Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
21 апреля 2018г.

Одним из важнейших факторов становления демократического правового государства является развитие гражданского общества, основу которого составляет сознательное добровольное участие граждан в общественной жизни страны. В практическом измерении это означает, что уровень развития гражданского общества, укрепление гражданственности, преодоление бедности и решение многочисленных социальных проблем напрямую зависят от степени вовлечённости граждан в общественно полезную деятельность на добровольных началах.

Опыт стран, где добровольчество официально признано и поддерживается государством, свидетельствует, что наиболее эффективно проблема вовлечения населения в общественно полезную социальную активность решается через создание специализированных ресурсных организаций, работающих по территориальному принципу, называемых волонтерскими центрами (ВЦ). Они действуют на местном, региональном или национальном уровнях, имеют общие характеристики, отличающие их от других типов организаций: миссию, задачи, функции и направления деятельности.

Основная миссия центров социального волонтерства в общем виде состоит в том, чтобы более эффективно вовлекать больше добровольцев в общественно полезную деятельность для учас тия в решении социально значимых проблем общества.

Центры социального волонтерства решают следующие основные задачи:

1)     продвижение и популяризация идей, ценностей и практики добровольчества и содействие объединению добровольческих и общественно-государственных усилий для решения социально значимых проблем общества (организация и проведение массовых мероприятий для людей с инвалидностью, в том числе конкурсов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и творческих конкурсов; ведения работ по содействию в трудоустройстве инвалидов и др.).

2)     Стимулирование участия в добровольческой деятельности молодёжи, людей разных возрастов и содействие добровольцам участвовать в той деятельности, которая им интересна. Формирование спроса и предложений на добровольческие услуги.

3)       Повышение профессиональной компетентности специалистов, работающих в области управления добровольческими ресурсами, некоммерческих организаций, бизнес-организаций, образовательных учреждений, общественных групп через разработку и проведение обучающих программ, позволяющих повысить эффективность организации добровольческой деятельности в организациях.

4)       Разработка и внедрение новых стратегических инициатив, поиск инновационных путей (проектов, программ) мобилизации добровольческих усилий для участия в решении социально значимых проблем общества.

Основными видами деятельности центров социального волонтерства являются :

•         Информационная (информирование общества о ценностях и возможностях добровольчества);

•         коммуникационная (коммуникации с волонтерами, потенциальными волонтерами, добровольческими и иными организациями);

•         тренинговая/обучающая (организация и проведение тренингов, обучающих программ для организаций, работающих с волонтерами);

•          консультационная (консультирование волонтеров и организаций по всему комплексу вопросов добровольческой деятельности);

•          организационная (организация и проведение мероприятий, в т. ч. добровольческих акций, конференций, форумов, и др.).

Опыт Российского государственного социального университета по созданию сети региональных волонтерских центров свидетельствует, что сетевое партнерское взаимодействие, осуществляемое в целях профессионального обмена опытом, знаниями, планирования и проведения общих мероприятий, акций, конференций, встреч, семинаров, т.д., позволяет более эффективно решать задачи организации добровольческой деятельности на местном, региональном и национальном уровнях путём предоставления полного комплекса услуг, основанных на современных инновационных технологиях в области развития и управления добровольческими ресурсами.

Волонтерские центры работают в непосредственном сотрудничестве с органами государственной власти, государственными, некоммерческими, коммерческими организациями, общественными организациями инвалидов с целью повышения добровольческой занятости населения в организациях любых организационно-правовых форм, в которых имеется потребность в добровольческих усилиях.

Формируя спрос и предложения на добровольческие услуги на территории, на которой они действуют, центры социального волонтерства создают новые нетрадиционные рынки труда, взаимовыгодные для государства и общества. Реализуя свою основную задачу - вовлечение людей в участие в решении социальных проблем общества, добровольческие центры осуществляют целый ряд важнейших социальных функций. Они содействуют государству в реализации государственной социальной и молодёжной политики. Через вовлечение молодёжи в социальную практику содействуют социализации и самореализации молодёжи.

Создание Волонтерскиого Центра, выступающего самостоятельным структурным подразделением университета, позволяет органично встраивать его деятельность в существующую учебно-воспитательную систему Университета, что определяет максимальный охват студенческого и преподавательского состава, подкрепленного наличием студенческого самоуправления и профсоюзной организацией. Система филиалов вуза, их включенность в жизнедеятельность образовательного учреждения позволит развернуть деятельность, реализацию добровольческих проектов на всей территории РФ.

Системообразующая позиция Волонтерского центра создает условия для координации и управления по целому спектру направлений:

-   социальное патронирование детских домов;

-   социальное патронирование пожилых людей;

-   муниципальное управление (работа в местных муниципальных органах власти и муниципальных органах молодежного самоуправления);

-   медицинская помощь (службы милосердия в больницах);

-   педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков);

-       социально-психологическая и юридическая поддержка (молодежные психологические и юридические службы);

-   экологическая защита;

-        интеллектуальное    развитие     (организация     и     проведение     интеллектуальных    конкурсов, мероприятий);

-   спортивная, туристическая и военная подготовка;

-   творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников);

-   досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи);

-   социальное краеведение;

-   трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады);

-   помощь в реставрационных работах;

-   восстановление и уход за воинскими захоронениями;

-   экскурсионная деятельность;

-   информационное обеспечение, интернет-добровольчество (Википедия) и другие.

Необходимо отметить, что Волонтерский центр может вести организационную работу в каком-либо одном направлении деятельности, а может реализовать свои проекты в различных социальных и общественных сферах жизни. Последний подход структура выводит деятельность Волонтерского центра на линию от формирования и апробации механизмов вовлечения молодых людей в волонтерскую деятельность и создания методической базы обучения волонтеров до распространения эффективного опыта добровольчества и выявления партнеров в области осуществления проектов социальной направленности.

Ожидаемые результаты функционирования Волонтерского центра: создание эффективной системы управления волонтерской деятельностью в вузе, создание новых образовательных методик подготовки волонтеров в РФ, создание образовательных программ подготовки волонтеров для участия в проведении мероприятий в сфере служения обществу, в том числе спортивных мероприятий, разработка механизмов вовлечения молодых людей в волонтерскую деятельность, разработка компетентностной модели волонтера и системы ее оценки в соответствии с потребностями современного общества, организация курсов повышения квалификации по утвержденной технологии для других вузов, внедрение технологии в другие вузы, органично встраиваются в достижение основной цели воспитательной работы: «реализация единой с учебным   процессом   задачи   по   формированию   будущего   профессионала   -   гражданина   как

«высокообразованной целостной личности, обладающей высокой профессиональной компетентностью, способной творчески, соответственно усложняющимся задачам, самодостраиваясь, осуществлять свое человеческое и социальное предназначение».

Развитие национального волонтерского движения через сетевое взаимодействие всех добровольческих центров приводит к профессиональному росту, укреплению сотрудничества и взаимной поддержки; повышению уровня организационного развития каждого отдельного ВЦ, более эффективного методического и информационного обеспечения их деятельности. В конечном итоге - к повышению устойчивости и отдачи (эффективности) работы всей сети, что позволяет более эффективно обеспечивать доступ граждан к участию в добровольческой деятельности. Учитывая уникальность природы добровольческих организаций, в основе большинства которых, по определению, лежат добровольческие инициативы граждан, стратегия сетевого развития и работы ВЦ в единой национальной сети позволяет обеспечивать существенный прирост социального капитала, возникающего за счёт синергетического эффекта в результате взаимодействия посредством информационно-коммуникационных сетей, каналов связи, информации.

 

Список литературы

 

1.          Быстрова Л.И. Механизмы реализации молодежной политики в московских вузах (на примере Российского государственного социального университета) // Социальная политика и социология. 2014.№ 2 (103). С. 54-65.

2.          Волонтер и общество. Волонтер и власть / Сост. С.В. Тетерский; под ред. Л.Е. Никитиной.-М.,2000.- 190с.

3.          Волонтёрство - традиции и инновации. - М.: ЦСПГИ, 2011. - С. 43.

4.          Гиль, С. Педагогика поддержки инициатив молодежи / С.Гиль.- М., 2003.- 292с.

5.          Горлова, Н.И., Крутицкая, Е.В. Нормативно-правовое сопровождение деятельности волонтерских организаций на базе высших учебных заведений России // ж. «Юридическая мысль».- 2017.-№ 2 –с. 8- 17

6.          Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Рыбакова А.И. Психология личности: учебное пособие для студентов психолого-педагогических специальностей/направлений подготовки. М.: РУСАЙНС, 2016. 302 с.

7.          Огнев А.С. Крутицкая Е.В. Методические рекомендации по организации и развитию волонтерства в вузе. - М.: МГГУ им. Шолохова, 2015

8.          Рудницкая А.П. Российская молодежь в условиях развития крупных современных мегаполисов:вызовы и тенденции (на примере города Москвы) / Мегаполис - территория инноваций: политика, экономика, культура, репутационный капитал Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.И. Камышанова, О.Е. Гришина, М.Г. Анохина. 2014. С. 135-140.

9.          Сикорская, Л. Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного воспитания молодежи [Электронный ресурс] // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. - Т. 3. - №3. - С. 98-103. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp

10.       Фадеева Л.Д., Рыбакова А.И., Соколовская Л.Д., Быстрова Л.И., Маркина Л.А., Прудникова О.М., Рудницкая А.П., Ходырев А.А. Социальное партнерство и социальная политика в РГСУ // Актуальные вопросы современных общественных наук. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (11 марта 2017 г.). Екатеринбург, 2017. С. 15-19.

11.       Фадеева Л.Д., Рыбакова А.И., Соколовская Л.Д., Быстрова Л.И., Маркина Л.А., Прудникова О.М., Рудницкая А.П., Ходырев А.А. Социальная политика в Российском государственном социальном университете // Актуальные проблемы и достижения в общественных науках сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2017. С. 19-23.