Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПППНС В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 апреля 2018г.

ЦЕЛЬЮ данной работы явилось определение особенности формирования ценностей здорового образа жизни дошкольников с последствиями перинатального поражения нервной системы (ПППНС) в условиях детского дошкольного учреждения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование проводилось в МБДОУ г. Ижевска, с конца сентября по конец апреля в три этапа. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста с ПППНС в количестве 18 человек. Данное МБДОУ работает по программе «Радуга» - одна из целей данной программы «сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни».

I   этап. На первом этапе анализ состояния здоровья дошкольников в подготовительной группе 6-7 лет, показал, что 68% детей имеют II и III группы здоровья. В группе 80% гиперактивных детей. Для определения степени сформированности представления о здоровом образе жизни были установлены следующие критерии: представления детей о здоровье как о состоянии человека и о влиянии окружающей среды на здоровье человека; взаимосвязь здоровья и образа жизни (знание полезных привычек и отношение детей к вредным привычкам); участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях. В соответствии с выделенными критериями установили уровни сформированности понятия здорового образа жизни у детей: низкий, средний, высокий.

У большинства детей выявлен низкий и средний уровни представления о здоровом образе жизни. По первому критерию (представление о здоровье) - 52% и 33%, по второму критерию (отношение к вредным привычкам) - 40 и 44%, по третьему критерию (участие в оздоровительных мероприятиях) - 37% и 43% соответственно. У детей выявлен сниженный уровень представлений и знаний о факторах вреда и пользы для здоровья. Плохо сформированы представления о значении для здоровья физической активности, полноценного сна, правильного питания, значения гигиены, состояния окружающей среды, недостаточно сформированы представления о закаливающих мероприятиях, использования полезных для здоровья предметов и продуктов.

Полученные результаты показали необходимость проведения работы по повышению уровня сформированности представления о здоровом образе жизни у детей.

II     этап. Основная задача второго этапа - сформировать у детей подготовительной группы представления о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

В ходе работы решались задачи: 1. Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, научить беречь свое здоровье и заботится о нем. 2. Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитии и закреплении культурно - гигиенических навыков. 3. Расширять знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания. 4. Знакомить детей с факторами, влияющими на здоровье человека (окружающая среда, сон, двигательная активность).

Для осуществления экспериментальной работы организовали предметно-развивающую среду. В работе по укреплению здоровья и физическому развитию детей использовались: проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики; подвижные игры; гимнастика после сна; - спортивные игры, а также закаливающие процедуры: прогулки и игры на свежем воздухе; водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой); босохождение; воздушные ванны [1, 2, 3, 4, 5]. Выполнение режима дня использовалось как средство формирования привычки здорового образа жизни. Соблюдение режима дня, постоянство участие в проводимых мероприятиях обеспечивали прочность знаний и навыков самообслуживания, помогали при воспитании самостоятельности. Утренняя гимнастика проводилась ежедневно. В процессе занятий и между ними проводились физкультминутки. Упражнения для них обновлялись 2 раза в месяц. Применяли пальчиковый массаж. Для формирования понятия о здоровом образе жизни детей подготовительной группы был разработан цикл занятий: «Что такое здоровье», «Что такое режим дня», «Красота тела и души», «Будем расти стройными», «Наши зубки». Занятия по формированию здорового образа жизни длительностью 25 - 30 минут проводились 3 раза в месяц в помещении группы, в музыкальном и физкультурном залах. Решая задачи по формированию здорового образа жизни у детей в ходе работы применяя здоровьесберегающие технологии: гимнастику для глаз, оздоровительные минутки, пальчиковый массаж, музыкальную терапию.

III   этап. Задача третьего этапа - выявить эффективность проведенной работы по формированию у детей представления здорового образа жизни. По тем же показателям была проведена оценка уровня сформированности представления ЗОЖ. Результаты контрольного этапа эксперимента следующие. Более половины детей группы имеют высокие показатели представлений о ЗОЖ (76%), у 21% - средний результат, дети с низким уровнем представления здорового образа жизни составляют 3%. Отношение к вредным привычкам изменилось следующим образом: 57% детей понимают вредное влияние таких привычек на здоровье, 25% детей частично понимают, 18% детей не понимают вредного влияния таких привычек на здоровье человека; 64% детей стали с удовольствием участвовать в оздоровительных и спортивных мероприятиях, 26% детей участвуют по настроению, 12% детей не желают принимать участие в оздоровительных и спортивных мероприятиях, и участвуют в них только после индивидуальной работы. Здоровый образ жизни рассматривается с двух позиций: как фактор здоровья и полноценного развития ребенка и как главное условие формирования у него навыков поведения. Реализация работы по формированию привычки здорового образа жизни у детей в условиях дошкольного учреждения осуществляется через режим дня, занятия, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей. Важное значение в работе по формированию навыков ЗОЖ приобретает организация работы с родителями - даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если семья не будет придерживаться принципов здорового образа жизни. Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Просветительская работа среди родителей с помощью наглядной информации, консультаций, сообщений и лекций для родителей дала положительные результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Таким образом, экспериментально установлено, что систематическая работа по формированию основы здорового образа жизни детей дошкольного возраста с ПППНС при правильной организации развивающей среды в дошкольном учреждении, учете нозологических особенностей детей, привлечении к работе по формированию навыков ЗОЖ родителей - способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.

 

Список литературы

 

1. Самигуллина, Г.З. Возможности коррекции устойчивости внимания у детей 6-7 лет с последствиями перинатальных поражений нервной системы под воздействием подвижных игр / Самигуллина Г.З., Красноперова Т.В., Емельянов В.Д. // Журнал Адаптивная физическая культура№ 2 (62). – 2015 г. – С. 4-6.

2. Самигуллина, Г.З. Влияние утренней гимнастики на развитие физических качеств детей 6-7 лет с последствиями перинатального поражения нервной системы / Г.З.Самигуллина, Т.В.Красноперова, Н.Б.Котелевская, В.Д.Емельянов // Научно-теоретический журнал Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. - № 4 (134) – 2016 г. – С. 243-248.

3. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 208 с.

4. Фомина, А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду / А.И.Фомина. – М.:Гардарики, 2007. – 183 с.

5. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г.П.Юрко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 98 с.