Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
21 апреля 2018г.

Практически каждый человек стремится найти свое место в обществе, в том числе путем реализации себя в профессии. На приобретение высокого профессионального уровня уходят годы и даже десятилетия, формируется особый взгляд на вещи, уникальные профессиональные перцепции, мировоззрение и самосознание. Е. А. Климов справедливо отмечает, «профессия — это судьба, жизненный путь человека, это и образ жизни, и образ мыслей, и стереотипы восприятия мира, и социальный тип человека» [3, c. 372].

Проблема профессиональной деформации находится в поле зрения как отечественных: С.П. Безносов [1], Э.Ф. Зеер [2], Е.А. Климов [3], А. К. Маркова [7] и др., так и зарубежных исследователей: А. Адлер, К. Маслач, Э. Фромм, К. Чернисс, Дж. Холланд [по 5], и др.. Наиболее ярко профессиональная деформация проявляется в профессиональной сфере «человек-человек», к которой относится и педагогическая деятельность. По признанию многих ученых, профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность профессией. Н. Б. Москвина отмечает: «…педагогу необходимо обладать способностями активного профессионального саморазвития, что предполагает умение самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем в условиях высокой динамичности и социальной неопределенности» [8, с. 14]. Научный интерес к проблеме профессиональных деформаций личности появился в 20-е гг. XX столетия. Первое определение было предложено П. А. Сорокиным: «всякий неизбежный отпечаток на личность человека, долгое время занимающегося профессиональным видом труда». С. П. Безносов профессиональные деформации определяет как «процесс и результат влияния субъектных качеств человека, сформированных в соответствии со спецификой определенного профессионального труда, на личностные свойства целостной индивидуальности работника- профессионала» [1, с. 8].

По мнению Н. В. Прокопцевой, «профессиональная деформация личности - это изменения, нарушающиее целостность, снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования. Освоение профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой - изменение, подавление или даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе» [9]. А. В. Козлова считает, что «профессиональные деформации личности отражают искажение, преобразование сущностных сил человека, ведущее к неспособности личности воспроизводить себя на более высоком уровне сложности, к отсутствию внутренней работы по обобщению собственного опыта, к снижению потребности в творчестве, смыслообразовании, целеполагании» [4].

Профессия педагога относится к числу «помогающих профессий», в которых деятельность специалиста реализуется через построение особых отношений с другими людьми. Особенность педагогической деятельности, по утверждению Н. Ладзиной, состоит, в том, что «объектом и результатом труда педагога является человеческая сущность воспитанника во всей целостности - включая его физические, интеллектуальные, личностные и духовные качества» [по 5]. «Личность учителя рассматривается как один из факторов эффективности педагогического труда, где раскрывается то, как учитель осуществляет педагогическую деятельность и общение, как реализует в процессе труда свои способности, Я-концепцию, креативность», - пишет А. К. Маркова [7].

К специфическим особенностям педагогической деятельности можно отнести: многообразие коммуникативных связей, разнообразие контактов в общении и взаимодействии, необходимость принимать решения, находить конструктивные пути выхода из конфликта, необходимость учета многомерности профессиональной деятельности, выражающейся в сочетании задач обучения, воспитания, развития и т.д. . По мнению европейских исследователей, «работа педагога признается также одной из наиболее стрессогенных профессий. В Европе около 60–70% учителей имеют хронические симптомы стресса и около 30% демонстрируют явные признаки деформаций и выгорания. Зачастую симптоматика носит накопительный характер и проявляется лишь через 15–20 лет практики. В то же время установлено, что в среднем 40–50 % начинающих учителей уходят из школы в первые 3–5 лет работы».

Проявление профессиональных деформаций обуславливается индивидуально-психологическими, возрастными особенностями личности педагога, стажем работы, содержанием и особенностями педагогической деятельности. Н. В. Прокопцева полагает, что профессиональную деформацию педагога можно определить, как «измененный, отклоняющийся от нравственных и профессиональныхнорм личностный путь развития, разрушающий целостность, устойчивость личности, сформированность профессиональных качеств, снижающий уровень ее адаптации и эффективность профессионального функционирования под влиянием содержания педагогической деятельности ииндивидуально- психологических особенностей личности педагога» [9].

Основными показателями деформаций можно считать: безапелляционность взглядов, консервативность, назидательность, излишнюю самоуверенность, закрытость в общении, оценочность суждений, отсутствие гибкости, которые, как правило, становятся чертами характера и проявляется в сфере личных отношений. В. А. Лабунская отмечает: «…многих педагогов отличает поучающая манера речи, появляется излишние авторитарность и категоричность, наблюдается упрощенный подход к проблемам. В личной жизни это приводит к ригидности и прямолинейности мышления» [6]

Результаты исследования, проведенного А. В. Козловой показывают, что «профессиональные деформации педагогов высших школ реализуются в адаптивной модели профессионального поведения. Этот выбор не всегда осознается преподавателем, но он практически всегда активен в его осуществлении. В ходе исследования получена психологическая структура профессиональных деформаций, описываемая 5-ю факторами: первый фактор характеризуется, главным образом, низкой направленностью и личностной некомпетентностью; во втором факторе преобладают показатели деятельностной некомпетентности; третий фактор содержит, главным образом, коммуникативную некомпетентность; четвертый фактор отражает неструктурированность самосознания личности; пятый - объединяет разные виды ригидности, дополнен признаками личностной некомпетентности в саморазвитии» [4].

Таким образом, по мнению А. В. Козловой «профессиональные деформации личности педагогов высшей школы представляют собой системные изменения сущностных (интегральных) характеристик личности профессионала, которые ведут к упрощению системы профессиональной деятельности, профессионального общения, образа профессии и себя в ней, упрощая как саму личность, так и ту среду, которую она организует вокруг себя. Деформируется сущностное начало личности - саморазвитие, смыслопостроение, творчество. Это является определенного рода новообразованием личности, определяя дальнейшие ее поступки, мысли, отношение» [4].

И. В. Холоднова отмечает, что «преподаватели колледжей, достигшие периода зрелости (40-60 лет), как правило, оказываются в состоянии переживания «тройного кризиса» «середины жизни» - социокультурного, профессионального и возрастного. Это приводит педагога к ощущению несоответствия своих действий требованиям общества, погружению в состояние дискомфорта, что может стать причиной тяжёлых переживаний личности, привести к трансформациям и деформациям в профессионально- педагогической деятельности» [10]. В результате наблюдения и диагностики, проведенных И. В. Холодновой, были выделены три типа доминирующих деформаций, характерных для преподавателей колледжей: 1 – авторитарность, 2 - индифферентность, 3 - агрессивность. Также автором была установлена связь развития профессиональных деформаций с наличием педагогических маний, фобий, и мифологенов, их способностью оказывать деформирующее воздействие на педагогическую деятельность. В связи со спецификой педагогического труда в учреждениях среднего профессионального образования И. В. Холодновой предложен термин «профессионально-педагогические деформации», под которым понимается «негативное изменение личностных смыслов педагога под влиянием его профессиональной деятельности, приводящее к искажению самого смысла педагогического труда» [10].

В заключение необходимо отметить, что, по мнению А. В. Козловой, «трудности преодоления профессиональных деформаций объясняются не тем, что специалист обладает большим стажем, зрелым возрастом, а тем, что требуют перестройки внутренней и внешней системы отношений, мировоззренчески и поведенчески достоверных преобразований, что затрагивает всех, с кем системно связан специалист и отвечает сопротивлением не менее сильным, чем внутреннее сопротивление самой личности» [4].

Таким образом, проведя анализ литературных источников мы приходим к выводу о том, что в настоящее время тема профессиональных деформаций работников образовательной сферы активно изучается. Большое количество работ посвящено проблеме профессиональных деформаций учителей средних школ. Однако, современных исследований, профессиональных деформаций педагогов ВУЗов крайне мало. Исследования, направленные на изучение профессиональных деформаций педагогов, работающих в сфере среднего профессионального образования - единичны. Вместе с тем, педагогическая работа с подростками и юношами, обучающимися в ПТУ, техникумах и колледжах имеет свою специфику и типологические особенности. При таких условиях проведение практического эмпирического исследования профессиональных деформаций педагогов среднего профессионального образования с целью разработки практических рекомендаций по психопрофилактике профессиональных деформаций представляется нам особенно актуальным.

 

 

 

 

Список литературы

 

1.   Безносов С. П., Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004. -272с.

2.   Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учеб. пос. для вузов / Э. Ф. Зеер. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. – 429 с.

3.      Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – М.: Академия,2004. – 528 с.

4.       Козлова А. В. Психологические особенности профессиональных деформаций личности преподавателя высшей школы: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.13 / А. В. Козлова. - Москва, 2006 – 19с.

5.        Курапова И. А. Нравственно-ценностная регуляция эмоционального выгорания в профессиональной деятельности: на примере педагогов средней и высшей школы: автореф. дис.… канд. псих. наук: 19.00.03 / И. А. Курапова.- Москва, 2009. – 25с.

6.   Лабунская В. А. Психология затрудненного общения / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджеринская, Е. Д. Бреус.- М.: 2001.- 250 с.

7. Маркова А. К. Психология труда учителя /А. К. Маркова.-М.: 1996.-245 с.

8.   Москвина, Н. Б. Педагогическое обеспечение трансформации риска личностно-профессиональных деформаций учителя в ресурс развития: монография / Г. Б. Москвина. Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 2005. - 346 с.

9.       Прокопцева Н. В. Психолого-педагогические условия профилактики профессиональной деформации педагога: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.08 / Н. В. Прокопцева. - Москва, 2010. – 18.

10.      Холоднова И. В. Организационно-педагогические условия преодоления профессиональных деформаций преподавателей среднего специального учебного заведения: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / И. В. Холоднова. - Ростов-на-Дону, 2007. – 20.