

 

 

48

 

 

40

На младших -

интерактивность увеличивает интерес к обучению, более активно способствует мыслительному процессу, чем у студентов старших курсов

 

 

 

25

 

 

 

21

Для студентов как младших, так

и старших курсов интерактивность увеличивает интерес к

обучению и активно влияет на мыслительные процессы

 

 

 

24

 

 

 

20

Индивидуальный подход и готовность к

групповому контакту важны для студентов младших и старших курсов одинаково.

 

 

23

 

 

19

В чём заключается эффективность

Повышается активность познавательного

30

25

интерактивного обучения ?

процесса;

 

 

Позволяют студентам

проявить себя;

 

12

 

10

Позволяют сделать обучение более

познавательным и интересным;

 

28

 

23

Способствуют улучшению креативности

когнитивных функций;

 

19

 

16

Способствуют объективной оценке

собственных знаний;

 

13

 

11

 

Применение методов считается нецелесообразным, так как не решают профессиональных задач;

 

 

1

 

 

1

Способствуют проявлению

индивидуальных качеств обучающихся.

 

17

 

14

 

 

 

Интерактивное обучение в большей степени позволяет?

Увеличить профессиональную

направленность в обучении студентов.

 

67

 

56

Скомпенсировать слабую учебно-

познавательную и профессиональную мотивацию заинтересованностью в новых методах преподавания.

 

 

53

 

 

44

 

 

 

Какие методы обучения использовались преподавателями в процессе Вашего обучения в ВУЗе

 

Пассивные методики (лекция-монолог, чтение, опрос, демонстрация).

 

27

 

23

Активные методики (доклады студентов,

семинары, дискуссии).

 

46

 

38

Интерактивные методики (мозговой

штурм, работа в малых группах, метод проектов, игры и т.д.).

 

47

 

39

 

 

 

 

В каких из интерактивных методов обучения Вы участвовали во время изучения различных предметов:

Дискуссия

10

8

Эвристическая беседа;

12

10

«Мозговой штурм»

14

12

Ролевые, «деловые» игры;

31

26

Тренинги

13

11

Кейс-метод

11

9

Метод проектов

11

9

Кооперативное обучение;

10

8

Групповой практикум

8

7

Считаете ли Вы использование

интерактивных методов обучения перспективным направлением в образовательном процессе?

Да, считаем

88

73

 

Нет, не считаем

 

32

 

27

Способствуют интерактивные

методы обучения оптимизации учебного процесса

Да

91

81

 

Нет

 

29

 

19

Как Вы считаете, достаточное

уделяется времени на занятиях в нашем ВУЗе интерактивным методам обучения?

Да, достаточно

77

64

Нет, не уделяется совсем.

14

12

 

Уделяется, но недостаточно.

 

29

 

24

Каково Ваше отношение к

использованию преподавателем в процессе обучения интерактивных методов

Положительно

64

53

Положительно, но хотели бы увеличить

количество интерактивных методов в процессе обучения

 

43

 

36


Отрицательно

13

11

 

Заключение. Проведенное исследование позволило оценить не только отношение студентов- медиков к возможности использования инетрактивных методов обучения в целом, но и показало их высокую тропность к определённым разновидностям итерактивного обучения. Так, большая часть опрошенных 89 % испытуемых отметили своё положительное отношение к интерактивному обучению, считая его пераспективным процеессом, (73% студентов) значительно повышающим (81% студентов) качество образования в ВУЗе. На основании всего выше сказанного можно сделать заключение, что внедрение современных передовых технологий в процесс образования помогает достижению главенствующей цели педагогики - формированию у учащихся высокопрофессиональных компетенций.

 

Список литературы

 

1.        Современные образовательные технологии в вузе: учебное пособие для магистров и аспирантов / А.В. Антюхов, М.В. Ретивых, Н.В. Фомин. -М.: Педагогическое общество России, 2013. -320 с.

2.        Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы / Е.В. Бондаревская. - Ростов на Дону, 2013. - 321 с.

3.        Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 2014. -207 с.

4.        Виленский В.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / В. Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман . -М.: Педагогическое общество России, 2015. -192 с.

5.        Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. -М.: ИНТОР, 2013. -554 с.