Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЁНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА С МАТЕРЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ РЕБЁНКА С ДЦП)

Авторы:
Город:
Абакан
ВУЗ:
Дата:
21 апреля 2018г.

В статье рассматриваются особенности социально-психологических характеристик женщин, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра в сравнении с матерями, воспитывающими ребенка с детским церебральным параличом.

Ключевые слова: аутизм, расстройство аутистического спектра, детский церебральный паралич, социально-психологические характеристики личности.

Под расстройствами аутистического спектра (РАС) или аутизмом подразумеваются расстройства в развитии центральной нервной системы. РАС можно заметить ещё в раннем возрасте, потому что его симптоматика довольно специфична. Проблемы аутизма рассматривались такими учеными и практиками как Е. Блойлер, Л. Каннер, Х. Аспергер, Т. Питерс, Р. Шнейдер, Т. Вейс, Ф. Аппе, П. Сатмари, Н.В. Симашкова, Е.Р. Баенская, В.В. Лебединский, С.С. Морозова, Л.Фогасси, И.И. Мамайчук, С.А. Морозов, Т.И. Морозова и другими [2].

До сегодняшнего дня не существует одной конкретной точки зрения на то, какова этиология РАС. Ежегодно проводятся многочисленные исследования по этой проблеме, в сфере медицины, психологии, педагогики и т.д.

Многочисленные результаты исследований проблемы аутизма довольно разнородны и зависят от таких критериев как характеристики выборки, выбор методов и приемов, целей и задач эмпирического исследования.

Проявления РАС наблюдаются в течение первых двух лет жизни ребенка. С точки зрения Howlin P., немногим детям удаётся перейти к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия, однако некоторые добиваются успеха [4]. При своевременном и раннем вмешательстве в коррекцию поведения и когнитивную сферу развития, ребенку можно помочь в приобретении навыков самопомощи, социальных взаимодействий и общения. Но на настоящий момент времени неизвестны методы, которые могут излечить от аутизма [5].

Поскольку на сегодняшний день в отечественной медицинской практике не существует эффективного лечения, современная российская образовательная система также делает только первые шаги для решения данного вопроса [5]. Это порождает проблему отсутствия данных о социально- психологических характеристиках такой семьи, что затем затрудняет разработку эффективной комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с таким расстройством. В связи с этим семья, в которой родился ребенок с РАС, зачастую, оказывается в информационном вакууме, что неизбежно накладывает отпечаток на социально-психологические характеристики здоровых членов семьи.

Как отмечает Омарова Г.В. «…Насколько разнообразны клинические проявления у детей, которым выставляются диагнозы в группе расстройств аутистического спектра, настолько разнообразны и характеристики семей, воспитывающих детей с РАС. В настоящее время, единственное, в чем сходятся многие авторы, это влияние ребенка с РАС на снижение компенсаторных возможностей как минимум одного из родителей и как максимум всей семьи в целом» [3].

Основным ресурсом для детей с аутизмом являются их родители, психологические характеристики которых становятся важным фактором процесса реабилитации. Особенно это касается матери, которая, как правило, уделяет большую часть времени на воспитание ребенка.

Именно поэтому объектом нашего исследования стали социально-психологические характеристики матерей, воспитывающих ребенка с РАС.

Проведенное нами эмпирическое исследование включало выявление социально-психологических характеристик матерей двух групп. В экспериментальную группу вошли матери, воспитывающие ребенка с расстройством аутистического спектра. Контрольная группа - матери, воспитывающие ребенка с детским церебральным параличом.

Как показали результаты проведенного исследования, различия между группами выявлены по показателю «Межличностная потребность к аффекту, р≤0,05. Так, для группы матерей, воспитывающих ребенка с РАС, характерны осторожность при выборе лиц, с которыми они создают более глубокие эмоциональные отношения. Казалось бы, друзья и родственники должны помочь родителям, однако, узнав о болезни ребенка, они тоже испытывают кризис. Если для медиков и педагогов РАС является непознанной загадкой, то и для обывателей эта проблема вызывает непонимание. Непонимание вызывает страх и отчуждение. Не зная как помочь, и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать проблемы, что еще больше затрудняет положение семьи аномального ребенка. Страх за будущее ребенка, растерянность, незнание особенностей воспитания приводят к тому, что родители отгораживаются от близких, друзей, знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку.

Группа матерей, воспитывающих ребенка с ДЦП, в большей степени нуждаются в установлении близких эмоциональных отношений. Не смотря на то, что детский церебральный паралич имеет более яркие симптомы – нарушения двигательной активности, параличи и парезы, но и причины этого состояния у детей более понятны, и чаще всего связываются с недоношенностью детей, родовыми травмами, врачебными ошибками. Это как бы снимает груз вины с матерей и является снованием для поиска поддержки у друзей и близких.

Исследование показало, что обе исследуемые группы матерей осторожны при установлении близких интимных отношений. Возможно, это связано с тем, что фокус внимания матерей всецело сконцентрирован на ребенке, и папы остаются на втором плане, что накладывает отпечаток на взаимоотношения с мужьями, что, в свою очередь, создает дополнительные трудности в коммуникации матерей.

Обе группы исследуемых избегают принятия решений и взятие на себя ответственности за ситуацию с ребенком. Это говорит о чувстве беспомощности матерей обеих групп перед заболеванием, невозможностью преодолеть его, неотвратимостью последствий.

Все изученные нами мамы вне зависимости от диагноза ребенка не чувствуют себя достаточно хорошо среди людей и имеют тенденцию общаться с малым количеством людей. Как следствие, имеют склонность к избеганию контактов, находятся в состоянии отрешенности, ощущения безысходности, желания спрятаться и ни с кем не общаться.

Изучение копинг-стратегий в исследуемых группах показало, что матери детей с РАС менее успешно используют такие стратегии как сотрудничество, обращение, альтруизм. Так, матери детей с РАС по сравнению с матерями детей с ДЦП реже вступают в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищут поддержки в ближайшем социальном окружении или сами предлагает ее близким в преодолении трудностей.

Итак, в результате   нашего исследования выявлены различия в социально-психологических характеристиках матерей, воспитывающих детей с РАС и матерей, воспитывающих детей с ДЦП.

1.   Для группы матерей, воспитывающих ребенка с РАС, характерны осторожность при выборе лиц, с которыми они создают более глубокие эмоциональные отношения.

2. Исследуемые группы матерей осторожны при установлении близких интимных отношений

3.    Обе группы исследуемых избегают принятия решений и взятие на себя ответственности за ситуацию с ребенком.

4.   Все изученные нами мамы вне зависимости от диагноза ребенка не чувствуют себя достаточно хорошо среди людей и имеют тенденцию общаться с малым количеством людей.

5.   Матери детей с РАС по сравнению с матерями детей с ДЦП реже вступают в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищут поддержки в ближайшем социальном окружении или сами предлагает ее близким, в преодолении трудностей.

 

Список литературы

 

1.                   Баенская Е.Р., Никольская О.С., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение.

2.                   Метлякова Л.А. О сущности социально-педагогической поддержки детей с расстройством аутистического спектра как фактора успешной социальной адаптации // ХХI век – время молодых: материалы восьмой открытой научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (29 мая 2015 г., г. Пермь).

3.                   Омарова Г.В. Проблемы функционирования семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (http://www.b17.ru)

4.                   Howlin P, Goode S, Hutton J, Rutter M. «Adult outcome for children with autism». J Child Psychol Psychiatry 45 (2): 29, 2004.

5.                   Myers SM, Johnson CP, Council on Children with Disabilities, «Management of children with autism spectrum disorders». Pediatrics 120 (5): 82, 2007