21 апреля 2018г.
В настоящие время проблема здоровья детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Несмотря на достижения современной цивилизации, во всех, даже экономически развитых странах растет уровень нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА) и в частности осанки у детей дошкольного возраста. Результаты многочисленных исследований отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что осанка является одной из основных и объективных характеристик физического развития и состояния здоровья человека. Важно понимать, что осанка человека имеет не только эстетическое значение, но влияет (положительно или отрицательно) на положение, развитие, состояние и функцию различных органов и систем организма.
Формирование осанки и ее изменения под влиянием внешних и внутренних причин начинаются в раннем детском возрасте и заканчиваются к периоду окончания роста.
Плавание положительно влияет на формирование и исправление осанки, так же оно является важным звеном комплексной программы по коррекции нарушений осанки.
Актуальность. В наше время заболевания опорно-двигательного аппарата распространены среди детей дошкольного возраста. Этой проблеме следует уделять больше внимания с самого раннего возраста – родителям детей и тренерам необходимы расширенные знания и умения по профилактике и лечению различных нарушений ОДА. Одним из эффективнейших средств профилактики и лечения является плавание и специальные корригирующие плавательные упражнения. Занятия в воде при нарушениях ОДА позволяют решить сразу две задачи: коррекция и закаливание.
Новизна. Выявлены нарушения осанки у детей 5-7 лет в зависимости от возраста и их деятельности вне детского сада.
Цель исследования. Выявить влияние занятий оздоровительным плаванием на осанку детей дошкольного возраста.
Гипотеза. Предполагается, что занятия оздоровительным плаванием благотворно влияет на формирование и развитие мышечного корсета и на поддержание правильной осанки детей дошкольного возраста.
Объект исследования. Влияние занятий оздоровительным плаванием на осанку детей дошкольного возраста
Предмет исследования. Состояния осанки детей в возрасте 5-7 лет, занимающихся плаванием.
Практическая значимость. Использованная методика (оценка состояния осанки по плечевому показателю) может быть предложена инструкторам и тренерам по плаванию для детей дошкольного возраста
Задачи исследования.
1. Изучить физическое развитие детей дошкольного возраста.
2. Изучить изменения состояния осанки детей дошкольного возраста при занятии плаванием в детском саду.
3. Разработать и подготовить практические рекомендации по исправлению осанки у детей дошкольного возраста с использованием начального обучения плаванию
Результаты исследования
Осанка напрямую влияет на рост. В период роста ребенка следует тщательно вырабатывать ему правильную осанку. После измерений длины тела у детей мы видим изменения роста за 3 года. Произошел большой скачек в росте, с 2015-2016 год составляет 5 см. С 2016-2017 прибавился на 4 см. Первый скачок роста происходит обычно в возрасте 6-7 лет. В этом же возрасте происходит существенное изменение пропорций тела. Наряду с изменением пропорций тела в 6-7 лет интенсивно развивается опорно- двигательная система (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура). В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению.
Нетрудно представить себе, какую нагрузку испытывает несформировавшийся, не завершивший свое строение опорно-двигательный аппарат ребенка при удержании статической позы в течение длительного времени. Становится ясно, почему 6-7-летнему ребенку так трудно долго сидеть в неподвижной позе, понятно, почему долго удерживаемая неправильная поза легко приводит к нарушениям осанки.
Таблица 1
Состояние осанки детей 5-7 лет в сагиттальной плоскости (кифоз)
Показатели
|
2015г (5 лет)
|
2016г (6 лет)
|
2017г (7 лет)
|
Ширина Плеч (см)
|
_
X
|
21,3
|
22,6
|
24,28
|
σ
|
3
|
2
|
2,5
|
Плечевая дуга (см)
|
_
X
|
26,8
|
31,8
|
33,92
|
σ
|
4,5
|
4
|
4
|
Плечевой
показатель
(%)
|
_
X
|
79,5
|
71,2
|
71,9
|
σ
|
11,5
|
11
|
11,5
|
Сравнивая плечевые показатели в 2015 году ,2016 и 2016г, можно сделать вывод, что произошло ухудшение осанки у детей (табл.1, рис.1).
В данном возрасте на последнем году пребывания в детском саду у детей появляются повышенная занятость в подготовке к школе, следовательно, это огромное количество времени, проведенное сидя за столом. Дети сутулятся и не следят за своим положением, родители в большинстве случаев делают замечания, но ребенок после некого непродолжительного времени возвращается в исходное положение, удобное ему.
Следующим фактором ухудшения осанки является огромный скачок в росте, в этот период кости и мышцы растут, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям.
В 5 лет 28% детей с хорошей осанкой, 12% с пограничной и 60% с плохой осанкой. К 6 годам происходит ухудшение, с 60% плохая осанка возрастает до 88%. Пограничная так же 12%, хорошая осанка исчезла. К 7 годам изменений не произошло, все те же 88% детей были с плохой осанкой.
Выводы
1.Изучение осанки в дошкольном учреждении у детей 5-7 лет показало, что у детей наблюдаются нарушения осанки в 88% случаев. Это может сказаться на их здоровье в дальнейшем.
2. В связи со скачком роста, внешними факторами и выявленными нарушениями осанки у детей, тренерам и инструкторам следует больше времени уделять упражнениям для коррекции и поддержании осанки.
Список литературы
1.
Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «физ. культура» : рек. УМО по специальностям пед. образования / Л.Л. Артамонова,
О.О. Панфилова, В.В. Борисова; общ. ред. О. П. Панфилова. – М. : Владос-Пресс, 2010. – 91-92 С.
2.
Булгакова Н.Ж., Морозов С.Н., Морозова Т.С., Попов О.И. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание/ высшее профессиональное образование, Москва, 2005. – С. 428.
3.
Земсков Е.А. Научно-метод. журнал. ФК: воспитание, образование, тренировки. Е.А. Земсков – РГАФК. – Москва, 1997. – С. 55-56.
4.
Королева Т.Н. Плавание как средство коррекции нарушения осанки у дошкольников, 2012.
5.
Погудин С.С. Коррекция нарушений осанки и сколиоза : комплексный подход / Адаптивная физическая культура. – 2001. - №2 (6). – С. 17.