Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО, ФИЗИЧЕСКИЙ И ПСИХИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
21 апреля 2018г.

Здоровье можно рассматривать как степень выраженности адаптационных реакций, обусловленных развитием функциональных резервов организма [1]. Понятие о функциональных резервах тесно связанно с представлением об адаптационных возможностях организма [2]. По определению Р.М. Баевского [3], под функциональными резервами понимают «…информационные, энергетические, метаболические ресурсы организма, обеспечивающие его конкретные адаптационные возможности. Именно степень напряжения регуляторных систем, необходимая для сохранения гомеостаза, определяет текущее функциональное состояние человека». По мнению Э.Н. Вайнер и С.А. Кастюнина, потенциальные возможности функциональных резервов могут изменяться под влиянием целенаправленной тренировки, формируя реальные индивидуальные функциональные резервы организма [4]. При этом системообразующим фактором функциональных резервов рассматривается результат деятельности, обеспечивающий адаптацию организма к различным физическим и психоэмоциональным нагрузкам [5].

Р.М. Баевским предложена методика оценки адаптационного потенциала (АП), отражающего возможности организма к адаптации. Если в результате адаптации организм исчерпал свои резервные возможности, то адаптационный механизм нарушается, и появляются устойчивые патологические изменения.

Целью исследования является изучение влияния показателей адаптационного потенциала на результаты выполнения нормативов испытаний комплекса ГТО, физический и психический компоненты качества жизни.

Задачи исследования: Оценить уровни показателей адаптационного потенциала у студентов. Выявить уровни влияния показателей адаптационного потенциала у студентов на результаты испытаний комплекса ГТО, физический и психический компоненты качества жизни.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 235 студентов, из них 119 юношей и 116 девушек с 1 по 3 курсы ННГАСУ. Средний возраст студентов юношей, принявших участие в исследовании, составил 19,66±0,06 лет (σ=0,47), рост – 179,77±0,58 (σ=6,34), вес – 72,40±0,93 кг (σ=10,20). Средний возраст девушек составил 19,43±0,07 лет (σ=0,49), рост – 165,70±0,55 см (σ=5,97), вес – 56,23±0,66 кг (σ=7,21).

Исследовались следующие показатели: уровень физического развития и функционального состояния организма студентов (рост, вес, ЖЕЛ, САД, ДАД, показатель адаптационного потенциала (АП) по Р.М. Баевскому, показатели восстановления пульса после функциональной нагрузочной пробы (20 приседаний за 30 сек.); показатели испытаний комплексов ГТО: бег на 100 метров (сек.), бег на 2 и 3 км (мин.), плавание 50 метров, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, подтягивание из виса на высокой перекладине, прыжок в длину с места толчком двумя ногами; опросник SF-36, оценка качества жизни (КЖ), оценивающий физический и психический компоненты здоровья.

Результаты исследования и их обсуждение.

Только у 32,77% студентов юношей выявлена удовлетворительная адаптация, т.е. достаточный высокий уровень функциональных возможностей организма. Состояние остальных 77,23% студентов юношей отмечалось как напряжение механизмов адаптации, т.е. необходимые функциональные возможности обеспечиваются за счет функциональных резервов.

У девушек 50% имеют удовлетворительный уровень адаптации, характеризующийся, как достаточные функциональные возможности организма. Вторую половину результатов составили показатели «напряжения функционального механизмов адаптации».

Полученные сильные и достоверные корреляции (p<0,05) между АП и весом (r=0,32), САД (r=0,76), ДАД (r=0,43), «кистевой динамометрией» (r=0,19), ЧСС покоя (r=0,25); ЧСС нагрузки (r=0,29), «восстановления ЧСС после нагрузки» через 1, 2 и 3 минуте (r=0,28, r=0,30, r=0,33) у студентов юношей подтвердили тот факт, что АП является интегральным показателем, оценивающим функциональные возможности организма к адаптации.

Показатель адаптационного потенциала (АП) по Р.М. Баевскому у девушек также значимо коррелирует с показателями физического развития и функционального состояния: весом (r=0,38), САД (r=0,66), ДАД (r=0,66), ЧСС покоя (r=0,53); ЧСС нагрузки (r=0,20), «восстановления ЧСС после нагрузки через 1, 2 и 3 минуте» (r=0,29, r=0,35, r=0,29).

Полученные достоверные уровни корреляций, как у юношей, так и у девушек, между показателями АП и психического компонента качества жизни «социальное функционирование» sf  (r=0,19), «жизненная активность» vt (r=0,19) и « психическое здоровье» mh (r=0,19) свидетельствует о том, что напряжение адаптационных механизмом организма тесно связано с ухудшением психологического статуса студентов.

Таким образом, Адаптационный потенциал (АП) является интегральным показателем, оценивающим функциональные возможности организма к адаптации, свидетельствующий о том, что напряжение адаптационных механизмом организма тесно связано психологическим статусом студентов. Внедрение комплекса ГТО в вузе, на наш взгляд, позволит повысить не только функциональные резервы организма и уровень здоровья студентов, но будет способствовать всестороннему развитию их личности, повышению профессиональной компетенции и качества жизни в целом.

 

Список литературы

 

1.     Айдаралиев, А.А. Комплексная оценка функциональных резервов организма / А.А. Айдаралиев, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева и др. – Фрунзе, Илим.–1988. –195 с.

2.     Загрядский, В.П. Физиологические резервы организма и боеспособность человека / В.П. Загрядский // Избранные лекции по физиологии военного труда. –Л. –1972. –С.31–41.

3.        Баевский,  Р.М.  Теоретические   и   прикладные   аспекты    оценки   и   прогнозирования функционального состояния организма при действии факторов длительного космического полета/ Р.М. Баевский //Актовая речь на заседании Ученого совета ГНЦ РФ-ИМБП РАН. Москва, октябрь 2005 г. 36 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http\\diffpsychology.narod. ru\dderfices\1Baevski. doc.

4.         Вайнер, Э.Н. Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь / Э.Н. Вайнер, С.А. Кастюнин – Издательство: Флинта.- 2003.- 144 c.

5.       Курзанов, А.Н. Функциональные резервы организма в ракурсе клинической физиологии / А.Н. Курзанов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20456.