21 апреля 2018г.
Анализ содержания учебных программ физического воспитания студентов, многочисленных работ авторов показывает, что общая направленность вузовской физической культуры, заложенная изначально, впоследствии стала основой при ее дальнейшей разработке и развитии. Строгое освоение регламентированного программного материала, нормативных требований, исключая творческий подход и индивидуализм, заведомо ограничивало развитие личности студента, его индивидуальность, удовлетворение его потребностей, ценностных ориентаций в двигательной деятельности. Однообразная направленность средств, методов, содержания и форм обучения и воспитания в области физической культуры не способствовала развитию и становлению личностной физической культуры как одного из важных видов общей культуры молодого человека. Все это отразилось в снижении мотивационной сферы и заинтересованности у студентов к личностной физкультурной деятельности [1, C. 14].
Важной задачей развития физической культуры на современном этапе является освоение молодыми людьми основных ценностей физической культуры, обеспечивающие укрепление физического и духовного здоровья, умственной и физической работоспособности молодежи.
Рекреативно-оздоровительные формы физической культуры являются одними из наиболее доступных путей решения оздоровительной задачи, восстановления общей и специальной работоспособности. Основная задача рекреативно-оздоровительной деятельности заключается в разумном и полезном использовании свободного времени для воспроизводства духовной и физической сущности молодых людей. Эффективное использование свободного времени студенческой молодежи является социальной проблемой, и главное внимание следует уделять его содержательной, качественной стороне. Ведущая роль физической рекреации в образе жизни студенческой молодежи дает возможность изменения структуры свободного времени, чередованию умственного и физического труда, что ведет к повышению успеваемости, повышению творческой активности, сохранению и укреплению здоровья, значительному повышению общего уровня работоспособности. От эффективности ее внедрения в повседневную жизнь молодых людей зависит отношение ее к физической культуре в будущей производственной деятельности.
Специфика физической рекреации обусловлена:
- направленностью рекреативно-оздоровительной деятельности на физическую и духовную реабилитацию студенческой молодежи, обогащение внутреннего мира, укрепление и формирование сознания и поведения;
- учетом физиологических, психологических и социальных аспектов каждой отдельно взятой личности при восстановлении сил, затраченных в процессе интеллектуального развития, снятия эмоционального напряжения;
- добровольностью при выборе рода занятий и степени активности при использовании рекреативных технологий;
- удовлетворенностью теми видами деятельности, которые способствуют формированию ценностных ориентации, самовыражению, самоутверждению, самовоспитанию и саморазвитию молодого человека через свободно выбранные действия [4, C.138].
Максимально благоприятные условия приобщения молодежи к здоровому образу жизни могут быть созданы в системе учреждений образования, социального воспитания и социально-культурной сферы, имеющих большой спектр рекреационно-оздоровительных услуг.
К сожалению, как показывает практика педагоги в малой степени учитывают интересы и мотивы студентов посещения физкультурных занятий, их внутреннюю позицию в отношении ценностей физической культуры. В целом они рассматривают студентов в качестве объектов педагогического процесса, а не как его субъектов, для которых этот процесс выступает одной из составляющих их физкультурной деятельности.
В образовательную деятельность преподаватели, педагоги, тренеры должны включать компоненты, которые формируют духовную сферу молодых людей – ценностных ориентаций, степень развития интересов и потребностей, убеждений, идеалов, что в итоге определяет их социальную деятельность и содействует подготовке гармонично развитых и высоконравственных специалистов.
В системе вузовского образования возрастает приоритетное значение общечеловеческих ценностей, гуманистических начал, духовного и физического развития личности студента. Физическая культура реализуется в таких видах как неспециальное физкультурное образование – рекреативно-оздоровительная деятельность [2, C.32].
Предметом педагогики оздоровления молодежи являются условия и методы организации образовательного процесса, способствующие профилактике нарушений, сохранению всех компонентов здоровья студентов, их оптимальной социально-психологической адаптированности, формированию целостной личности, способной гармонично интегрироваться в общество, быть социально востребованной и значимой [3, С. 119].
Педагогика здоровьетворчества направлена на изменения в сознании молодежи с целью формирования потребностей, умений, решимости творить индивидуальное здоровье за счет внутренних ресурсов [3, С. 119].
Свобода выбора, разнообразие форм физкультурных занятий, профессионализм педагога, самостоятельность в принятии решений должны стать основными критериями при разработке концепции физкультурного обучения студентов.
Формирование здорового образа жизни молодежи средствами рекреативно-оздоровительной физической культуры будет эффективным в случае разработки социально-педагогическая модели формирования здорового образа жизни молодежи, включающей совокупность принципов, форм, методов, функций и средств воспитания с использованием рекреативно-оздоровительных технологий, а также комплекса организационно-педагогических условий формирования рекреативно-оздоровительной деятельности молодежи, где молодые люди выступают не только объектами педагогического процесса, но и субъекта этой деятельности.
Принципа индивидуального подхода в создании условий формирования рекреативно-оздоровительной деятельности студенческой молодежи может быть реализован:
- в создании вариативных рекреативно-оздоровительных программ, соответствующих разнообразным рекреационным потребностям молодежи;
- в направленности рекреативно-оздоровительной деятельности на обогащение, внутреннего мира личности;
- в нацеленности рекреационной деятельности на укрепление и формирование здоровьесберегающего сознания и поведения;
- в использовании форм и методов непрямого социально-педагогического воздействия на молодежь [4, 5].
Анализ социально-педагогической ситуации в современных условиях приводит к выводу о том, что новые функции преподавателя, связанные с разработкой рекреативно -оздоровительных технологий, выдвигают особые требования к профессиональным качествам педагога. Формирование здоровьесберегающего мышления педагога основывается на гуманистических концепциях, профессиональных знаниях, индивидуальном подходе к студенту.
Список литературы
1. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студент а: учеб. пособие / М. Я Виленский, А. Г. Горшков. – М. : Гардарики, 2007. – 218 с.
2. Лотоненко А. В. Физическая культура как потребность человека и общества / А. В. Лотоненко,
Б. А. Плеханов, Б. В. Федоров // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры в образовании : материалы междунар. науч.-практ. конф., 28-29 октября 2004 г. – Курск : КГУ, 2004. – С. 31-33.
3. Педагогический словарь : учеб. пособие / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова. – М. : Академия, 2008. – 352 с.
4. Синенко Г.С. Социально-педагогические условия формирования рекреативно-оздоровительной деятельности студенческой молодежи: автореф. дис. … канд. пед. наук / Синенко Галина Сергеевна. – М., 2011. – 24 с.
5. Титова Г.С. Рекреативно-оздоровительная деятельность в системе формирования здорового образа жизни молодежи / Г.С. Титова // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения. / Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. №3. – Екатеринбург, 2016. – С.99-102.