Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 13-16 ЛЕТ, РЕГУЛЯРНО ПОСЕЩАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
17 мая 2016г.

Интернет сегодня присутствует почти в каждом доме, что значительно расширяет возможности человека, особенно это касается социальных сетей, которые в последнее время приобрели колоссальную популярность. Ежедневно миллионы людей пользуются их услугами: одни общаются и ищут друзей, клиентов, работодателей или работников, другие просто проводят в них время.

Представить современных подростков без социальных сетей сегодня просто невозможно. По данным литературы в последние годы в России и других развитых странах отмечается резкое увеличение числа лиц с аддиктивным поведением среди подростков, что представляет серьезную угрозу национальной безопасности и психическому здоровью нации (Асмолов А.Г., Цветкова Н.А., Цветков А.В., 2004; Егоров А.Ю., 2007). Одной из социально опасных аддиктивных форм поведения признается компьютерная зависимость, которая обусловливает развитие психопатологических изменений личности и ведет к нарушениям социальных норм поведения, правонарушениям и даже самоубийствам (Гилинский Я.И., 2007).

Психофизиологические исследования влияния Интернет-среды на здоровье подростков, зависимости от социальных сетей, немногочисленны, актуальны и перспективны. Подростковый период является одним из важных и высокосенситивных периодов онтогенеза не только для развития систем жизнедеятельности организма, но и для развития психики, социализации человека.

Для нормального психосоматического развития особо важно своевременно выявить и предотвратить формирующуюся зависимость от Интернет-пространства.

В связи с вышеизложенным, целью настоящего исследования явилось изучение функционального состояния центральной нервной системы и типологических свойств личности у подростков 13-16 лет, регулярно посещающих социальные сети.

В условиях естественного эксперимента были обследованы 177 подростков 13-16 лет, обучающихся в общеобразовательной школе г.Ставрополя.

Формирование групп исследуемых осуществлялось по результатам диагностики Интернет-зависимости с использованием опросника К. Янг (Young K., 1996) и теста на интернет-зависимость С.А. Кулакова (2004).

Согласно критериям оценки по тесту К.Янг школьники были разделены на 2 группы: контрольная (104 человека: 62 мальчика, 62 девочки) – в нее вошли подростки, являющиеся учебными пользователями Интернета, и опытная (73 человек: 35 мальчиков и 38 девочек) – школьники, имеющие некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. Подростки с выраженной Интернет-аддикцией в нашей выборке не выявлены. Тест на интернет-зависимость С.А. Кулакова подтвердил отсутствие у испытуемых данной аддикции, однако мальчикам в 15-16 лет и девочкам в 15 лет опытной группы, согласно критериям теста, стоит учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь. Данный факт подтверждается и тестом К. Янг: самый высокий процент школьников к общему числу испытуемых, чрезмерно увлеченных Интернетом, выявлен также в 15-16 лет (9,7%).

Функциональное состояние нервной  системы оценивали по показателям простой  зрительно-моторной реакции на приборе «Психофизиолог». Топологические свойства личности изучали с помощью теста Г. Айзенка.

Исследование проводили с учетом циркасептального биоритма. Полученные данные подвергались статистической обработке.

В результате исследования были получены следующие результаты.

Простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР) является объективным критерием оценки функционального состояния ЦНС, характеризует скорость протекания процессов возбуждения и торможения в ЦНС, точность выполняемой работы (Губарева Л.И., 2001).

Согласно полученным данным интегральный показатель надежности у подростков 13 лет, чрезмерно увлеченных Интернетом, был ниже,  по сравнению с контрольной группой, причем  у девочек эти различия достоверны (р<0,05). В 14 и в 15-16 лет, напротив, для школьников опытной группы характерен более высокий интегральный показатель надежности, по сравнению с контрольной группой (66,5±1,4 и 65,0±3,9; 70,0±8,1 и 68,5±3,1 соответственно). При более низком показателе надежности, по сравнению с контрольной группой, школьники опытной группы 13 лет отличаются более высокой точностью моторной реакции на простой зрительный стимул, судя по числу упреждающих реакций и суммарному числу ошибок. Однако, следует отметить, что наряду с этим время П ЗМР в опытной группе выше, чем в контрольной, причем у девочек эти различия достоверны (р<0,05). Таким образом в 13 лет у подростков, увлеченных Интернетом, характерно преобладание процессов возбуждения над торможением при высоком качестве работы.

В 14 лет школьники опытной группы совершают наибольшее количество ошибок на простой зрительно- моторный стимул по сравнению с контролем, при этом время реакции у таких подростков меньше, что свидетельствует о наличии импульсивных реакций без ущерба качеству. Причем у мальчиков эти различия достоверны (р<0,001).

В 15-16 лет наблюдается некоторое уменьшение времени ПЗМР и количества ошибок на простые зрительные стимулы.

Самые низкие достоверные (р<0,001) показатели среднеквадратичного отклонения выявлены у мальчиков и девочек 14 лет опытной группы по сравнению с контролем, причем у девочек различия достоверны (р<0,002) при самых высоких у них показателях амплитуды моды, что в совокупности свидетельствует о повышении функциональной активности ЦНС. Таким образом, нервная система девочек в 14 лет наиболее уязвима.

Согласно опроснику Айзенка, среди подростков обеих групп преобладают представители холерического типа темперамента, однако в опытной группе таковых в 1,5 раза больше, по сравнению с контролем. 23% школьников-учебных пользователей Интернета являются флегматиками, тогда как в опытной группе таковые отсутствовали. На втором месте по численности в опытной группе находятся сангвиники – 28% - самый легко адаптивный тип темперамента, сочетание высоких показателей по шкале экстраверсии и низких по шкале нейротизма, в контрольной группе этот показатель составил всего 17%. Меланхолики преобладают в контрольной группе по сравнению с опытной – 21% и 8% соответственно.

Обращает на себя внимание тот факт, что  в процентном отношении микстовых нестабильных типов (холерики-сангвиники, меланхолики-флегматики, меланхолики-холерики и флегматики-холерики) больше среди подростков, чрезмерно увлеченных Интернетом.

Что касается различий в типологических свойствах  личности в разных возрастных группах, то было получено следующее. В 13 лет среди мальчиков опытной группы преобладают сангвиники – 66,7% и холерики – 33,3 %; среди девочек - в равном соотношении – по 40%- меланхолики и холерики. Обращает на себя внимание тот факт, что среди школьников 14 лет, чрезмерно увлеченных Интернетом, преобладающее большинство относятся к интровертированным типам темперамента – меланхолики-флегматики (мальчики) и меланхолики- холерики (девочки). Среди простых пользователей больше всего встречается меланхоликов и холериков (девочки), флегматиков (мальчики). В 15-16 лет среди подростков, не зависящих от Интернета, наблюдается большой разброс по типам темперамента без четкого преобладания: встречаются как «чистые», так и смешанные типы – флегматик-сангвиник, меланхолик-холерик, холерик-сангвиник. В опытной группе мальчики 15-16 лет в равных отношениях принадлежат к двум смешанным типам – флегматик-холерик, холерик-сангвиник, среди девочек же преобладают холерики. Итак, по нашим данным, к концу пубертатного периода Интернетом чрезмерно увлекаются экстравертированные типы с различным уровнем нейротизма.

Таким образом, формирование и развитие Интернет-аддикции зависит от типа темперамента, а регулярное посещение подростками социальных сетей приводит к нарушению соотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС, что может привести к психическим расстройствам.

 

Список литературы

1.     Асмолов, А.Г. Психологическая модель Интернет-зависимости личности / А. Г. Асмолов, Н. А. Цветкова, А.В. Цветков // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2004. - N 7. - С. 5-7.

2.     Гилинский, Я.И. Девиантология / Я.И. Гилинский. – 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Изд-во: Юридический центр Пресс, 2007. - 525 с.

3.     Губарева, Л.И. Экологический стресс. Монография / Л.И. Губарева.  – СПб.: Лань, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. – 448 с.

4.     Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости / А. Ю. Егоров. - СПб.: Речь, 2007. - 190 с.

5.     Young, K.S. Psychology of computer use: addictive use of the internet: a case that breaks the  stereotype // Psychological reports, 1996. - Vol. 79. - pp. 899-902.