Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕКРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
21 апреля 2018г.

Анализ содержания учебных программ физического воспитания студентов, многочисленных работ авторов показывает, что общая направленность вузовской физической культуры, заложенная изначально, впоследствии стала основой при ее дальнейшей разработке и развитии. Строгое освоение регламентированного программного материала, нормативных требований, исключая творческий подход и индивидуализм, заведомо ограничивало развитие личности студента, его индивидуальность, удовлетворение его потребностей, ценностных ориентаций в двигательной деятельности. Однообразная направленность средств, методов, содержания и форм обучения и воспитания в области физической культуры не способствовала развитию и становлению личностной физической культуры как одного из важных видов общей культуры молодого человека. Все это отразилось в снижении мотивационной сферы и заинтересованности у студентов к личностной физкультурной деятельности [1, C. 14].

Важной задачей развития физической культуры на современном этапе является освоение молодыми людьми основных ценностей физической культуры, обеспечивающие укрепление физического и духовного здоровья, умственной и физической работоспособности молодежи.

Рекреативно-оздоровительные формы физической культуры являются одними из наиболее доступных путей решения оздоровительной задачи, восстановления общей и специальной работоспособности. Основная задача рекреативно-оздоровительной деятельности заключается в разумном и полезном использовании свободного времени для воспроизводства духовной и физической сущности молодых людей. Эффективное использование свободного времени студенческой молодежи является социальной проблемой, и главное внимание следует уделять его содержательной, качественной стороне. Ведущая роль физической рекреации в образе жизни студенческой молодежи дает возможность изменения структуры свободного времени, чередованию умственного и физического труда, что ведет к повышению успеваемости, повышению творческой активности, сохранению и укреплению здоровья, значительному повышению общего уровня работоспособности. От эффективности ее внедрения в повседневную жизнь молодых людей зависит отношение ее к физической культуре в будущей производственной деятельности.

Специфика физической рекреации обусловлена:

-   направленностью рекреативно-оздоровительной деятельности на физическую и духовную реабилитацию студенческой молодежи, обогащение внутреннего мира, укрепление и формирование сознания и поведения;

-   учетом физиологических, психологических и социальных аспектов каждой отдельно взятой личности при восстановлении сил, затраченных в процессе интеллектуального развития, снятия эмоционального напряжения;

-     добровольностью при выборе рода занятий и степени активности при использовании рекреативных технологий;

-     удовлетворенностью теми видами деятельности, которые способствуют формированию ценностных ориентации, самовыражению, самоутверждению, самовоспитанию и саморазвитию молодого человека через свободно выбранные действия [4, C.138].

Максимально благоприятные условия приобщения молодежи к здоровому образу жизни могут быть созданы в системе учреждений образования, социального воспитания и социально-культурной сферы, имеющих большой спектр рекреационно-оздоровительных услуг.

К сожалению, как показывает практика педагоги в малой степени учитывают интересы и мотивы студентов посещения физкультурных занятий, их внутреннюю позицию в отношении ценностей физической культуры. В целом они рассматривают студентов в качестве объектов педагогического процесса, а не как его субъектов, для которых этот процесс выступает одной из составляющих их физкультурной деятельности.

В образовательную деятельность преподаватели, педагоги, тренеры должны включать компоненты, которые формируют духовную сферу молодых людей – ценностных ориентаций, степень развития интересов и потребностей, убеждений, идеалов, что в итоге определяет их социальную деятельность и содействует подготовке гармонично развитых и высоконравственных специалистов.

В системе вузовского образования возрастает приоритетное значение общечеловеческих ценностей, гуманистических начал, духовного и физического развития личности студента. Физическая культура реализуется в таких видах как неспециальное физкультурное образование – рекреативно-оздоровительная деятельность [2, C.32].

Предметом педагогики оздоровления молодежи являются условия и методы организации образовательного процесса, способствующие профилактике нарушений, сохранению всех компонентов здоровья студентов, их оптимальной социально-психологической адаптированности, формированию целостной личности, способной гармонично интегрироваться в общество, быть социально востребованной и значимой [3, С. 119].

Педагогика здоровьетворчества направлена на изменения в сознании молодежи с целью формирования потребностей, умений, решимости творить индивидуальное здоровье за счет внутренних ресурсов [3, С. 119].

Свобода выбора, разнообразие форм физкультурных занятий, профессионализм педагога, самостоятельность в принятии решений должны стать основными критериями при разработке концепции физкультурного обучения студентов.

Формирование здорового образа жизни молодежи средствами рекреативно-оздоровительной физической культуры будет эффективным в случае разработки социально-педагогическая модели формирования здорового образа жизни молодежи, включающей совокупность принципов, форм, методов, функций и средств воспитания с использованием рекреативно-оздоровительных технологий, а также комплекса организационно-педагогических условий формирования рекреативно-оздоровительной деятельности молодежи, где молодые люди выступают не только объектами педагогического процесса, но и субъекта этой деятельности.

Принципа индивидуального подхода в создании условий формирования рекреативно-оздоровительной деятельности студенческой молодежи может быть реализован:

-     в создании вариативных рекреативно-оздоровительных программ, соответствующих разнообразным рекреационным потребностям молодежи;

-   в направленности рекреативно-оздоровительной деятельности на обогащение, внутреннего мира личности;

-     в нацеленности рекреационной деятельности на укрепление и формирование здоровьесберегающего сознания и поведения;

-   в использовании форм и методов непрямого социально-педагогического воздействия на молодежь [4, 5].

Анализ социально-педагогической ситуации в современных условиях приводит к выводу о том, что новые функции преподавателя, связанные с разработкой рекреативно -оздоровительных технологий, выдвигают особые требования к профессиональным качествам педагога. Формирование здоровьесберегающего мышления педагога основывается на гуманистических концепциях, профессиональных знаниях, индивидуальном подходе к студенту.

 

 

 

Список литературы

 

1.        Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студент а: учеб. пособие / М. Я Виленский, А. Г. Горшков. – М. : Гардарики, 2007. – 218 с.

2.        Лотоненко А. В. Физическая культура как потребность человека и общества / А. В. Лотоненко,

Б. А. Плеханов, Б. В. Федоров // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры в образовании : материалы междунар. науч.-практ. конф., 28-29 октября 2004 г. – Курск : КГУ, 2004. – С. 31-33.

3.        Педагогический словарь : учеб. пособие / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова. – М. : Академия, 2008. – 352 с.

4.        Синенко Г.С. Социально-педагогические условия формирования рекреативно-оздоровительной деятельности студенческой молодежи: автореф. дис. … канд. пед. наук / Синенко Галина Сергеевна. – М., 2011. – 24 с.

5.        Титова Г.С. Рекреативно-оздоровительная деятельность в системе формирования здорового образа жизни молодежи / Г.С. Титова // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения. / Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. №3. – Екатеринбург, 2016. – С.99-102.