Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 апреля 2018г.


Аннотация. Целью статьи является исследование процесса формирования коммуникативных качеств детей младшего школьного возраста с использованием фольклора в разных его жанрах и видах. Подчёркивается роль коммуникативных качеств личности в современных условиях и важность подготовки ко взрослой жизни детей с самого раннего возраста.

Ключевые слова: фольклор, коммуникативность, воспитание, общение, личность, умение, формирование.

Умение общаться важно для любого человека и даже самого маленького. Ведь именно в детстве закладываются все основные качества личности, которые формируются за счет коммуникации.

В словаре иностранных слов коммуникация (communicatio) определяется как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании».

Сфера коммуникации — необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях особое значения имеют коммуникативные качества личности — это качества, которые помогают сделать общение более комфортным и результативным. Это те умения, с помощью которых человек, выстраивает свои отношения с окружающими, тем самым, реализуя себя в обществе на протяжении всей своей жизни, как на работе, так и во время своего досуга.

Формирование коммуникативных качеств начинается с появления малыша на свет, когда он уже наблюдает за общением окружающих его людей и постепенно начинает в нем участвовать. Именно поэтому осваивать коммуникативные качества необходимо с раннего возраста ребенка [2].

Приобретение коммуникационных умений очень важно для младших школьников. Так как следующий период развития ребенка — подростковый возраст, где общение имеет огромное значение для каждого ребенка. Формирование коммуникативных качеств в младшем школьном возрасте позволит детям легче войти в подростковый период.

По данным психолого-педагогических исследований, «процесс личностного развития и самоопределения детей данного возраста затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально- волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений, возрастной идентификации, проблемами семейного воспитания.

Общение, как для детей, так и для взрослых является главным условием для личностного развития. Об этом писал Л.С. Выготский [3, с. 17]. В качестве основных средств формирования коммуникативных умений младших школьников рекомендуется применять коммуникативные упражнения, игры, беседы, которые могут быть использованы как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Коммуникативные качества формируются и развиваются с помощью средств социально-культурной деятельности — это инструменты идейно-эмоционального воздействия, которые используются в процессе социокультурной деятельности. К основным средствам социально-культурной деятельности относят: живое слово; искусство, образ; средства массовой информации; книги, музыкальные инструменты; технические средства: звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная и иная аппаратура и т. д.

Особое место в рассматриваемой проблеме занимает фольклор и его возможности [1]. В фольклоре донесены до нас важные традиции вовлечения детей в общение со сверстниками, в общение со взрослыми. И все это происходило в народе естественно, без принуждения. Для общения детей не требовалось специального времени — дети общались в условиях трудовой и игровой деятельности, в условиях празднеств и в процессе выполнения самых разных бытовых действий [5, с. 107–111].

Современные средства социально-культурной деятельности взаимосвязаны и выбираются с учетом направленности и цели организуемого мероприятия [6, с. 135–138].

Формируя коммуникативную культуру младших школьников, следует делать акцент на развитии следующих качеств: умении слушать, умении излагать свои мысли, умении вести себя в конфликтной ситуации, умении выражать сочувствие, ответственности за свои действия; толерантности; улучшении устной и развитии письменной речи.

Приобретать коммуникативные навыки ребенку наиболее просто через игру. Она сопровождает его с младенчества, именно через нее ребенок изучает себя и окружающий его мир, у него формируется мировоззрение, система оценок. На развитии коммуникативных качеств младших школьников благоприятно скажется их участие в игровых программах, в праздниках и хороводах, театральных и хореографических постановках, кружках и секциях различной направленности [7].

Все жанры фольклора играют свою благодатную роль в процессе формирования коммуникативных качеств детей. Например, игра является моделью различных жизненных ситуаций, в которых ребенок попадает в условия борьбы и увлекательных соревнований. В результате у детей создаются условия для взаимовыручки, для поддержки друг друга. Во время игры ребячий коллектив становится сплоченным, рождаются позитивные эмоции, что побуждает к сохранению дружеских, доверительных отношений вне игры.

Другие жанры фольклора побуждают детей к творческой деятельности, в процессе которой у детей развивается воображения, проявляется интерес к познанию. И важным является то, что в это время ребенок может проявить себя, раскрыв в себе новые положительные качества, изменив затем свое поведение в обществе. Творческая деятельность и различные ролевые игры влияют на самоопределение школьников, на формирование коммуникативной культуры и эмоциональную устойчивость личности.

Стоит помнить, что младшие школьники очень любознательны и легко усваивают разную информацию. Они наблюдают за происходящим, копируя поведение взрослых, как в реальной жизни, так и в искусстве, используют их реплики и способы взаимодействия [4, с. 97]. Поэтому следует очень внимательно относиться к подбору фольклорных произведений, игровых и праздничных программ, произведений литературы и т.д.

В процессе освоения различных умений и навыков у ребенка, в том числе и коммуникативных, существенную роль выполняет фольклор и самые важные постулаты народной педагогики.

 

Список литературы

 

1.   Аникин В.П. Русский фольклор: Учеб. пособие для филол. спец. вузов / В.П. Аникин. – М.: Высшая школа, 1987. – 285 с.

2.   Воловик А.Ф. Педагогика досуга / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. – М.: МПСИ; Флинта, 1998. – 240 с.

3.   Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

4.   Опарина Н.А. Фольклорно-игровые традиции в организации детского театрализованного досуга: Монография / Н.А. Опарина. – М.: МПГУ, 2010. – 180 с.

5.   Опарина Н.А. Влияние фольклорно-педагогических традиций на развитие литературно-творческих способностей детей / Н.А. Опарина // Наука и школа. – 2017. – № 2. – С. 107–111.

6.   Опарина Н.А. Левина И.Д. Фольклорные традиции в семейном художественно-творческом воспитании детей // Деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт,     проблемы,     перспективы:          материалы    Международной                        научно-практической конференции (Москва, 25 марта 2017 г.). – Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2017. – С. 135–138.

7.   Панфилов В.В. Режиссёру праздника – об игре / В.В. Панфилов. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2004. – 175 с.

© Опарина Н.А., Левина И.Д., 2018