Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КЕРАМИКОЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 апреля 2018г.

Важнейшей проблемой и задачей современной педагогики является развитие творческих способностей учащихся. Формирование духовной культуры ребенка, развитие его потенциала и художественного вкуса необходимо начинать еще с младших классов. Одним из средств доступных педагогу, является декоративно-прикладное искусство.

Проблема моего исследования и заключается в поиске эффективных методов обучения и форм организации занятий керамикой, способствующих художественно-эстетическому развитию и формированию потребностей занятий искусством младших школьников. Такая потребность учит воспринимать и понимать искусство. «Процесс обучения является целенаправленным внешним воздействием на человека с целью овладения им теоретическими знаниями и практическими навыками в определенной деятельности ... любое обучение имеет влияние на изменение личности обучаемого, т.е. воспитывает его».[3, с. 3]

Искусство, как всякая деятельность человека, привязана ко времени, к проблемам данного исторического периода и является отражением эпохи. Выгодский пишет: «Искусство относится к жизни как вино к винограду, - сказал один из мыслителей, и он был совершенно прав, указывая этим на то, что искусство берет свой материал из жизни, но дает сверх этого материала нечто такое, что в свойствах самого материала еще не содержится».[1, с. 332] Декоративное искусство является историческим и культурным наследием народа. Оно активно влияет на формирование личности, вкуса и служит благоприятной почвой для фантазии. Декоративное искусство создает вещи, которыми человек пользуется каждый день, которые его окружают и создают эстетический фон в его жизни.

Керамика один из древнейших видов декоративного искусства. Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита. Уже в эпоху неолита широко распространяется обжиг. В бронзовом веке в государствах Междуречья и Египта ремесленники стали использовать гончарный круг. Благодаря открытию глазурей пористые сосуды становятся водонепроницаемыми, а использование разнообразных цветов и декора превратили керамику в произведение искусства. В Китае благодаря использованию качественной белой глины в 2 - 1 тыс. до н. э. изготовлялась тонкостенная глазурованная посуда. В Древнем Египте во 2 тыс. до н. э. появился фаянс. Прекрасная обожженная керамика используется для отделки ворот Иштар в Вавилоне. Расписная керамика Древней Греции оказала огромное влияние на развитие всего мирового декоративно-прикладного искусства. Само слово «керамика» происходит от греческого «керамос» приблизительно переводится как «изделие из обожженных глин». Классические формы посуды окончательно сложились на территории нашей страны с появлением гончарного круга в эпоху Киевской Руси. Керамическое производство было широко развито, об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней гончарные промыслы. Керамические изделия широко использовались в повседневном обиходе. Развитая керамика является одним из показателей высокого уровня цивилизации. К керамике обращались многие художники и скульпторы. Искали новые формы в керамике Врубель, Матисс, Пикассо, Гоген и многие другие.

Сегодня многие народные промыслы находятся в упадке. Поэтому при обучении детей изобразительному искусству важное место должно занимать декоративно-прикладное искусство. Необходимо развивать творческие способности учеников, формировать интерес к культурному и художественному наследию, учить пониманию сущности искусства, прививать потребность в художественно-эстетической   деятельности.

В образовательном процессе искусство является одним из основных средств художественно- эстетического воспитания. И.Н. Крамской писал: «…искусство…должно обладать силой гармонично настраивать человека». [4, с.46] Данный вид деятельности не только воплощает многообразие окружающего мира в его конкретно-чувственных образах, но и выражает философско-эстетическое мировосприятие художника. В декоративно-прикладном искусстве отражаются все стороны нашей жизни. Поэтому очень важно средствами изобразительного искусства воспитывать у детей уважение к труду человека.

Актуальной задачей художественного воспитания учащихся средствами керамики является развитие у них способности эмоционально воспринимать изображаемые предметы, постигая их эстетическую сущность. Художественно-эстетическое восприятие изображаемых предметов предполагает изучение прежде всего, на тех особенности предметов, которые выражают их содержание: соразмерность, пропорциональность форм и поверхностей, гибкость или жесткость предмета, изящество или грубость линий. Направленность зрительного восприятия на особенности, определяющие внутренний смысл объекта, должна носить эмоциональный характер. Эффективность решения вопросов художественно-эстетического воспитания во многом зависит от ряда условий. Одним их них является формирование у детей элементарных эстетических представлений и понятий. Одной из главных задач педагога является практическое ознакомление учащихся с различными видами искусства, развитии их эстетического восприятия, способности к простейшим эстетическим суждениям.

Искусство развивает духовную составляющую, тренирует чувства, эмоционально-ценностные отношения человека ко всем явлениям окружающей действительности. Развитие личностных способностей каждого ученика должно осуществляться не только на занятиях, но и во внеурочное время. Имея полноту восприятия мира, человек имеет и полноту внутренней жизни: чувство цвета, чувство формы, чувство контраста, чувство гармонии качественно улучшают эмоционально – чувственную жизнь личности, в ней больше радости, эстетического наслаждения, счастья от общения с внешним миром. Личность творит благодаря своему восприятию, когда становится способна видеть по-новому.

На занятиях керамикой проявляются не только творческие способности ребенка, и не только развивается художественный вкус, но также и мелкая моторика. Работа с формой и пространством, декор изделия заставляет его концентрироваться, контролировать движения, мыслить более масштабно.

При лепке животного мира он знакомится с анатомией животного, более точным представлением о нем. Ребенок впервые задумывается о том, что делает слона слоном. Какие характерные черты будут передавать образ этого животного. Он учится обобщать и видеть в форме главное то, что является ее сутью. При декоре изделия дети встречаются с понятием орнамента, как частью «…нашей духовной жизни, выражающей потребность человека в красоте». [2, с.5] С видами орнамента: геометрическим, растительным, животным и т.д.

Художественно-эстетическое воспитание ребенка является неотъемлемой частью развития полноценной личности. Прикосновение к искусству делает человека человеком. Занимаясь керамикой, ребенок общается не только с художественным наследием своей страны и с историей других стран, но и с историей человечества. Становится частью мирового культурного наследия.

 

Список литературы

 

1. Выготский Л. Психология Искусства, издательство «Азбука», 2000 – С.410

2.    Светлова Л.П. Азбука орнамента, Москва, Институт развития профессионального образования,2001 – С.126

3.   Рощин С.П. Воспитывающие и научные принципы обучения как важнейшая дидактическая основа художественного образования. «Начальная школа плюс До и После» / Рощин С.П.«Начальная школа плюс До и После»- М., 2009.- № 9.- С. 3-6.

4. Крамской об искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1988 – С.176

© Рощин С.П., Савина А.С. 2018