Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Авторы:
Город:
Воркута
ВУЗ:
Дата:
20 февраля 2016г.

Перемены, характерные для современного  этапа развития  России, обусловливают необходимость ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих как государственные, так и личностные потребности, и интересы. Основной целью российской государственной политики в области образования на современном этапе является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. В профессиональном образовании одной из приоритетных выступает задача модернизации содержания и образовательных технологий. Такую же задачу выдвигает перед педагогами высшей школы компетентностный подход, зафиксированный в проекте ФГОС третьего поколения [1].

Современный выпускник вуза должен быть квалифицированным специалистом соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособным на рынке труда, компетентным, свободно владеющим своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готовый к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Подготовка такого выпускника будет невозможна без обращения преподавателя к богатому арсеналу современных образовательных технологий, созданных педагогической наукой. В качестве таких технологий выступают, прежде всего, информационно-коммуникативные, где в качестве источников информации используются электронные средства, в первую очередь глобальные телекоммуникационные сети интернет.

Проведение учебных занятий с использованием ИКТ позволяет представить  материал более наглядно, красочно, информативно, интерактивно; экономит время, позволяет работать студенту в своем темпе, педагогу - дифференцированно и индивидуально; дает возможность оперативно контролировать и оценивать результаты обучения.

С позиции дидактических принципов информационные технологии дают возможность реализовать следующие методические цели:

-   построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому студенту собственную траекторию обучения; формировать системное мышление;

-   рационально организовать познавательную деятельность студентов в ходе учебного процесса;

-    осуществлять контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;

-   осуществлять самоконтроль и самокоррекцию;

-   проводить лабораторные работы в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента;

-    развивать определённый вид мышления (наглядно-образное, теоретическое);

-      повышать мотивацию учебной деятельности посредством использования принципиально новых познавательных средств;

-   формировать культуру учебной деятельности, информационную культуру.

Например, при обучении химии использование ИКТ позволяет изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и химических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; представить в удобном для изучения масштабе различные физические и химические процессы, реально протекающих с очень большой или малой скоростью; проводить лабораторные работы в условиях имитации реального опыта или эксперимента. Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только преподаватель может проверить знания студента, используя систему тестирования, но и сам обучающийся может контролировать степень усвоения материала. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор студентов и облегчает понимание сути химических производств и процессов, происходящих в живых организмах.

Одно из главных достоинств компьютерного проектирования на лабораторных занятиях по химии - его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов; всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья студентов; и также возможность повтора эксперимента, фрагментарно или полностью. [4].

Формы использования ИКТ в высшей школе могут быть разнообразными:

-        Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность преподавателя и студента, повысить качество обучения дисциплине; отразить существенные стороны изучаемых явлений, реализовав принцип наглядности;

-    Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память студентов;

-       Использование ресурсов сети интернет. Сеть интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, студенты приобретают навыки целенаправленного нахождения информации и систематизации ее по заданным признакам, видения информацию в целом, а не фрагментарно, выделении главного в информационном сообщении;

-       Использование интерактивной доски и программного обеспечения ACTIV board (программное обеспечение, предназначенное для интерактивной доски) [3].

Вместе с тем, рассматривая педагогические аспекты проблемы информатизации образования и результаты исследований в этой области психологов и методистов, следует выделить приоритетность дидактического принципа «не навреди». По этой причине необходимо особое внимание уделить возможным негативным последствиям использования информационных средств, и в частности, компьютера. В условиях глобальной компьютеризации и информатизации никто уже ни в силах ограничить применение компьютерной техники на производстве, в науке, образовании, быту. К предполагаемым негативным последствиям использования средств современных информационных технологий можно отнести, во-первых, возможный вред здоровью, так как работа за компьютером связана с высоким эмоциональным напряжением. Во-вторых, педагогически немотивированное их использование, например, использование средства только ради самого факта его применения, преобладание игровой компоненты над учебной. Так, применение программных средств в учебных целях, ориентированных на игровую деятельность, сводит работу к автоматическому нажатию клавиш и выполнению примитивного набора команд. Такая деятельность не только не способствует усвоению учебного материала, но развивает азарт и приводит к компьютеромании. Использование компьютерных программ, представляющих на экране текст книги для её прочтения, трудно считать педагогически оправданным, так как возможности средств современных информационных технологий позволяют обеспечить осуществление таких видов учебной деятельности, которые раньше известными педагогике средствами обеспечить было нельзя. Методисты и психологи констатируют, что при работе с компьютерной программой, а также в процессе так называемого «экранного творчества» пользователь подменяет объекты реального мира либо моделями, изображениями объектов, либо символами, обозначающими объекты или отношения между ними. При этом восприятие реального мира подменяется опосредованным восприятием последнего, что зачастую приводит к утрате предметной деятельности, к оторванности от действительности. Не менее важной является необходимость оградить личность от возможной персонификации, «одушевления» технического средства, в частности компьютера [2].

Учитывая важность вышесказанного, можно сделать вывод о том, что информационные технологии следует рассматривать как элемент системы средств обучения. Под последней понимается совокупность новых информационных технологий и традиционных средств обучения. Необходимость этого обусловлена специфическими функциями традиционных средств, которые передать с помощью компьютера либо невозможно, либо нецелесообразно с психолого-педагогической или гигиенической точки зрения. Так, демонстрацию статической информации, представляемой для запоминания теоретических положений, а также систематизированные сведения, справочные данные, которые нужно запомнить, следует предъявлять в виде учебных таблиц, схем. Систематически, ежедневно визуально воспринимая  демонстрируемую  таблицей информацию, студент невольно запоминает её. В том случае, когда справочный материал не подлежит запоминанию, а нужен лишь для кратковременного использования, его целесообразно выводить на экран с помощью специализированной программы или пользоваться информационно-поисковой системой.

Таким образом, целесообразность применения информационных технологий определяется их использованием в качестве средства визуализации учебной информации, формализации знаний о предметном мире, инструмента измерения, отображения и воздействия на предметный мир. Вместе с тем компьютерная поддержка позволяет вывести преподавание  учебной дисциплины  на качественно новый уровень, повысить статус преподавателя, подготовить квалифицированного специалиста, обладающего необходимыми для современного рынка труда компетенциями.

 

Список литературы

1.      Государственная    программа    Российской     Федерации     «Развитие     образования»    на    2013-2020    г. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295.

2.      Зинченко В.П. Эргономика и информатика // Вопросы философии. 1986.№ 7. С. 53-64.

3.      Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие под ред. И.В. Роберт. — Москва, Дрофа, 2008. С. 10-25.

4.      Основы химии: образовательный сайт: (URL: http://www.hemi.nsu.ru)