15 апреля 2017г.
В контексте современной личностно-ориентированной парадигмы, современное образование является развивающим и развивающимся.
Иноязычное образование руководствуется принципом «образование через всю жизнь». Именно связь с жизнью помогает ученикам решать проблемы самостоятельно, обладая общеучебными умениями, навыками и компетенциями. В рамках иноязычного личностно развивающего образования, результат процесса обучения является значимым и за пределами системы.
Целесообразно отметить, что в связи ориентацией на личность учащегося, изменилась педагогическая позиция «учитель-ученик». Дети являются активными субъектами педагогического процесса.
В связи с этим учителю иностранного языка (английского) необходимо использовать технологии, средства и методы, которые отвечали бы этим особенностям и помогали детям младшего школьного возраста обучаться общению на ИЯ в форме диалога естественно, легко, осознанно, активно и творчески. Такой технологией, на наш взгляд, является использование проблемных ситуаций (в рамках проблемного обучения) в процессе обучения английского языка на начальном этапе в иноязычном образовании. [Селевко 1998: 6]
Проблемная ситуация – один из основных элементов проблемного обучения, посредством которого у учащихся рождается мысль, активизируется познавательная потребность и мышление учащихся. [Кукушин 2005:2]
Идея не является новой, она получила распространение еще в 20-х годах в советской и зарубежной школах.
Проблемные ситуации на занятиях по иностранному языку создаются на основе моделирования жизненных ситуаций, представляющих для учащихся особый интерес. Эффективность обучения с использованием проблемных ситуаций зависит от умений учеников разрешать такие ситуации, умений преподавателя предъявить ситуацию, а также обеспечить эффективность работы учащихся, управляя процессом разрешения ситуации. [Азимов 2009: 1] Учитель является фасилитатором, что в свою очередь создает ситуацию комфорта, безопасности и доверия между учениками. [Ромашина 2012: 4]
Я работаю в школе с углубленным изучением английского языка. Уроки английского языка проходят по УМК «Family and Friends», Naomi Simmons. – Oxford publishing, 2016 год. Для развития иноязычной диалогической речи по данному УМК детям предлагаются следующие задания:
Listen to the story again and repeat. Act. Look and say.
(I’m from … Where are you from? He’s from… Where is he from? They are from… Where are they from?)
Ask and answer about you/ask and answer. [Simmons 2016: 7]
Задания такого рода не позволяют в полной мере развивать иноязычную диалогическую речь учащихся. В связи с этим целесообразно было разработать и провести опытное обучение. До начала опытного обучения мы установили первоначальный уровень сформированности иноязычной диалогической речи учащихся 3-х классов.
Экстраполируя работу П.В. Степанова [Степанов 2013: 5], мы разработали авторскую карту наблюдений, с целью выявления первоначального уровня сформированности иноязычной диалогической речи младших школьников в начальном иноязычном образовании [Никитенко 2014: 3] на констатирующем этапе нашего исследования. Таблица 1 «Карта наблюдений»:
Таблица 1.
Карта наблюдений
Предмет наблюдения
|
На что важно обратить внимание
|
Необходимые текущие заметки
|
Иноязычная диалогическая речь учащегося
|
1. Умение начать
разговор/закончить разговор
|
Умение стимулировать
собеседника на общение: задавать общие вопросы 1б; специальные вопросы 1б; альтернативные вопросы 1б; уметь попрощаться 1б; благодарить за беседу 1б.
|
2. Умение реагировать
|
Умение отвечать на: вопросы
собеседника 1б; реагировать на его высказывания (statements) 1б;
желания (wishes) 1б; просьбы (requests) 1б; команды (commands) 1б; советы (advice) 1б.
|
3. Умение использовать
формы речевого этикета;
|
Приветствие/прощание 1б;
Извинения 1б; Поздравления 1б; Благодарность 1б.
|
4. Оперирование
лексическими единицами как языковыми средствами создания ИДВ в рамках конкретной темы.
|
Корректное и уместное
использование слов 1б; словосочетаний 2б; предложений 3б.
|
Предметом наблюдения явилась иноязычная диалогическая речь учащихся. Мы ее оценивали по четырем критериям, описанным в таблице выше. Каждый из четырех критериев мы оценивали по баллам.
Обработка полученных результатов представлена в таблице 2 «Интерпретация результатов».
Таблица 2.
Интерпретация результатов:
Уровень
|
Баллы
|
Статус
|
Высокий
|
15-21
|
1. проявляет терпимое отношение к
собеседнику (не перебивает одноклассника);
2. активно слушает собеседника;
3. использует стимулирующие реплики;
4. сообщает свои мысли на языке понятном партнеру.
|
Средний
|
6-14
|
1. слушает собеседника;
2. использует стимулирующие реплики с незначительными ошибками;
3. сообщает свои мысли на языке понятном партнеру с ошибками;
|
|
|
4. время от времени присутствует вербальный
контакт.
|
Низкий
|
1-5
|
1. отсутствие интереса или намерения к
беседе;
2. отсутствие стимулирующих реплик;
3. отсутствие вербального контакта;
4. использование заученных фраз, не соответствующих теме диалога.
|
В ходе использования данной карты наблюдений учитель может реализовать следующие функции педагога:
-диагностическую;
-организационно-прогностическую;
-аналитико-оценочную;
-организаторскую;
-коррекционную.
Список литературы
1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий: теория и практика обучения языкам / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: ИКАР, 2009. – С. 220-221.
2. Кукушин В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – С. 285.
3. Никитенко З.Н. Методическая система овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования: афтореф. дис. …док. пед. наук: 13.00.02: защищена 16.09.15 / З.Н. Никитенко. – Москва, 2015. – С. 49.
4. Ромашина С.Я. Фасилитативная педагогика в высшем образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом №6. – 2012. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fasilitativnaya- pedagogika-v-vysshem-obrazovanii (дата обращения: 06.02.2017.
5. Степанов П.В. Новое в психолого-педагогических исследованиях// теоретические и практические проблемы психологии и педагогики: научно-практический журнал. – 2013. - №3(31). – С. 129-133.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб.пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – С. 17-18.
7. Simmons N. «Family and Friends» class book / Naomi Simmons, Tamzin Thompson, Liz Driscoll– Oxford University Press, 2016. – 124 p.