Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ КОЛОРИСТИЧЕКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 апреля 2018г.

В настоящее время в методике обучения детей изобразительному искусству накоплен обширный теоретический и методический материал в области теории цвета и колорита. Цвет рассматривается как инструмент, воздействующий на развитие восприятия и эстетический вкус учащихся, как средство, влияющее на сознание, чувства и мышление детей. В процессе работы на занятиях по живописи учащиеся усваивают такие понятия как светлота, насыщенность, цветовой тон, учатся работать живописными материалами. Одним из важных достижений учебного процесса является процесс развития колористических навыков.

Колористические навыки в изобразительном искусстве рассматриваются как способность владения цветом. Специфику искусства цвета составляет художественный цветовой образ, как форма отражения цветового богатства и способ колористического преобразования окружающей действительности. Алексеев С.С. в своей работе подробно рассматривает значение цвета и колорита. Он отмечает, что «цвет – одно из средств живописи, всегда участвующее в создании художественного образа совместно с другими средствами. Он приобретает определенную художественную выразительность лишь тогда, когда вступает в содружество с остальными цветами, т.е. в систему цветов. Но система цветов – это уже колорит» [1, с.16].

Цвет является основой выразительного языка живописи, с овладения которым начинается приобщение ребенка к изобразительному искусству. Именно через овладение языком цвета, дети открывают многообразие и смысловую наполненность живописных образов. «Как бы ни развивалось искусство живописи в будущем, сила воздействия цвета на чувства и восприятие зрителя никогда не ослабнет», «цвет в живописи… играет главную роль в передаче задуманного состояния природы или композиционного сюжета» [7].

В процессе педагогической работы на практике мы отметили, что учащиеся младшего школьного возраста сталкиваются с проблемами в передаче цвета. Дети часто используют чистые открытые цвета, им не всегда удается находить гармоничные сочетания, не умеют пользоваться цветом как средством выразительности.

Перед педагогами-художниками стоит вопрос как дальше развивать это интуитивное стремление к красоте, к цвету, приобщить младшего школьника

к колористической культуре, к живописи, к пониманию того, что цвет оказывает большое влияние на настроение человека, на его чувства и его творчество. Само понятие колорита для младшего школьника сложно, и эта сложность заключается, в первую очередь в особенностях данного возрастного периода. Однако развивать цветовое и колористическое видение необходимо с первых шагов обучения живописи.

Это дает возможность развивать зрительную память, воображение, чувство цвета, помогать решать не только учебные, но и творческие задачи.

Более прочное и быстрое усвоение теоретического материала по элементам цветоведения, основам живописной грамоты зависит от гибкого сочетания подготовительных кратковременных и длительных упражнений, имеющих различный характер и преследующие различные цели.

Мы разработали упражнения для учащихся младшего школьного возраста, где основной целью ставили развитие чувства цвета и колористических навыков. Эти упражнения выполняются живописными материалами (гуашь, акварель, пастель) и направлены на знакомство с технологией и приемами живописи.

На первых занятиях с учащимися 1 классов основное внимание уделяли таким понятиям как теплый и холодный колорит, рассматривали свойства акварельных и гуашевых красок. Далее рассматривали такие понятия как «первичные цвета», «вторичные цвета», «родственные цвета», «контрастные цвета». В упражнениях и заданиях перед детьми ставились задачи выразить настроение в работе через использование ограниченной палитры цветов в пределах близкородственных гармоний.

Важным педагогическим моментом на уроке является также разговор с детьми о характере цветов, о чувствах и настроениях, которые они вызывают при восприятии и воспоминаниях о них. Примером может быть создание композиций-ассоциаций, определенной темы на цветовой поиск. Задача для учащихся, при помощи цвета передать образное воздействие темы, используя для написания соответствующие цвета и цветовые оттенки. Это может быть поиск эмоционального состояния (радостное, грустное, робкое, капризное и т. д.). Или поиск при помощи цвета состояния природы (времена года, солнце, ветер, туман, дождь и другое).

Рассмотрим подробнее наиболее интересные упражнения, используемые при творческом развитие колористических навыков младших школьников:

Тема 1. «Основные и составные цвета»

Задание: Создание образов «Дружба чайника и чашки»

Цель: Изучение основных и составных цветов. Закрепить умения смешивать краски и запомнить основные цвета, необходимые для получения составных – оранжевого, зеленого, фиолетового.

Тема 2. «Дополнительные цвета» (Изучение контраста дополнительных цветов: синего и оранжевого)

Задание: Создание живописного образа «Море и золотая рыбка».

Цель: Познакомить с родственными и контрастными цветами, с цветовым кругом. Формировать умение видеть выразительность цвета. Поиск родственных оттенков, отличающихся по тону.

Тема 3. «Теплые и холодные цвета»

Задание: Создание цветовой гаммы «Они сошлись, как лед и пламя – Луна и Солнце».

Цель: Знакомство с оттенками теплых и холодных цветов. Научить детей различать такие понятия, как «теплые цвета» и «холодные цвета». Работа с цветовым кругом, с основными и составными цветами. Теплые цвета, имеющиеся в наборе гуашевых красок, могут усилить свою звучность, если будут расположены рядом с холодным цветом и т.д.

«Знания о природе цвета… закономерности восприятия света и цвета должны формировать профессионалов, владеющих навыками работы с цветом, как с инструментом создания художественного образа» [3]. Изучение цвета и развитие колористических навыков является динамичным процессом, поскольку постоянно пополняется новыми приемами и методиками преподавания.

 

Список литературы

 

1.        Алексеев С.С. О колорите / С.С. Алексеев – М., 1974. – 123с..

2.        Буровкина Л.А. О подходах к решению вопросов методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству / Л.А. Буровкина // Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. – 2017. №1 – С. 66–71.

3.        Валикжанина С.В. Теория и практика цвета в истории художественной педагогики / С.В. Валикжанина // Современные тенденции развития культуры, искусства и образования: колл. монография. – М.: Перо, 2017. – С. 65–73.

4.        Дубровин В.М. К вопросу о форме и содержании в искусстве / Дубровин В.М. // Перспективы художественно-образовательного и социокультурного развития столичного мегаполиса. Сборник научных статей по материалам Междунар. науч.-практич. конференции: в 2 частях. – 2016. – С. 142-149.

5.        Дубровин В.М. Живописные основы художественной грамоты: монография / В.М. Дубровин. – М.: МГПУ, 2012. –212 с.

6.        Заднепровская Г.В. Обновление содержания основного общего образования. Музыка. Изобразительное искусство /Г. В. Заднепровская, Н.Н. Телышева, И.П. Сусидко, Л.Г. Чуракова, Е.П. Кабкова, А.С. Хлебников, С.В. Валикжанина // ФГОС: обновление содержания образования (серия) М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2017. –С. 81– 112.

7.        Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов / С.Е. Игнатьев. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. – 208 с.

8.        Семенова М.А. Роль цвета в композиционном решении живописного произведения / М.А. Семенова // Цвет в композиции. Вопросы теории и практики сборник научных трудов. – М., 2017. –С. 87-97.