Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПАРКОВОГО АНСАМБЛЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 апреля 2018г.

Сегодня особенно остро стоит вопрос экологического воспитания подрастающего поколения. Внимание к проблемам экологии в настоящее время не случайно, так как многие исследования показывают значительный уровень загрязнений природной среды, несущий опасность существования жизни на Земле. Эти проблемы стоят в ряду наиболее важных, глобальных, нуждающихся в безотлагательном решении. Наблюдается быстрый рост общественной активности, нацеленной на изменение экологической ситуации в крупных городах, где экологическая обстановка в особенности неблагоприятна. Проблемы экологии имеют особенное значение в жизни каждого человека, так как касаются самого важного - возможности существования.

Комплексное решение проблем экологии способствует развитию экологической культуры человека, которая самым тесным образом связана с эстетическим воспитанием личности. Необходимо обозначить влияние друг на друга двух планов воспитательных воздействий, а именно комплексного воздействия на формирование отношения детей к природе в совокупности экологических, нравственных и эстетических составляющих и эстетического воспитания в целях развития у детей эстетического отношения к жизни вообще и к природе как ее части.

Воспитание эстетического отношения к природе призвано развивать у детей эстетическое восприятие оценок и суждений, вкуса и идеала, что предполагает формирование чувствительности к красоте, выразительности природных явлений и осознание важности, неповторимости каждого из них.

Отличительные черты эстетического восприятия ребенком прекрасного, в частности природы, изучали педагоги по дошкольному воспитанию (В. Шмидт, Д. Лазуткина, Р. Орлова, Л. Шлегер, Е. Тихеева, А. Суровцева) и специалисты по общей ᴨедагогике, психологии, физиологии (С. Шацкий, Е. Архин, П. Блонский, К. Корнилов и др.).

Особенное внимание важности изучения явлений природы для воспитания детей отмечал К.Д. Ушинский. Он подчеркивал положительное влияние природы на психику детей, их гармоничное развитие в процессе взаимодействия с природой. "Логика природы есть самая доступная для детей логика - наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды под один род" [3, с. 207].

Принцип единства экологического и эстетического аспектов в процессе воспитания детей имеет первостепенное значение. Только через такое соединение можно сформировать отношение к природе как к самостоятельной ценности, как к чему-то неповторимому, уникальному, гармоничному. При слиянии природы и эстетики в эколого-эстетическом воспитании проявляется роль паркового ансамбля, как основного средства реализации этого процесса. Принцип слияния природы и эстетики в эколого- эстетическом воспитании может быть воплощен только через такую организацию природной среды парка, где эстетические открытия возникают от причастности и проникновения детей в окружающую среду. Организация парка в идеале должна являть собой произведение садово-паркового искусства, величайшие образцы которого в наше время мы можем видеть в исторических парках, и которое часто утеряно в современных парках культуры и отдыха. Гуляя по паркам, утратившим это искусство, сегодняшний человек не может понять весь комплекс воздействий, заложенных в нем. Так, по мнению академика Д. С. Лихачева, который называет русские усадебные парки "воротами" в природу, "балетом природы", сегодня "потеряно умение "читать" символику сада" [1, с. 12], а главное, во многом утеряно и умение ее создавать. Мы разучились гулять по парку, вбирая в себя уникальные образы природы, созданные рукою человека - творца, чувствуя себя наедине и в единстве с природой.

Задача педагога, развивающего эстетическое отношение к природе у детей, состоит, в первую очередь, в том, чтобы направить детей на встречу с красотой и осуществить соответствующую познавательную деятельность. Необходимо подготовить эстетико-познавательные задачи и упражнения, создать ряд ситуаций, стимулирующих детей чувствовать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые, выразительные и т.д.

Научить ребенка видеть красоту родной природы и архитектуры, поможет разработанное нами занятие – игра " Прогулка по усадебному парку".

Для игры используем различный изобразительный материал. Подойдут альбомы усадебной архитектуры Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Выборга, курортных городов Прибалтики. Важно, что бы это были не отдельные строения, а целостные ландшафтные ансамбли. Преимущественно нужны общие планы, а не отдельные архитектурные детали, чтобы у детей возник целостный образ художественно организованного человеком пространства.

На первом этапе игры мы рассматриваем фотографии, гравюры, рисунки и планы. Представляем, что мы внутри, на территории усадьбы, идем по дорожке в парке, идем, а затем останавливаемся и начинаем оглядываться. Что мы видим справа? Слева? Впереди? Опять идем дальше, останавливаемся в другом месте - что мы видим теперь? Сначала дети не очень хорошо ориентируются и путаются, но затем начинают отвечать более уверенно. За время урока несколько человек успевают "погулять" по парку, остальным отводится роль зрителей.

В чем смысл и воспитательное значение нашего упражнения? Образ красиво, гармонично организованной территории, "союз" земли, воды, растений и зданий, очень важны для детей. Сады, скверы и парки, в которых они гуляют, куда их водят или водили родители, оставляют неизгладимое впечатление в детской памяти. Именно эти образы будут бессознательно участвовать в выстраивании внутреннего пространства ребенка: эмоционально-духовного, а затем и внешнего: физического, социального, которое он будет создавать вокруг себя. Мы с помощью игры как бы раздвигаем границы уже освоенной ребенком территории, даем пережить другую организацию пространства, встретится с новыми прекрасными образами и культурными формами.

Итак, продолжаем нашу прогулку. Красивые здания, парки, сады – это живая среда нашего бытия. У всех нас разные дарования и разные занятия, в зависимости от них каждый и будет организовывать свой быт, дом, свой уголок земли – свое пространство жизни.

На втором этапе игры начинаем задавать детям вопросы. Кому из вас какой дворец больше нравится? Дети указывают понравившиеся им дворцы. А какой дом ты бы себе построил? Какой сад разбил бы? Куда поселил родителей, пригласил друзей. Чем бы ты стал заниматься в этом доме?

Затем нарисуем свою усадьбу: дом, парк, клумбы – кто как себе представляет. Задание каждый ребенок выполняет самостоятельно. Рисуем и карандашами, и мелками, и красками. Изредка можно смотреть иллюстрации в альбоме.

Трудно передать, с каким увлечением дети выполняют это задание. У большинства детей дома довольно бедны и по архитектуре, и по интерьеру – но главное – они типовые. Ребенку нет в них лишнего уголка, тайничка – все функционально и стандартно. По сути, это не совместимо с уникальностью каждой человеческой души. А при выполнении задания дети сами выбирают ландшафты для своих воображаемых усадеб: один ставит дом на возвышенности, другой среди водных каналов, третий - почти в лесу. Они пользуются элементами показанных замков, но "строят" по сути свои.

Самым трудным в построении оказывается перспектива: дворцы и замки наезжают на мосты, дорожки, уходящие вглубь парка. Здесь педагогу не нужно ориентировать детей на законченный, красивый рисунок; мы делаем план-схему нашей усадьбы, важно, чтобы был ясен замысел, а инженерное и художественное решение еще будет уточняться.

Педагогу необходимо смотреть, кто из детей особенно переживает неудачи в перспективных построениях, и помочь ему, упростить планы, сводя их к трем-четырем: что перед нами, что на горизонте, что в середине. С введением цвета все ошибки становятся менее заметными и не так огорчают детей – листы расцветают.

По окончании работы устраиваем просмотр усадебных ансамблей. Понятно, что каждый рисунок требует объяснений. Смотрим репродукции парков, которые легли в основу ансамблевого решения, выясняем и анализируем отличия нашего здания и нашего парка, уточняем, что будет находиться вокруг.

Выполняя самостоятельные творческие работы, дети знакомятся с произведениями садово-паркового искусства и развивают в себе эстетическое отношение к миру природы в жизни и в искусстве. В данной статье мы рассмотрели только маленькую часть системы методов, способствующих эстетическому развитию детей на примере проектирования паркового ансамбля, а их достаточно много и возможности природы оказывать позитивное влияние на развитие личности безгранично.



Список литературы

 

1.     Лихачев Д. С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. — 2-е изд., испр. и доп. — Л.: Наука, 1982. — 341 с.

2.   Рощин С.П. Воспитывающие и научные принципы обучения как важнейшая дидактическая основа художественного образования. «Начальная школа плюс До и После» / Рощин С.П. «Начальная школа плюс До и После» - М., 2009.- № 9.- С. 3-6.

3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1968. - 557 c.