Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Авторы:
Город:
п.г.т. Белый Яр
ВУЗ:
Дата:
20 февраля 2016г.

В настоящее время дистанционное обучение стало неотъемлемой частью системы образования. Российский опыт развития дистанционного  обучения детей и подростков с  ограниченными возможностями здоровья, которые в силу своих особенностей не посещают образовательные учреждения, свидетельствует о том, что данная форма обучения с использованием информационных и телекоммуникационных технологий является наиболее эффективным средством организации их образования.

Обучение с помощью компьютера, самого совершенного информационного средства, дает возможность получать образование как основное, так и дополнительное, непосредственно по месту жительства, не выходя из дома; позволяет максимально индивидуализировать обучение: это и удобное для ребенка расписание, и необходимый темп работы, и создание «оптимального образовательного маршрута», который не только учитывает особые потребности каждого конкретного ребенка, но и развивает познавательный потенциал личности [4].

Более того, дистанционная форма обучения способствует созданию безбарьерной среды для детей с нарушениями развития и возможности найти новых друзей, общаться в форумах, видео и аудио чатах, а значит, формирует необходимые знания, умения, качества  личности, позволяющие адаптироваться  в жизни и быть успешным в социуме здоровых людей.

В условиях модернизации Российского образования развитие направления по дистанционному обучению детей-инвалидов в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Белоярская средняя общеобразовательная школа №3» представлено в рамках реализации инновационного проекта «Системно- синергетический подход к образованию обучающихся с особыми образовательными потребностями», целевой программы «Развитие академической одаренности на основе системно-синергетического подхода», целевой программы «Системно-синергетический подход в работе с детьми-инвалидами» [10].

Новизна методической разработки учебного курса состоит в том, что впервые в нашем образовательном учреждении в разработку учебного курса по биологии введена модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда Moodle, это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, которая подходит для организации традиционных дистанционных курсов с целью удовлетворения образовательных потребностей обучающихся с использованием программного обеспечения кабинета дистанционного обучения [5].

Разработка учебного курса актуальна как для нашего образовательного учреждения так и для образовательных учреждений Сургутского района, где осуществляется дистанционное обучение детей с использованием информационно-коммуникативных технологий. Наше образовательное учреждение является базовым для осуществления дистанционного обучения детей-инвалидов. В данной методической разработке конкретизируется содержание предметных тем образовательного стандарта, дается примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуется последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, ориентации на выбор профиля и профессии, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В основу программы заложен модульный принцип представления учебного материала.

Данная методическая разработка учебного курса по биологии предполагает обучение ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата. Рабочее место обучающегося оснащено необходимым оборудованием. В перечень оборудования входит: стационарный мультимедийный компьютер, с клавиатурой, мышью, системным и прикладным ПО, наушники закрытого типа с микрофоном, web-камера, принтер лазерный, сканер А4, колонки, сетевой фильтр-удлинитель, специализированное оборудование, адаптированное под индивидуальные физические особенности ребенка. Рабочее место имеет подключение высокоскоростного интернета (2 Мб/с, открытый «видео» - порт).

Такая организация дистанционного обучения определяет значительные положительные результаты ребенка, находящегося на домашнем обучении:

− дистанционное обучение оказывает позитивное влияние на школьников, т.к. повышает творческий и интеллектуальный потенциал обучаемого за счёт самоорганизации, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно выполнять задания;

− полученные навыки работы с компьютером и умение обучаться дистанционно помогут обучающимся в дальнейшей социализации.

Данная методическая разработка учебного курса по биологии составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень), утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089; в соответствии с федеральным Базисным учебным планом и примерным учебным планом для образовательных учреждений, утвержденными приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312; в соответствии с примерной программой основного общего образованиях [11].

Методическая разработка учебного курса по биологии предусмотрена и для реализации Федерального государственного образовательного стандарта 2010 года. Структура целей изучения курса биологии построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, воспитание и использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни (ключевые компетенции).

Основной частью методической разработки является рабочая программа учебного курса биологии для обучающихся 8 класса.

Рабочая программа по биологии для индивидуального дистанционного обучения на дому обучающегося 8 класса составлена на основании:

− Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень), утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089;

−  Федерального  Базисного  учебного  плана  и  примерного  учебного  плана  для  образовательных

учреждений, утвержденными приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 [9];

− примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. – М.: Дрофа, 2008 г.) [1];

− приказа № 975 от 29.08.2014 года «Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов в 2014- 2015 учебном году»;

− учебного плана МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа №3», утвержденного приказом по образовательному учреждению от 30.08.2014г. № 986;

− положения об организации и предоставлении образовательной услуги по обучению детей-инвалидов по общеобразовательным программам (основным и дополнительным) с применением дистанционных технологий в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Белоярская средняя общеобразовательная школа №3»;

− положения об организации индивидуального обучения детей на дому по медицинским показаниям (в том числе с применением дистанционных технологий) в МБОУ «Белоярская СОШ №3» [10];

− порядка обучения по индивидуальному учебному плану детей МБОУ «Белоярская СОШ №3» обучающихся на дому или в медицинской организации;

− индивидуального учебного плана обучающегося 8 класса МБОУ «Белоярская СОШ №3», получающей образование на дому с использованием дистанционных образовательных технологий в 2014-2015 учебном году.

Сроки реализации программы определены в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования (базовый уровень) и в соответствии с учебным планом школы данная программа рассчитана для индивидуального дистанционного преподавания курса биологии в 8 классе в объеме 1 часа в неделю.

Цели и задачи программы. Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

-   освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы

-   овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами

-   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

-   воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе

-   использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний вызываемых бактериями и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний. Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, спасании утопающего, травмах.

Задачи раздела «Человек и его здоровье» Задачи обучения:

1.      создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей

2.      обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования

3.      продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить  биологические

эксперименты и вести наблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий

4.      продолжить развивать у учащихся умения: конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу

Задачи развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно- следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков

Задачи воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников коммуникативной компетентности, особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать независимость через учебный материал.

Требования к результатам обучения обучающихся. В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать

-   признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

-   сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

-   особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

-   объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

-   изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

-   распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

-   сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

-   определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

-   анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

-   проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-   соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

-   оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

-   рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

-   проведения наблюдений за состоянием собственного организма. [2]

Рабочая программа рассчитана на реализацию в 8 классе для обучающегося с ОВЗ. В связи с двигательными нарушениями обучающегося на индивидуальном обучении требования к уровню подготовки изменились. Все требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий. [11]

Для реализации программы возможно использование следующего учебно-методического комплекта:

1.      Природоведение. Биология. Экология.: 5-11 классы: программы. Под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176 с.

2.      Маш Р.Д. Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие / Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 288с.

3.      Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс / Сост. Е.В. Мулловская. – М.: ВАКО, 2013. –112 с.

4.      Биология. Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации. 5-10 классы / В.П. Александрова, М.А. Попов, И.С. Малютина, Н.Г. Ракитина. – М.: ВАКО, 2013. – 112 с.

5.      Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014 – 288 с.: ил.



   Таблица 1

Учебно-тематический план представлен в модульном варианте



 

Содержание учебного материала

Количество часов по

программе

Модуль 1. Введение

1

Модуль 2. Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья

3

Модуль 3. Целостность организма — основа его жизнедеятельности

2

Модуль 4. Внутренняя среда организма

2

Модуль 5. Скелет

2

Модуль 6. Мускулатура

1

Модуль 7. Строение сердечно-сосудистой системы

1

Модуль 8. Регуляция кровообращения

1

Модуль 9. Строение и функции органов дыхания

2

Модуль 10. Питание как этап обмена веществ

1

Модуль 11. Пищеварение

4

Модуль 12. Питание и здоровье

1

Модуль 13. Выделение

1

Модуль 14. Кожа

1

Модуль 15. Половая система и здоровье

3

Модуль 16. Нервная регуляция жизнедеятельности

5

Модуль 17. Гуморальная регуляция

2

Модуль 18. Сенсорные системы

2

Итого

35



С целью контроля и коррекции знаний обучающегося рекомендуем использование контрольно- измерительных  материалов,  являющихся  содержанием  дистанционного  образовательного  ресурса  НП «Телешкола» и учебного пособия Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс / Сост. Е.В. Мулловская. – М.: ВАКО, 2013. – 112 с. [3]

Информационно-образовательные ресурсы сети интернет используемые для реализации рабочей программы при проведении дистанционных занятий: http://interneturok.ru http://school-collection.edu.ru

 

Список литературы

1.      Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта.Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. – М.: Дрофа, 2008 г.

2.      Природоведение. Биология. Экология.: 5-11 классы: программы. Под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2010 г.

3.      Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс / Сост. Е.В. Мулловская. – М.: ВАКО, 2013 г.

4.      Никитин А.Б., Синегал В.С., Сороцкий В.А., Цикин И.А. Интерактивные информационные технологии на основе Web-серверов и систем компьютерной видеоконференцсвязи. \\ ДО. -№1,-1998 г.

5.      Полат Е.С.: Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2008 г.

6.      Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.

7.      Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004 г.

8.      Хуторской А.В.: Педагогическая инноватика. - М.: Академия, 2008 г.

9.      http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=125935;fld=134;dst=1000000001,0;rnd=0.966 2782009691

10.   http://belschool.ru/files/2015/25-03/Innovazionniy-proekt.pdf

11.   http://tmr-mo-biologiy.narod.ru/DswMedia/prosnov.pdf