Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ДЕТСКИМ ФИТНЕСОМ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
21 апреля 2018г.

Формирование   и   укрепление   физического   здоровья   детей   зависит   от   ряда факторов:       биологических,       экологических,        социальных,        гигиенических,        а        также от      характера      педагогических      воздействий.      Среди       многообразных       факторов, влияющих     на     состояние     здоровья      и      работоспособность      растущего      детского организма,    является    двигательная    активность.    Это    необходимая     и     естественная потребность      человеческого       организма       в       движении,       удовлетворение       которой является    важнейшим    условием    всестороннего    развития     и     воспитания     детей.     По данным ряда медико-педагогических исследований [4; 12], двигательная деятельность детей дошкольного возраста за время пребывания их в детском саду составляет менее 40-50% периода бодрствования, что не полностью обеспечивает биологическую потребность организма детей в двигательной активности.

Ранний детский возраст охватывает период жизни от 1 до 3 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками [11].

Познавательный интерес является процессом, который связан с избирательной направленностью человеческого внимания, с деятельностным побуждением, с единством волевых, интеллектуальных и эмоциональных процессов, повышающих активность человеческой деятельности и сознания, с эмоциональным познавательным, активным познавательным человеческим отношением к миру, с состоянием мотивированности познавательного характера, со специфическим личностным отношением к объекту, вызванными сознанием его эмоциональной привлекательности и личной значимости [1].

Через познавательный процесс появляются новые познавательные интересы и способы познания; происходит эмоциональное чувственное постижение окружающей действительности; складываются фундаментальные представления о мире.

Познавательное развитие дошкольника связано с формированием мотивов обучения очень тесно. Познавательный процесс окружающей действительности побуждаться должен через адекватные мотивы. При правильной организации обучения на протяжении всего детского дошкольного возраста познавательное отношение к действительности – это переход от практической, игровой деятельности к интеллектуальной, которая характеризуется познавательными мотивами. Важным показателем детского развития является овладение ребенком различных знаний, развитие у него представлений об окружающем. Определяя уровень овладения знаниями детей, следует отметить две основные особенности: - получением дошкольниками различных знаний (развитием представлений о разных сферах окружающей действительности: человеческих отношениях, природе и о самом себе); - освоением способов их получения (развитием у дошкольника умения слушать взрослого, задавать вопросы и отвечать на них, экспериментировать с действительностью самостоятельно) [2]. На почве любознательности ребенка в дальнейшем начинает формироваться интересом к учению; развитием познавательных способностей служит основой при формировании теоретического мышления; умением общаться со сверстниками и взрослыми позволяет перейти дошкольнику к сотрудничеству в обучении; развитием произвольности дает возможность преодолеть трудности при решении учебных задач, овладевать элементами специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности, становится стержнем при усвоении различных предметов, изучаемых в школе [3].

Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные занятия детским фитнесом улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно [11].

Детский фитнес можно рассматривать как общедоступную, высокоэффективную, эмоциональную систему целенаправленных оздоровительных занятий разной направленности с целью повышения физических кондиций, профилактики заболеваний и укрепления состояния здоровья, физического развития детей и подростков на добровольной основе, исходя из интересов занимающихся [9].

В зависимости от возраста детей, программы детского фитнеса классифицируют для детей от 1 года до 3 лет вместе с родителями, для детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 (младший, средний, старший), для детей школьного возраста (младший, средний, старший) [10].

В детском фитнесе имеется возможность сочетать различные компоненты: танцы, музыку, пластику, фитбол–гимнастику, степ–аэробику, силовую аэробику, элементы из видов спорта (фит–спорт) и т.п. Музыка активизирует выполнение разных видов упражнений, позитивно влияет на эмоциональную сферу, способствует согласованию двигательных действий с музыкальным сопровождением, помогает воплощать характер и точность двигательных действий через пластику, эстетичное исполнение движений [8; 9].

Эффективность и максимальная польза детского фитнеса заключается, прежде всего, в любимой детской музыке. Специально подобранная музыка для детского фитнеса развивает творческие способности у детей. Музыка для детской аэробики помогает развивать не только координационные способности, но и ловкость, пластичность и красоту движения.

Музыка в детском фитнесе прививает любовь к танцам. Танцевальная аэробика воспринимается детьми с радостью и сопровождается большими эмоциями. Детский фитнес облачён в форму игры! Многие дети посещают занятия без принуждения со стороны взрослых. И это не удивительно, ведь фитнес под музыку - это увлекательнейшее занятие [5].

Развитие детского познавательного интереса у дошкольников через занятия детским фитнесом является важнейшим направлением при формировании детской психики, предполагающим не только получение определённой суммы знаний, но и овладение приёмами и способами познавательной деятельности, развитие познавательных способностей, психических умственных процессов.

Нами была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательных интересов детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

При выборе критериев была использована методика, предложенная Кувалдиной Е.А. [6]. Оценка познавательного интереса у старших дошкольников производилась по следующим критериям:

   высокий (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность, удовлетворенность занятием, проявление положительных эмоций в процессе занятия, создание ситуаций успеха и радости);

средний (целенаправленность деятельности, ее завершенность, нейтральное отношение к занятию);

 низкий (утрачивают интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов).

Для определения познавательного интереса мы в конце занятия предложили детям картинки, на которых изображены «мордочки», которые выражают какую-либо эмоцию, также мы использовали метод наблюдения, индивидуальные беседы с занимающимися, изучением детей в процессе совместной подготовки и проведения коллективного творческого дела.

Мы определили, что на начальном этапе у детей контрольной и экспериментальной групп средний уровень сформированности познавательных интересов – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения (рис. 1).


Рисунок 1 – Уровни сформированности познавательных интересов у детей экспериментальной и контрольной групп до эксперимента.

 

Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к тренеру, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

После эксперимента показатели экспериментальной группы заметно увеличились, по сравнению с контрольной. Так у детей, занимающихся детским фитнесом значительно повысился уровень сформированности познавательных интересов на 30% (рис. 2). В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

А на занятиях физической культурой в детском саду дети контрольной группы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и уровень познавательной активности улучшился у них всего на 6,7% (рис. 2).



Рисунок 2 – Изменение уровней сформированности познавательных интересов у детей экспериментальной и контрольной групп после эксперимента.

 

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что дети экспериментальной группы занимающиеся детским фитнесом стали обладать высокой познавательной активностью, а концентрация и устойчивость их внимания имеет высокий уровень, для прочного усвоения умений не требуется многократного повторения, новые упражнения усваиваются ими легче «поэтапно».

также наблюдается высокий уровень сформированности познавательных интересов детей к занятиям

 

Список литературы

 

1.   Барочкина С.В. Организация совместной познавательной деятельности педагога и детей в ДОУ / С.В. Барочкина // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста: Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 29- 32.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

3. Богатикова Т.В. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных способностей дошкольников / Т.В. Богатикова, 84 С.А. Трубицына // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 1. С. 53-55.

4. Бултукова, А. В. Организация и содержание физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / A.B. Бултукова. Краснодар, 2006. - 24 с.

5.   Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий / Учебно-методическое пособие. М.: Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 11-14.

6.      Кувалдина, Е.А. Исследование познавательных интересов кировских школьников / Е.А. Кувалдина // Вестник ВятГГУ. 2007. – №19. – С.127-132.

7.    Кузнецова, Е.Ф. Фитнес как средство развития базовых двигательных качеств дошкольников / Е.Ф. Кузнецова Елена. // Всероссийский сетевой журнал Дошкольник. РФ. – 2016. – № 9(82). – С.23.

8.    Пономарев, Г.Н Применение детского фитнеса в дошкольных образовательных учреждениях / Пономарев Г.Н., Казакевич Н.В., Кузьмина С.В. // Культура физическая и здоровье. – 2013. – № 4 (46). – С.20–23.

9.   Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол-аэробика для детей Танцы на мячах Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. — 24 с.

10.   Сайкина, Е.Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях / Е.Г. Сайкина: Монография. – СПб, 2008. – 64.с.

11.   Синьков В.А., Шпорт М.В. Первые шаги. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 139с.

12. Чернышенко, Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольноговозраста: автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.04 /Ю.К. Чернышенко. Краснодар, 1998. - 52 с.