Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С СУКЦЕССИВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
21 апреля 2018г.

Аннотация

В статье освящается вопрос о влиянии сукцессивных процессов на формирование слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи. Актуальность данного исследования заключается в том, что формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи проходит по дизонтогенетическому пути. Неправильно произносимые слова закрепляются в детском лексиконе, негативно влияя на коммуникативные возможности детей, и что отрицательно сказывается на всей речемыслительной деятельности в целом.

Ключевые слова : дошкольники с нарушениями речи; коррекционно-педагогическое воздействие; слоговая структура слова; высшие психические функции; сукцессивные функции; симультанное восприятие; мнестические процессы; слухоречевая память; вербальные последовательности; темпо- ритмическая организация; перцептивно-моторные связи.

Сукцессивные функции – это операции различения, запоминания и воспроизведения временных и пространственных последовательностей, вербальных стимулов, действий, символов, звуковых ритмов, изображений, предъявленных в определенной последовательности (А.Н.Корнев).

В настоящее время существует несколько определений слоговой структуры слова.

Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков рассматривают, термин «структура слова» как соотношение частей фонетических единиц, деленные на звуковые цепи, объединенные одним словесным ударением [2].

А.К. Маркова определяет слоговую структуру как чередование ударных и безударных слогов различной слоговой сложности. Автором выделены основные параметры слоговой структуры: - ударность; - количество слогов; - линейная последовательность;- модель самого слога [7].

Линейная последовательность слоговой структуры определяет её взаимосвязь с сукцессивными процессами, так как от ребенка требуется умение дискретно прослеживать различные, следующие одни за другими, звуковые ряды. Именно последовательность стимулов, реализующихся во времени определяет сукцессивное восприятие.

Анализ научной лингвистической, психолингвистической, психолого-педагогической, нейропсихологической литературы по проблеме исследования (Г.В. Бабина [2], Т.Г. Визель [3], Р.М Грановская [4], А.Н. Корнев [6], А.К. Маркова [7] и др.) показал взаимосвязь слоговой структуры слова и высших психических функций, а именно, в частности        на уровне сукцессивных процессов.

В условиях онтогенеза первично выделяется развитие сукцессивного анализа, на котором в дальнейшем формируются симультанные процессы, то есть, происходит переход от развернутых (сукцессивных) форм восприятия к сокращенным (симультанным).

У детей с нарушениями речи имеются трудности членения симультанного образа слова, которые в дальнейшем препятствуют правильной кодировке симультанных процессов в сукцессивные, в результате чего, эти дети не могут правильно передать слоговой образ слова, так как отсутствует способность программирования сукцессивных серий из-за нарушения удержания программы высказывания.

Нарушения слоговой структуры слова наиболее часто наблюдаются у детей с системным недоразвитием речи и варьируют от небольших трудностей в произнесении слов до грубых искажений структуры слова.

Нарушения слоговой структуры носят стойкий характер, сформированные навыки оказываются непрочными, при преждевременном окончании логопедической работы часто распадаются. Указанные трудности диктуют необходимость более глубокого изучения проблемы с позиций нейропсихологии.

С целью определения влияния сукцессивных процессов на формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи нами было проведено экспериментальное исследование, которое носило сопоставительный характер.

В эксперименте принимали участие 20 детей 5-го года жизни. Из них 10 детей с нарушениями речи, посещающие центр развития «Радость» г. Москвы, которые составили экспериментальную группу (ЭГ) и 10 детей с нормативным речевым развитием, которые составили группу сопоставительного анализа (ГСА).

Для реализации цели констатирующего эксперимента была разработана диагностическая программа, которая носила комплексный характер и включала два направления: изучение сукцессивных процессов и слоговой структуры слова у детей ЭГ и ГСА. Исследование сукцессивных процессов проводилось по модифицированной нейропсихологической методике    А.Р. Лурии, обследование по методике А.Н. Корнева раннего выявления дислексии (МРВД), пространственные уровни исследовались по модифицированной методике К.С. Лебединской. Для исследования темпо-ритмической организации используются диагностические методики     Н.В. Серебряковой. Все вышеперечисленные диагностические методики, адаптированные для детей дошкольного возраста. Обследование состояния слоговой структуры у детей ЭГ и ГСА осуществлялось по методике                    Г.В. Бабиной [2].

1 направление. Исследование сукцессивных процессов. Включало 5 блоков заданий.

1. Блок. Исследование объема слухоречевой памяти.

2. Блок. Исследование вербальных последовательностей (определение временных понятий).

3. Блок. Исследование пространственных уровней.

4. Блок. Исследование темпо-ритмической организации. 5.Блок. Исследование перцептивно-моторных связей.

Успешность выполнения заданий, входящих в эти блоки, оцениваются по 4-х балльной системе

Т.А. Фотековой: высокий уровень - 4 балла; средний уровень- 3 балла; ниже среднего уровня – 2балла; низкий уровень 1- 0 баллов.

2 направление. Исследование слоговой структуры.

При обследовании произнесения слов вариативной структурной сложности мы учитывали следующие критерии:

1. определение степени овладения слоговой структурой слов для произнесения одиночных слов, выявление характера и количества вероятных искажений;

2.     исследование потенциальных возможностей ребенка применять слова упрощенной и усложненной слоговой структуры.

Характеристика исследуемых слов: двухсложные слова СГСГ; СГССГ, трехсложные слова

СГСГСГ, СГСГСГС; СГСГССГ, односложные СГС; ССГС, многосложные слова СГСГСГСГ. (мыло; каска; молоко; самолет; тарелка; пистолет; игрушки; сок; снег; гусеница и т.д.).

Результаты, полученные в исследовании, были систематизированы, что позволило выделить ряд особенностей сукцессивных процессов.

1 .По результатам     комплексного обследования можно констатировать, что у 80% детей ЭГ, выявилось расстройство в мнестических функциях, проявляющееся в сужении объёма слухоречевой памяти обусловленном нарушениями операций запоминания, в то время как дети группы сопоставительного анализа продемонстрировали способность запоминания от 80 до-100% предъявленных образцов слогов и слов.

2 .Исследование сформированности вербализированных последовательностей (определение временных понятий) показало, что (80%-детей ЭГ хорошо владеют понятиями «утро» и «ночь»; а также понятиями, отождествляющими временные (сезонные) показатели (осень, зима, весна, лето). Однако воспроизвести их в хронологическом порядке они не смогли.

3.   Исследование пространственных уровней показало, что 90% детей ЭГ с трудом ориентируются в двухмерном пространстве, дети не смогли продолжить линейную последовательность в построении линейного ряда, наблюдались множественные реверсии и пропуски.

Таким образом, результаты анализа третьего блока показали, что у детей ЭГ по сравнению с детьми ГСА более низкий уровень пространственной организации, была выявлена выраженная недостаточность в ориентации двухмерного пространства.

Отмечен низкий уровень в воспроизведении ритмических структур у 80% (8детей) ЭГ не могут правильно воспроизвести услышанный ритмический рисунок, повторялись лишь только упрощенные структуры. Обследование отраженного темпа и ритма показало, что в процессе ускорения ритма, ритмические структуры передавались детьми в хаотическом порядке, и у 90-% выявлялись персевераторные движения.

Таким образом, у детей ЭГ отмечался низкий уровень успешности при воспроизведении ритмов.

Дети группы ГСА передавали верно: количественный состав хлопков, последовательность, сила и плавность в движениях не нарушалась.

При исследовании перцептивно-моторных связей (5 блок) нам удалось зафиксировать, что у 70% детей ЭГ при выполнении серии артикуляционных движений, отмечалось снижение в работе речевого аппарата в функции динамического переключения, которые выражаются в том, что дети с трудом переключаются с одной артикуляционной позиции на другую. Исследование мануального праксиса выявило персеверацию в действиях у 30% детей. Особые трудности выявлялись при мануальном переключении, что приводило к замене последовательных действий на одновременные у 80% детей. В процессе обследования у детей наблюдалась быстрая истощаемость нервных процессов и инертность в выполняемых действиях.

Диагностика слоговой структуры позволила выявить следующие нарушения слогового образа слова у детей ЭГ:

1.        Наблюдались добавления гласной между согласными, таким образом, удлинялась слоговая структура слова у 20% детей (хлеб-халеп и т.д.), что свидетельствует о нарушении количества слогов.

2.        У 20% детей наблюдался пропуск предшествующего согласного, что приводило к нарушению структуры отдельного слова (платок-паток и т.д.).

3.        В усложненной структуре слова у 10% детей ЭГ выявлялись пропуски и уподобление слогов или происходило уподобление в начале слов одинаковой структуры (самовар-мамовар и облоко-воблоко т.д.).

4.        При употреблении трехсложных слов простой структуры 30% детей ЭГ переставляли слоги и звуки, нарушая последовательность слогов (дерево-деволе, кабина-бинака, и т.д.).

5.        Менялись до неузнаваемости в произнесении слова со сложной слоговой структурой; так предшествующие звуки заменялись рядом стоящими; выявлялась антиципация в слове( у 10% детей) (телевизор-вевевизор и т.д.).

6.        Выявлялись персеверации - «заклинивания» на одном слоге или на делении на слоги в слове ( 10% детей) (усы-сы; библиотекарь-билли-биллитекаль и т.д.).

Результаты обследования слоговой структуры группы детей СА показали, что в большей степени слоговая структура слова у детей данной группы сформирована, выявлялись отдельные трудности воспроизведения слов со сложной слоговой структурой. Наиболее частыми ошибками у детей группы СА были нарушения последовательности слогов в сложных словах (10 % детей) и у 10% детей группы СА наблюдались элизии (дрессировщик-дреросивщик, молоток-ломатог, матрешка матешка и т.д.)

Количественно-качественный анализ сформированности слоговой структуры слова показал, что, у детей ЭГ преобладают ошибки типа:

до 30% имеют перестановки слогов в слове;

20%; детей допускают нарушение количества слогов;

20%; уподобление слогов и нарушение структуры отдельного слога.

Полученные результаты констатируют взаимосвязь между степенью сформированности слоговой структуры и уровнем развития сукцессивных процессов, что доказывает актуальность нашего исследования.

Результаты экспериментального исследования показали, что детям с нарушениями речи требуется целенаправленная коррекционная работа по развитию сукцессивных процессов в системе коррекции слоговой структуры слова.

 

Список литературы

 

1.        Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей». Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2001. – 45с.

2.        Бабина Г.В. Слоговая структура слова. Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: методическое пособие / Г.В. Бабина. – М.: Парадигма, 2013. – 64 с.

3.        Визель Т.Г. Основы нейропсихология: учебник для студентов вузов. – М.: В Секачев, 2014.-264 с., цветная вклейка 12 с.

4.        Грановская Р.М. Соотношение сукцессивности и симультанности в процессах восприятия и памяти. Автореф. Дис. п-ра психол.наук –Л., 1972.

5.        Дубровина Т.И. Формирование слухоречевой памяти в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников. Диссер. канд. пед. наук. / Дубровина Татьяна Ивановна. – М., 2010. – 176 с.

6.        Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – С-Пб.:ИД «МиМ», 1997.- 286с.

7.        Маркова А.К. Особенности овладения слоговым структурированием       детьми   с       ОНР: автореферат диссер. канд. пед. Наук. – М., 1963. – 25с.