Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЛОБАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
16 мая 2016г.

Все больше исследователей (И.Ю. Алексашина, Я.М. Колкер, Ю.Н. Кулюткин, А.П. Лиферов, Е.Б. Спасская, С.В. Тарасов, Е.С. Устинова и др.) признают глобально-ориентированное образование важнейшим средством гуманизации и гуманитаризации педагогических технологий, углубления междисциплинарных связей.

Определены ориентиры глобального образования. Действительность представляет собой многообразную в проявлениях целостную интегрированную систему. Человек является составной частью картины мира. Знания необходимы для создания целостной картины мира в сознании человека. Это создает условия для самореализации и самоактуализации.

Сегодня необходима активная личность, способная к переустройству общественной жизни, а это зависит от умения преподавателей проектировать социально-педагогические технологии управления обучением.

Научной основой разработки педагогических технологий являются сложившиеся в науке подходы к

проектированию, рассмотренные в трудах А.А. Вербицкого, А.П. Тряпицыной и других. Необходимость проектирования в образовании обусловлена недостаточностью применения существующих в педагогике методов решения новых проблем.

Идея проектирования в образовании является альтернативой имеющимся механизмам интуитивной проектности, присущей человеческой деятельности.

Проектирование может иметь разные ракурсы рассмотрения. Социально-педагогическое проектирование – упорядочение социокультурной среды является базой функционирования образовательной системы и рассматривает потенциалы для развертывания собственно педагогического процесса. Такой подход заложен в труде В.Я. Нечаева, рассматривающего образовательную систему в качестве предназначенной выработать, сформировать готовность к действию, развернуть, наладить механизмы ориентации, коммуникации.

К работам по психолого-педагогическому проектированию относятся труды А.А. Вербицкого. Изучение педагогического проектирования требует системного анализа возможностей проектирования в образовании на фоне возможных противоречий.

Рассмотренные подходы к проектированию определяют три уровня анализа  образовательных систем: социокультурный, индивидуально-личностный, педагогический.

Что касается противоречий внутри самого педагогического процесса, то они могут определяться потребностью изменения условий его протекания, с выбором форм взаимодействия, методов достижения целей.

На педагогическом уровне рассмотрения образовательных систем возникают также проблемы увязывания противоречий, идущих от социокультурного и индивидуально-личностного полюсов, в едином педагогическом процессе. В связи с этим неминуемо возникают проблемы изменения возможностей самого педагогического процесса.

Такой подход определяет поиск педагогических условий и закономерностей, которые соответствуют максимальной реализации личностного потенциала педагога и студента в обучении [1, с. 32-35]. Поэтому, логика педагогического проектирования должна быть сведена к анализу модели педагогического процесса и выявлению факторов для самореализации личности, к анализу продуктивности выделенных условий.

В контексте специфики прикладных и научных исследований Е.С. Заир-Бек исследует педагогическое проектирование как деятельность в образовании, обеспечивающую решение педагогических задач на базе данных фундаментальных теорий, как прикладное направление педагогики. Целью такой деятельности является решение задач развития.

В период качественных изменений социальных требований к образовательному учреждению в системе управления необходимо отойти от сложившихся стереотипов, изменить технологию управленческого труда. Рассмотрим основные направления проектирования педагогических условий управления педагогической деятельностью.

В общем виде задачи педагогического проектирования связываются с тремя основными объектами, отвечающими трем уровням рассмотрения образовательных систем. Эти обобщенные объекты  таковы: образовательные программы, педагогические технологии, педагогические ситуации.

Проектирование педагогических технологий – индивидуальный творческий процесс педагога и поэтому требует особого подхода при организации обучения его основам управленческой деятельности. Исходя из инновационных подходов, отбор содержания, направленного на проектирование педагогических технологий, происходит с учетом индивидуального опыта деятельности, исходного уровня профессионально-педагогической подготовки, отношения к процессу управления [2, с. 13-19].

Теоретическая модель сущности процесса подготовки к управленческой деятельности, разработанная администратором, позволяет определить основные направления проектирования педагогических условий эффективности педагогического воздействия.

1.     Условия, обеспечивающие единство достижения личностных и предметных целей или главного и подчиненного результатов. Если на первый план выходит личностный компонент, цели развития личности остаются неподкрепленными соответствующей организацией предметной деятельности. Если же на первый план выходит компонент цели, то усвоение содержания становится самоцелью безотносительно к тем изменениям в личности, которые, должны произойти в результате усвоения содержания.

2.   Условия конкретизации принципа учета возрастных особенностей как принципа этапности становления человека в педагогическом процессе.

3.     Условия взаимодействия, организации деятельности, то есть та образовательная среда, в которой осуществляется обучение.

Одним из сложных моментов в проектировании является реализация личностной парадигмы, учет личностного фактора как обучающихся, так и преподавателя.

Основной чертой педагогических технологий является ориентированность на обучающихся, которые реализуют творческий потенциал в учебной деятельности; обучение осуществляется о учетом индивидуальных особенностей личностей. Выбор технологий управления педагогической деятельностью, связан с решением задач по созданию условий комфортного овладения содержанием учебного материала каждым обучающимся.

Преодоление традиционного педагогического мышления связано тем, что обучающиеся выступают в нем равноправными субъектами образовательного процесса, а не как объекты, усваиваивающие содержание образования, изложенное в стандартах. Преподаватель ориентируется на общение с аудиторией, на сотрудничество с обучающимися.

По-новому раскрывается сущность проектирования педагогической технологии. Оно сводится к исследованию интеллектуальных возможностей и способностей, методов мотивации и связано для педагога с поиском своего индивидуального стиля в ведении педагогического процесса.

Педагогическая технология становится основой самореализация личности студента в деятельности, общении. Принцип глобального мышления сегодня становится новой идеологической базой для решения многих проблем обучения и воспитания в связи с изменившимися условиями современной жизни.

Гуманизация образования выступает в качестве общепризнанной идеи, стимулирующей успешное решение кардинальных проблем содержания, организации и технологии глобально-ориентированного обучения.

 

Список литературы

1.     Иванова З.И Личностный компонент системы обеспечения качества подготовки специалистов / З.И. Иванова // The Unity of Science: International Scientific Periodical Journal. 2014. № 9. С. 32-35.

2.     Кузнецов В.А. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2010620377 Зарегистрировано в реестре Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам 09. 07.2010.