Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАДЕТ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
19 апреля 2018г.

Современная социально-экономическая ситуация в стране и в мире, современные формы взаимодействия общества и силовых структур государства, заставляют по-новому взглянуть на проблему безопасности Российской Федерации. В такой ситуации особенно важная роль отводится профессиональной ориентации и подготовке молодежи к военно- профессиональной деятельности, формированию ответственного и заинтересованного отношения к военному делу [2].

В этом сложном процессе особое место занимают образовательные организации системы довузовского образования Министерства обороны РФ. Одним из видов подобных заведений являются кадетские училища. Предназначение кадетских училищ - ранняя военно-профессиональная ориентация подростков. Военно-профессиональная ориентация занимает центральное место в деле образования кадет и подготовки их к военной службе [3].

Основными формами военно-профессиональной ориентации кадет являются: военно- профессиональное просвещение и военно-профессиональное воспитание, которые осуществляются в рамках образовательного процесса и воспитательной работы.

Реализация образовательных программ учебных предметов допускает вариации части учебного времени с учетом специфики учебного заведения. В образовательных организациях системы довузовского образования Министерства обороны РФ особое внимание уделено формированию ценностно-нравственной основы самоопределения обучающихся относительно военной деятельности. Военный компонент включен в образовательный процесс как обязательная составляющая, в том числе и в рамках непрофильных предметов, например, дисциплин естественного цикла.

Важную роль в военно-профессиональной ориентации играет военно-профессиональное просвещение. Военно-профессиональное просвещение предусматривает доведение до кадет сведений о военных профессиях, воинских должностях и специальностях, так или иначе связанных с содержанием предмета, с целью формирования у них знаний о различных видах военно-профессиональной деятельности, военно-профессиональных интересов и стремления к осознанному, самостоятельному выбору военной профессии, воинской должности, специальности [1].

Военно-профессиональное просвещение в предмете биология в нашем случае реализуется через систему спецкурсов, включенных в предметные программы 5-9 класса.

Программы 5-6 классов включают спецкурс «Школа выживания», целью которого является военно- профессиональная ориентация кадет и изучение возможностей выживания человека в дикой природе. Спецкурс раскрывает пути использования растений и животных для решения основных неотложных задач, встающих перед человеком в условиях автономного существования: оказание первой медицинской помощи пострадавшим; защита от неблагоприятного воздействия факторов окружающей природной среды; обеспечение водой и пищей; определение своего местонахождения; установление связи и подготовка средств сигнализации. Содержание спецкурса позволяет использовать биологические знания, полученные кадетами в 5-6 классах для решения конкретных практических задач. Для отработки практических навыков необходимо использование гербарного материала, коллекций плодов и семян; наблюдений в окружающей среде и проведение экспериментов. Программа реализуется тремя часами учебного времени в 5 и 6 классе и часами внеурочной проектно-исследовательской деятельности.

В 7 классе реализуется спецкурс «Живые организмы в военном деле», целью которого является военно-профессиональная ориентация кадет и изучение возможностей применения живых организмов. Спецкурс раскрывает историю и современное состояние применения животных в военном деле, караульной службе. Формирует представление о биологическом оружии и биотерроризме, объектах биооружия, действии его на живые организмы. Определяет основные документы, регламентирующие использование биооружия в современном мире.

Немаловажной является военно-профессиональная ориентация кадет 8 класса на обучение специальности военного врача, которая реализуется через программу спецкурса «Военная медицина». Спецкурс рассматривает основные поражающие факторы боевых действий и последствия их воздействия на организм человека. Программа курса раскрывает понятие и особенности военной медицины, историю становления военной медицины в России, современные достижения отечественных медиков в области военной медицины, понятие и содержание военной медицины, задачи и организацию медицинской службы Вооруженных Сил РФ. Спецкурс знакомит с ведущими учебными заведениями России, ориентированными на подготовку военных врачей. Логическим завершением спецкурса является летняя учебная практика на базе ВУЗов МО РФ соответствующей ориентации.

Военно-профессиональная ориентация кадет 9 класса реализуется через программу спецкурса «Военная экология». Спецкурс рассматривает основы военной экологии; общие понятия об экологии и экологических факторах; влияние экологических факторов на живые организмы, неблагоприятные экологические факторы и ослабление их влияния; загрязнение окружающей среды. Программа курса знакомит с основами экологической безопасности, реализацией требований экологической безопасности в подразделениях и воинских частях в повседневной деятельности и в быту, в ходе полевых занятий и учений, при обслуживании, ремонте и заправке техники горючим, при выполнении работ с пожаро- и взрывоопасными, агрессивными, сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами, при перевозке опасных грузов. Спецкурс описывает основные проблемы взаимоотношения войск с природой, источники загрязнения окружающей среды в воинской части, предотвращение и ликвидацию загрязнения среды, ответственность военнослужащих за экологические правонарушения.

Завершением спецкурсов является защита индивидуальных или групповых проектов, участие кадет в конкурсах и олимпиадах.

Таким образом, система военно-профессионального просвещения кадет в процессе изучения биологии позволяет воспитанникам осознанно выбрать направление будущей военной деятельности, целенаправленно готовиться к ней, в том числе и чрез освоение знаний предметной области.

 

Список литературы

 

1.        Кишкарева К.В. Военно-профессиональная ориентация обучающихся специализированных групп добровольной подготовки к военной службе (методическое пособие). Тюмень, 2016г. – 34с.

2.        Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025г. от 29 ноября 2014г.

3.        Приказ Министра обороны РФ от 21.07.2014 №515 (ред. от 09.10.2015г.).