Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВНУТРЕННЕЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Авторы:
Город:
Таганрог
ВУЗ:
Дата:
19 апреля 2018г.

Загрязнение окружающей среды представляет собой одну из глобальных проблем современной цивилизации, поэтому вопросы экологического образования приобретают особую остроту.

  Экологическое образование – непрерывный технологи процесс обучения, который направлен на регулирование усвоение экологические и фиксацию знаний, регулирование умений экологические и навыков об окружающей технологи среде экологические и формирование бережного отношения к технологи природе, рациональному использованию технологи природных ресурсов. Основы экологического образования закладываются еще на этапе дошкольного обучения и развиваются и углубляются на последующих его этапах.

Одним из наиболее значимых этапов в этом процессе является начальная школа, которая закладывает основные понятия в процессе преподавания интегративного курса «Окружающий использование мир». Данный курс нацелен на развитие бережного отношения к богатствам общества  и  природы, а также формирование навыков нравственного экологические и экологически обоснованного поведения  в природной  среде.

  Приоритетной задачей технологи программы данного курса технологи представляется формирование экологические в технологи сознании обучающихся единого, целостно окрашенного образа окружающего использование мира как технологи своего технологи собственного дома, так экологические и общего дома для экологические всего живого, для экологические всех использование людей.

  Одним из факторов, обеспечивающих успешность технологи процесса регулирование обучения, с нашей точки зрения, является учет индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей каждого учащегося, который наиболее легко реализуется при дифференцированном обучении.

Дифференцированное обучение подразумевает такую форму организации регулирование учебной деятельности, при которой регулирование учитываются склонности, интересы, проявившиеся способности младших школьников.
Выделяются два экологические вида дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя.

Внутренняя дифференциация регулирование учитывает экологические индивидуально-типологические особенности детей экологические в технологи процессе обучения экологические их экологические в технологи стабильной использование группе (классе), созданной по случайным признакам. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп  меняется  в зависимости от поставленной учебной задачи.

Внешняя дифференциация характеризуется созданием однородных использование групп регулирование учащихся по способностям, интересам, склонностям, а также организацией этих однородной среды, предметно 
и социально жестко ориентированной. Внешняя дифференциация реализуется экологические в организации работы профильных классов, факультативов, использование гимназий и использование лицеев[4, 20].

Построение обучающего процесса на основе дифференциации учащихся является реальной  проблемой, так как уровень возможностей учащихся чаще всего имеет большие различия. Задача преподавателя школы состоит в том, чтобы обеспечить формирование наиболее благоприятных  условий для развития реальных способностей того или другого ребёнка  в условиях современной  системы обучения.

  Дифференциация обучения  реализуется благодаря индивидуализации форм, технологи способов преподавания, формирования экологические индивидуализированных средств обучении. Индивидуализация процесса обучения предполагает учитывать индивидуальные особенности обучающихся  во всех их формах.

Существует много подходов по индивидуализации процесса обучения и дифференциации учащихся, например, дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения (Фирсов В.В), дифференциация по интересам детей (И.Н. Закатова), технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков) и т. д.

Однако современными педагогами далеко не всегда учитывается индивидуальные особенности канала восприятия информации, основанные на доминирующей репрезентативной системе. Каждый человек, в том числе и учащийся, контактирует с окружающим миром посредством зрительных, слуховых, кинестетических (осязательных), обонятельных и вкусовых каналов восприятия.
Большая часть учащихся воспринимают информацию с помощью образов, некоторые лучше воспринимают знания с помощью слухового анализатора, другим для освоения материала необходимы тактильные ощущения, а некоторым все необходимо спланировать, проанализировать и сделать соответствующий вывод.

Учащиеся легче понимают и осваивают учебный материал в зависимости от способа его изложения учителем и уровня соответствия собственной репрезентативной системе. Так, если способ изложения материала вступает в противоречие с предпочитаемым каналом восприятия информации, учащиеся затрачивают много времени на перевод получаемой информации в свою систему восприятия, и часть материала не успевают освоить.

В процессе дифференциации учащихся большое значение играет учет доминирования полушарий головного мозга. В левом полушарии локализованы процессы логического, вербального мышления, в правом сосредоточены эмоциональные процессы. Сочетание особенностей нервной системы и канала восприятия информации может во многом определить успешность или не успешность выбранной системы обучения [1, 59].

В процессе обучения можно повысить эффективность усвоения информации при правильной диагностике способа восприятия и последующем использовании доминирующей модальности учащегося в учебной работе. Для этого необходимо выстроить работу учителя по следующему плану, взяв за основу дифференциации учащихся доминирующий канал восприятия информации, который необходимо сначала диагностировать.

В качестве диагностических заданий можно предложить учащимся нарисовать на листе бумаги горизонтальную восьмерку. «Горизонтальная восьмерка» является символическим выражением степени гармоничного развития головного мозга. В теории Юнга она носит название «Магические круги» или «Мандала Юнга».

По форме и соотношению осей данного изображения можно определить доминирующий канал восприятия информации учащимися и предположить функциональную специализацию полушарий головного мозга. Если левая окружность восьмерки по размеру больше, то ведущим полушарием учащегося будет правое полушарие. Если крупнее правая окружность, то ведущим полушарием будет левое.

При определении предпочтительного канала восприятия информации следует провести горизонтальную ось и сравнить размеры верхних и нижних половинок окружности восьмерки. Если крупнее верхние ее части, то доминирует визуальный канал восприятия информации, если нижние, то кинестетический. В случае же доминирования аудиального канала восприятия, восьмерка будет узкая и сильно вытянута в горизонтальном направлении [2, 37].

После проведения диагностики можно распределить учащихся детей по использованиегомогенным группам на основе гулированиеидинаковыхмодальностейо одинаковой модальности. Затем необходимо разработать определенный способ подачи материала для учащихся каждой отдельной группы, опираясь на доминирующий канал восприятия информации. В условиях классно-урочной системы это можно сделать, разработав задания для самостоятельной работы в группах, в ходе выполнения которых, учащиеся будут самостоятельно изучать учебный экологический материал наиболее предпочтительным для них способом.

Естественно реализовать данный подход, то есть учесть индивидуальные особенности восприятия информации каждым учащимся в классе, не всегда предоставляется возможным. Это связано как со спецификой содержания учебников, по которым учатся в данной школе, так и существованием большого количества программ в рамках различных систем обучения [3, 239].

В качестве примера можно предложить      изучение темы «Поле и его обитатели»      по УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс часть 2. В ходе проведения урока все учащиеся изучают новую тему с включением в урок презентации, подготовленной учителем[5, 55].

Однако, учащиеся первой группы с доминированием визуального канала информации после просмотра слайдов презентации изучают экологический учебный материал в ходе рассмотрении и последующей зарисовке растений представителей школьных гербариев, изображений полевых животных и растений.

Учащиеся второй группы, с доминированием аудиального канала восприятия информации могут воспользоваться той же презентацией, но она будет дополнена устным рассказом, выступлением, докладом, который дома был подготовлен учащимися данной группы.

Учащиеся с преобладанием кинестетической модальности, то есть ориентированные на тактильное восприятие информации после просмотра презентации, обязательно должны получить в руки раздаточный либо демонстрационный материал, рассмотреть и пощупать его, оценить его структуру, вкус, запах, а также попытаться воспроизвести взаимодействие между полевыми растениями и животными, составить схему их взаимоотношений.

Для закрепления изученного материала в рамках данного, либо следующего урока,      можно  создать гетерогенные группы их трех человек, с      различными доминирующими каналами восприятия информации.

Построение процесса дифференциации учащихся на основе учета предпочитаемого учащимися канала восприятия информации во многом, с нашей точки зрения, может облегчить и повысить степень эффективности усвоение не только     экологического материала программы интегративного курса «Окружающий мир», а и учебного материала по любой дисциплине школьного курса.

 

Список литературы

 

1.        Вирт Бернхард . Все о человеке, его характере и языке тела. М., 2006.

2.        Григорьев А. П., Чернелевский А. О., Храброва А. Н., Егоров В. С. Анализ и синтез методик определения доминирующего канала восприятия информации при реализации дистанционного адаптивного интеллектуального обучающего комплекса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» // Молодой ученый. — 2017. — №11.2. — С. 36-44. — URL https://moluch.ru/archive/145/40664/ (дата обращения: 12.03.2018).

3.        Панова В. А. Дифференцированный подход к учащимся      начальной школы в экологическом образовании. Таганрог, Вестник ТГПИ,2008 С.238-242

4.        Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с. https://studfiles.net/preview/1721099/

5.         Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. Часть 2, М., Академкнига, 2005, с.143