Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 апреля 2018г.

Пейзажная живопись является одним из самых эмоциональных жанров изобразительного искусства. Образная модель отражения реальности в художественных произведениях изобразительного искусства затрагивают глубинные чувства души человека, вызывая сопереживание и развивая эстетическое восприятие действительности, способность к образной мысли и самостоятельному творчеству. Знакомство детей с пейзажной живописью дает богатую почву для развития чувства прекрасного, умения сопереживать, радости жизни, восхищение природой, воспитывает любовь к природе и бережное к ней отношение.

Тема изучения изображения пейзажа актуальна как в группах детского сада так и в группах дополнительного, в теоретическом и в практическом плане, где происходит знакомство дошкольника с жанром живописи пейзаж.

На современном этапе становления методики преподавания изобразительного искусства многие художники-педагоги затрагивали в своих трудах вопросы преподавания изобразительных основ для детей, но особую роль в разработке основных положений данной тематики внесли такие художники и педагоги, как Г.В. Беда и В.С. Кузин. В своих трудах они говорили о необходимости развития методик обучения изобразительной грамоте при условии овладения дошкольниками методов работы отношениями, постановке зрения на цельность восприятия.

Такие ученые, как Н.А. Вершинина, Н.М. Зубарева, В.Ф. Котляр, Н.А. Курочкина, А.А. Люблинская, Е.К. Ривина, Р.М. Чумичева, Б.П. Юсов, установили воздействие изобразительного искусства на старших дошкольников, которые выявили, что дети понимают содержание художественных произведений, устанавливают идейно-смысловые, причинно-пространственные связи, выделяют изобразительные средства выразительности художественного произведения: композиция, перспектива, колорит.

Изучением развития чувства цвета у детей посредством пейзажной живописи занимались М.В. Бубнова, Т.Л. Журикова,С.Е.Игнатьев,. Комарова, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, А.А. Мелик-Пашаев, Е.П. Олесина, О.И, А.В. Размыслова, Радомская, Н.П. Сакулина, Т.Я. Шпикалова.

Важный момент, на который необходимо обратить внимание при работе с детьми дошкольного возраста, это связь пейзажа и мировоззрения. Пейзажная живопись позволяет через восхищение красотой этого мира понять целостную картину мироздания, позволяет ощутить и понять себя как часть этого мира, часть вселенной. Формирование целостного восприятия, весьма актуально в наше время, а именно в пост- информационный период. Избыток доступной информации приводит к ее инфляции, обесцениванию. Обесценивается красота, обесцениваются деяния, наиболее востребованы лишь чувства и эмоции, распространение коммуникаций с применением цифровых технологий затрудняют и искажают эмоциональный обмен между индивидуумами, повышая ценность эмоций и снижая ценность всего остального. В подтверждение данного тезиса можно привести произведения Дж. Поллока, например "№5, 1948" и Дж. Джонса, например «Фальстарт», а также других деятелей современного искусства различных направлений, и востребованность данных картин говорит о свершившейся трансформации общественного мировоззрения.

С точки зрения ученых, педагогов и психологов, развивать творческие способности ребенка необходимо с первой минуты его жизни, а все методы обучения согласовывать с законами природы. Важным этапом развития чувства цвета у человека принято считать дошкольный возраст. Многочисленные исследования ученых подтверждают необходимость проведения целеустремленной педагогической работы по формированию чувства цвета у детей дошкольного возраста. Развитие чувства цвета играет важную роль в сенсорном воспитании детей, в развитии их духовных и моральных качеств, интеллекта. Формируя и развивая у ребенка восприятие бесчисленного множества цветов в природе, мы развиваем память, мышление, воображение, речь. Особенное значение в становлении речи ребенка, по мнению Курочкина Н. А., занимает пейзажная живопись, поскольку речь ребенка – яркий показатель того, как он понял содержание произведения.1

Для полноценного восприятия художественного произведения дошкольникам необходим запас наблюдений и опыта. Глаз, воспитанный на наблюдении разнообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой «накладывание» имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдений, тем глубже восприятие произведений искусства.

Педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты.

Смотреть и видеть - не одно и то же. Поэтому одной из сложнейших задач является подготовка глаз ребенка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий и организации пространства.

Педагоги преподающие изобразительное искусство детям дошкольного возраста являются авангардом, стоящим на защите мировой культуры от наступающей серости и нестабильности. Ибо пейзажная живопись вырабатывает навык уметь воспринимать себя как часть общего пространства, получать эмоции от окружающей природы, видеть красоту окружающего мира, а самое главное показывать ее через свои произведения обществу.

 

1 Курочкина Н. А. 2000. Знакомство с пейзажной живописью. М.: Санкт-Петербург: Детство-Пресс.

Список литературы

 

1.        Богомолова М.И. Этнопедагогические аспекты в воспитании поликультурности у детей: учебное пособие. – Ульяновск, «Вектор-С». - 2008. – 81с.    

2.        Белякова Л.Г. Учим детей рисовать пейзаж.: учеб. пособие для преподавателей дополнительного образования по направлению «Изобразительное искусство». М.: МПГУ, 2010.

3.        Игнатьев, С.Е. Изобразительное искусство. 1-4 кл: рабочая программа для общеобразовательных учреждений. / С.Е. Игнатьев, С.П. Ломов. 5-е изд.,- М.: Дрофа, 2012. – 46 с.

4.        Канащенкова В.В. Художественное мышление и условия его развития в старшем дошкольном возрасте // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 104-107.

5.        Котлякова Т.А. Современные технологии развития эстетического восприятия дошкольников: учебное пособие. - Ульяновск. Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013.

6.        Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология общая. Экспериментальная психология. М., 2011.