Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИДЕЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 апреля 2018г.

Аннотация. Целью статьи является исследование процесса художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста с использованием идей народной педагогики и опыта разностороннего воспитания подрастающей личности. Обращается внимание на специфические средства народной педагогики и их условия применения в воспитании современного школьника.

Ключевые  слова:  творчество,  педагогика,  воспитание,  развитие,  восприятие,  память, воображение.

К младшему или начальному школьному возрасту принято относить годы обучения детей в начальной школе, т.е., периоды жизни с 6–7 лет до 9–10. Поступление в школу является для ребёнка переломным этапом. К нему предъявляется много новых требований. Если раньше игра занимала главное место в его жизни, то сейчас на первый план выходит учёба и труд.

Люди, занимающиеся различными видами учёбы, воспитания и организации творчества детей данной возрастной группы, должны обладать необходимыми знаниями об особенностях такого возраста. Основы этих знаний сводятся к тому, что у  этих детей ещё не сформирована костная система, мозг достигает примерно 90% веса мозга взрослого человека, что для такого возраста характерна преимущественная деятельность первой сигнальной системы.

Особенностями воспитания и развития детей младшего школьного возраста занимались и занимаются много видных учёных, исследователей, педагогов-практиков, воспитателей, руководителей творческих коллективов и студий и др. большое место в наследии К.Д. Ушинского занимают вопросы умственного развития детей этого возраста.

Ещё в 30-е годы известный психолог Л.С. Выготский сформулировал основные перспективные мысли развития детской и педагогической психологии. Его положения развили А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.

Развитие младшего школьника включает в себя ряд важных процессов: развитие наблюдательности, восприятия, памяти и воображения. Каждый из этих процессов связан с остальными. Но эта связь не остаётся постоянной  на протяжении всего детства. В каждом периоде ведущее  значение для развития остальных имеет какой-либо один из процессов. В раннем детстве — это восприятие, в дошкольном — память, когда дети феноменально много запоминают, буквально схватывая на лету. К началу младшего школьного возраста и восприятие, и память уже прошли довольно длинный путь развития. И для дальнейшего совершенствования личности ребёнка необходим переход от наглядно-образного к словесно- логическому, рассуждающему мышлению. Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных процессов и составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте [5, c. 61]. Развитие ребёнка и в умственном, и в художественном отношении — процесс сложный и взаимосвязанный. Познание тех или иных явлений мира, окрашенных присутствием в них красоты, формирует такие качества личности, как художественный вкус, способность видеть и творить красоту.

По сравнению с дошкольниками у младших школьников повышается острота зрения, повышается различная чувствительность к цветам — и эти свойства положительно сказываются на занятиях с младшими школьниками живописью. Эти качества сказываются у ребёнка младшего школьного возраста и на занятиях литературой, когда он старается передать то, что видит в словесных образах.

По сравнению с дошкольниками у детей младшего школьного возраста повышается и чувствительность слуха, причём, она больше развита к отдельным звукам, чем к речи, как к более сложному подражателю. Эта особенность детей младшего школьного возраста берётся во внимание руководителями музыкальных занятий. Именно в этом возрасте приобщение к народной культуре наиболее эффективно. Дети с удовольствием исполняют старинные песни, водят хороводы. Ведущим принципом работы с младшими школьниками и в различных формах художественного воспитания должен быть принцип наглядности.

К проблемам этого возраста относятся слабость анализа, тенденция к поспешному угадыванию, склонность не к точной передаче знаний, а к дофантазированию по-своему, повышенная восприимчивость соседствует с рассеянностью и забывчивостью.

Процесс художественно-творческого развития детей данного возраста должен проходить на основах большого педагогического терпения, такта и понимания детской души. Руководителю художественной студии или кружка важно иметь долю мудрой снисходительности к творческим опытам своих воспитанников и терпения, но эта снисходительность не должна повлиять на творческое совершенствование ребёнка. Нельзя детей просто захваливать и этим самым навредить им в их творческом развитии и росте.

Младшие школьники  склонны к подвижному образу жизни, поэтому они пластичны,  гибки, с удовольствием занимаются гимнастикой, танцами, театрализованной деятельностью.

У младших школьников непроизвольное внимание пока преобладает над произвольным. Учитывая этот фактор, художественно-творческую работу с детьми важно организовывать без утомительных репетиций, повторов, упражнений. В основе работы с ребятами должен лежать принцип добровольности, естественности, заинтересованности и посильной сложности. К.Д. Ушинский предостерегал: «Губительно действует на ребёнка всякая слишком долгая и постоянная деятельность в одном направлении» [3, с. 88].

Воображение у детей младшего школьного возраста отличается фрагментарностью и его нужно важно развивать. К. Паустовский писал: «Воображению мы обязаны всеми величайшими произведениями искусства»[2, c. 75].

Занятиям по развитию художественно-творческих способностей младших школьников способствует и их повышенная эмоциональность. Без особой эмоциональности, остроты чувств и переживаний художник не состоится.

Среди педагогов и психологов, писателей и учёных бытуют разные мнения по поводу детского творчества, но все сходят в том, что потребность к творчеству, к сожалению, с годами угасает. Эти неутешительные выводы и наблюдения делают педагоги, психологи, писатели, родители. Чрезвычайно точно по этому поводу заметил К. И. Чуковский: «Ребёнок хочет быть Колумбом всех Америк и каждую заново открыть для себя. Всякое непонимание, незнание мучает ребёнка, как боль. Мы все к двадцатилетнему возрасту были бы великими химиками, математиками, ботаниками, если бы это жгучее любопытство не ослабевало бы в нас…» [4, с. 466]. «По мере развития ребёнка ему требуется все больше внимания взрослых специалистов. Своевременная помощь  чуткого в творческом  отношении взрослого воспитателя помогла многим ныне известным художникам, поэтам, актёрам. С детского литературного кружка началась творческая судьба Беллы Ахмадулиной, Валентина Берестова, Ларисы Васильевой и др.» [1, с. 17].

В детские творческие кружки и студии зачастую приходят дети, уже проявившие свою склонность, а как быть с теми, кто себя не проявил, а природные задатки, хотя и есть, пока ещё в нём дремлют? Можно ли всегда уповать на счастливый случай и ждать, когда эти задатки получат свой толчок? Зачастую такой толчок способности ребёнка получают в условиях коллективных творческих дел — праздников, концертов и других форм досуга.

Работая с детьми, важно помнить, что каждый отдельно взятый жанр фольклора несёт в себе ту или иную воспитательную нагрузку, выполняет свою воспитательную функцию. Скороговорки развивают чувство ритма, загадки — метафоричность мышления, воображение, наблюдательность; пословицы, поговорки — афористичность мышления; сказки — фантазию, воображение, чувство сюжета; потешки, перевертыши — чувство юмора,  чутьё к слову, манипулирование со  словом; игры — общительность, соревновательность, стремление к результату; былины — уважение к старшим, любовь к истории Родины, знание быта и обычаев старины; народные обычаи и обряды — трудолюбие, умение петь, плясать, играть на различных инструментах, водить хороводы, импровизировать, фантазировать, иметь развитое воображение, чувство ритма, рифмы и т.д.

Работая в самых разных направлениях по художественному воспитанию детей, всегда важно учитывать природные возможности и интересы каждого ребенка.

 

Список литературы

 

1.   Опарина Н.А. Организация зрелищно-игрового досуга детей / Н.А. Опарина, М.Г. Кайтанджян // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции (Пермь, 25 декабря 2015 г.) В 5 ч. Часть 4. – Уфа: АЭТЕРНА, 2015. – С. 203–206.

2.   Паустовский К.Г. Поэзия прозы / К.Г. Паустовский // Наедине с осенью: Портреты, воспоминания, очерки. – 2-е изд., доп. – М.: Сов. писатель, 1972. – С. 5–19.

3.   Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 10-ти томах / К.Д. Ушинский. – М., Л.: АПН РСФСР, 1948–1952. – Т. 8: Человек как предмет воспитания. – 1950. – 775 с.

4.   Чуковский К.И. Стихи и сказки. От двух до пяти / К.И. Чуковский. – М.: Детская литература, 1984. – 607 с.

5.   Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М.: Знание, 1974. – № 10 (Педагогика и психология). – 63 с.