Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ШКОЛЫ В АСПЕКТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
19 апреля 2018г.

В статье рассматривается проблема, с которой сталкивается учитель математики, при отборе задачного материала для обучающихся-инофонов в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта.

Ключевые слова: новый образовательный стандарт, обучающиеся-инофоны, процесс обучения математике, обучающиеся-мигранты.

Одной из актуальных задач современной школы является создание условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов различных категорий обучающихся средствами разных предметных областей, в том числе и математикой. Реальность российской школы – увеличивающееся количество поликультурных школ и классов, в которых многие обучающиеся не являются носителями русского языка. Данное обстоятельство актуализировало для учителей математики проблему отбора содержания обучения математике, обеспечивающее достижение требований ФГОС в условиях поликультурной школы.

Определению требований к проектированию содержательного компонента обучения математике в поликультурной школе, должен предшествовать анализ целей, на достижение которых направлен процесс обучения математике. В аспекте требований ФГОС обучение математике должно обеспечить:

–                     Интелектуальное развитие обучающихся. Необходимо развивать логическое мышление обучающихся, речь, алгоритмическую культуру, формировать качество мышления, свойственных математической деятельности и необходимых для получения основного образования, кот орые так же необходимы для современной жизни в обществе.

–                     Воспитание качеств личности обучающихся. Необходимо воспитывать личностные качества у обучающихся, связанные с изучением математики, такие как воображение, интуиция, самостоятельность, творческая активность, способность ориентироваться в новых условиях.

–                     Овладение обучающимися математическими знаниями и умениями. Учитель должен научить владеть математическими понятиями, необходимыми для применения в повседневной жизни, а также для изучения смежных дисциплин и взаимосвязи предметов, для обучения в иных формах среднего, высшего образования.

–                     Формирование у обучающихся представлений о математике как части общественной культуры. Знание о знании математических умений в развитии цивилизации и современном обществе, умение математически моделировать реальные процессы и явления.

Достижение выделенных целей, необходимо обеспечить в условиях уважения к обучающимся- мигрантам, сохранения их национальной идентичности, при этом избегая негативного влияния данных обстоятельств на других обучающихся.

Учитывая требования к новым образовательным результатам, результаты исследований особенностей обучения математике обучающихся-инофонов [Сильченко А.А., 2017 - Тумашева О.В., Ширшикова М.Е., Молдыбаева А.И., 2017], особенностей проектирования содержания обучения математике в аспекте требований ФГОС [Тумашева О.В., Рукосуева Е.Г., 2016 - Тумашева О.В., Берсенева О.В., 2016], а также тот факт, что основной единицей содержания обучения математике по-прежнему выступает задача, сформулируем требованию к системе задач, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов в процессе обучения математике в условиях поликультурной школы:

–                     Наличие смыслового контекста. Необходимость данного требования в подборе задачь заключается в том, что учитель должен учитывать интересы обучающихся-инофонов, культуру, быть доступным и понятным для понимания обучающихся-мигрантов, содержать реальные факты из жизни, экспериментальные данные, а так же взаимодействие обучающихся в учебном процессе.

–                     Системность. Необходимо осуществлять отбор не только отдельных задач, а перессматривать всю систему задач в совокупности. Ведь только систематическая работа, направленная на формирование определённых личностных качеств и умений обучающихся-мигрантов, надёжный способ достижения требуемых результатов.

–                     Доступность. Для учителя одной из главных проблем при обучении детей-инофонов является объяснение задачного материала так, чтобы обучающимся было понятно, потому что в школах встречаются обучающиеся с затруднённой речью. Неудачи в решении задач отрицательно влияют как на внутреннюю мотивацию деятельности, так и на возможность успешного достижения образовательных результатов. Связь с курсом математики. Подбор задач должен способствовать расширению и углублению математических знаний. Он должен обеспечить достижение поставленных целей не только конкретного урока, а всего курса в целом.

–                     Результативность. Необходимо осуществлять отбор таких задач, которые были бы ориентированы на конкретный личностно полезный результат. Решение задач должны обогащать знания, умения и опыт обучающихся-инофонов, где должны формироваться не только предметные, но и метопредметные знания, играющие важную роль в жизни обучающихся.

Приведем примеры задач, удовлетворяющих данным требованиям:

1)                    Найдите радиус центрального купола мечети Кул Шариф, если его диаметр равен 17,5 метров.

2)                    Определите высоту четырёх больших минаретов мечети Кул Шариф, решив уравнение 6х+2-2х=230.

3)                    Скорость течения реки Самур самой крупной реки в Айзербайжане равна 2 км/ч. На сколько километров река относит любой предмет (щепку, плот, лодку) за 1час, за 4 часа?

4)                    Решите задачу. Река Самур, является второй по величине рекой в Дагестане, имеет длину 213 км ; площадь ее бассейна 7,33 тыс км2 . Самая крупная река Закавказья на 1151 км длиннее Самура, а площадь ее бассейна в 25,6 раза больше площади бассейна Самура. Вычислите длину и площадь бассейна реки Кура.

Предложенный подход к отбору задач является определенной ориентировочной основой для конструирования комплекса задач по конкретным темам школьного курса математики, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов обучающихся поликультурных школ.

 

Список литературы

 

1.        Сильченко А.А. Об особенностях обучения математики в учловиях поликультурной школы // Тенденции развития психологии, педагогики и образования. 2017. С. 17-19

2.        Тумашева О.В., Ширшикова М.Е., Молдыбаева А.И. Формирование метапредметных умений обучающихся-инофонов в процессе обучения математике: проблемы и пути решения // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017 № 1(39). С. 73 – 76.

3.        Тумашева О.В., Рукосуева Е.Г. Какие задачи решать на уроках математики в аспекте требований ФГОС? // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1(35). С. 31 – 34.

4.        Тумашева О.В., Берсенева О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного  подхода: монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – 280 с.